Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Вторая доблесть, которой обладает наилучшее по своему устройству государство, -“мужество”(andreia). Оно, так же как и “мудрость”, свойственно лишь небольшому

157

кругу лиц, хотя в сравнении с мудрыми этих лиц больше.

В отличие от “мудрости”и “мужества”третья доблесть совершенного государства, или “сдерживающая мера”(sophrosyne), есть уже не качество особого класса, а доблесть, принадлежащая всем членам наилучшего государства. Там, где она налицо, все члены общества признают и соблюдают принятый в совершенном государстве закон и существующее в нем правительство, сдерживающее и умеряющее дурные порывы. “Сдерживающая мера”приводит к гармоническому согласию лучших и худших сторон”(Платон, Государство, IV, 430 D-А).

Четвертая доблесть совершенного государства-“справедливость”(dicaiosyne). Ее наличие, ее торжество в государстве подготовляется и обусловливается “сдерживающей мерой”. Именно в силу “справедливости”каждый класс, каждый разряд в государстве и каждый отдельный человек, одаренный известной способностью, получает для исполнения и осуществления свое особое дело. “Мы положили, -поясняет Платон, -что из дел в городе каждый гражданин должен производить только то одно, к чему его природа наиболее способна”(там же, IV, 433 А). Со всеми указанными выше тремя доблестями “состязается кроющееся в государстве стремление, чтобы каждый делал свое”: способность каждого делать свое борется за добродетель города с его мудростью, сдерживающей мерой и мужеством (там же, IV, 433 D).

158

Классовая точка зрения Платона, его социальный и политический аристократизм, восхищение обществом египетского типа с его кастовым строем, с характерным для него трудным осуществлением перехода из одной касты в другую получили чрезвычайно яркое выражение в платоновском понимании “справедливости”. В этом понятии для Платона нет ничего уравнительного, сглаживающего или отрицающего различия классов. Менее всего Платон стремится к тому, чтобы уделить гражданам и классам граждан одинаковые права. Всеми силами он хочет оградить свое идеальное государство от смешения классов, от исполнения гражданами одного , класса обязанностей и функций граждан Другого класса. Он прямо характеризует “справедливость”как доблесть, не допускающую

возможности подобного смешения.

Наименьшей бедой, по его мнению, было бы смешение или совмещение различных специальностей внутри класса работников производительного труда: если, например, плотник станет делать работу сапожника, а сапожник -работу плотника или если кто-либо из них захочет делать и то и другое.

Но было бы уже, по Платону, прямо гибельно для государства, если бы какой-то ремесленник или промышленник, возгордившись своим богатством или могуществом, пожелал бы заняться воинским делом, а воин, неспособный и неподготовленный к тому, чтобы быть советником и руководителем государства, посягнул бы на функцию

159

управления или если кто-нибудь захотел бы одновременно совершать все эти дела (Платон, Государство, IV, 434 А-В).

Даже при наличии первых трех видов доблести многоделание и взаимный обмен занятиями причиняют государству величайший вред и потому “весьма правильно могут быть названы злодеянием”(cacoyrgia) (там же, IV, 434 С), “величайшей несправедливостью против своего города”(Платон, Государство, IV, 434 С). И наоборот, “делание своего”(oiceopragia) во всех трех видах деятельности, необходимых для государства, “будет противоположно той несправедливости,-будет справедливостью и сделает город справедливым”(Платон, Государство, IV, 434 С).

МАКРОМИР ГОСУДАРСТВА И МИКРОМИР ДУШИ ОТДЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Отрицаний платон говорит в федонеи софисте
Платон
Так поступает 65и платон


сайт копирайтеров Евгений