Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Опираясь на эту характеристику, можно установить ряд важных признаков платоновского определения прекрасного, и не только его одного, но и признаков каждого “вида”(“эйдоса”), каждой “идеи”. Эти признаки-объективность бытия “идеи”, ее безотносительность,

44

независимость от всех чувственных определений, от всех условий и ограничений пространства, времени и т. д.

“Идея”противопоставляется у Платона всем ее чувственным аналогам, подобиям и отображениям в мире вещей, воспринимаемых нами посредством чувств. Чувственные вещи необходимо изменчивы и преходящи, в них нет ничего прочного, устойчивого, тождественного, постоянного. Эта непрерывная текучесть, изменчивость чувственных вещей раскрывается в ряде диалогов Платона, в том числе в “Федоне”. “А что мы скажем, -спрашивает здесь Сократ Кебета, -о многих прекрасных вещах, ну, допустим, о прекрасных людях, или плащах, или конях, что мы скажем о любых других вещах, которые называют тождественными или прекрасными, короче говоря, обо всем, что одноименно вещам самим по себе? Они тоже неизменны или, в полную противоположность тем, первым , буквально ни на миг не остаются неизменными ни по отношению к самим себе, ни по отношению друг к другу?”-“Они все время меняются”, -отвечает Кебет (Платон, Федон, 78 Е).

Напротив, “идея”прекрасного, т. е. прекрасное само по себе, истинно-сущее прекрасное, не подлежит -так утверждает Платон - никакому изменению или превращению, идея эта совершенно тождественна самой себе и есть вечная сущность. “То бытие, существование которого мы выясняем в наших вопросах и ответах, -спрашивает Сократ, -что

45

же оно всегда неизменно и одинаково или в разное время иное? Может ли равное само по себе, прекрасное само по себе, все вообще существующее "само по -себе, то есть бытие, претерпеть какую бы то ни было перемену? Или же любая из этих вещей, единообразная и существующая сама по себе, всегда неизменна и одинакова и никогда, ни при каких условиях ни малейшей перемены не принимает?”-“Они должны •быть неизменны и одинаковы, Сократ”, -отвечает Кебет (там же, 78 D).

Как “идея”прекрасное есть сущность, чувственно не воспринимаемая. Платон характеризует сущность, например сущность прекрасного, как безобразную, бесформенную. Такими чертами характеризуется истинносущее в “Федре”. Это не лишенность формы, или безусловное отсутствие формы, а нечувственный характер образа, или формы. По разъяснению Платона, в этом диалоге местопребывание “идей”-не чувственно зримые, а “наднебесные места”(hyperoyranios topos). Эти места “занимает бесцветная, бесформенная, неосязаемая сущность (he gar achromatos te cai aschematistos cai anaphes oysia ontos oysa), подлинно существующая, зримая лишь кормчему души •-разуму”(Платон, Федр, 247 С).

Только несовершенство нашего способа мышления, только привычка к чувственному восприятию внушает нам, по Платону, ошибочное представление, будто “идеи”находятся в каком-то пространстве подобно чувственным

46

вещам, которые представляются нам как обособленные друг от друга. Согласно утверждению Платона, источник этой иллюзии-материя. Под “материей”Платон понимает, собственно говоря, не вещество, а постигаемый каким-то “незаконным рассуждением”род пространства, причину обособления единичных вещей чувственного мира. Взирая на этот род пространства, “мы точно грезим и полагаем, будто все существующее1 должно неизбежно находиться в каком-то месте и занимать какое-нибудь пространство, а то, что не находится ни на земле, ни на небе, то и не существует”(Платон, Тимей, 52 В).

Но взгляд этот, наделяющий “идею”чувственно воспринимаемой формой, по Платону, ошибочен. Вследствие этого взгляда, говорит Платон, даже и освободившись от этой иллюзии, даже и после пробуждения “мы не можем определенно выражать правду, отличая все эти и сродные им представления от негрезящей, действительно существующей природы”(Платон, Тимей, 52 С).

Форма, какой является “идея”, по Платону, не чувственная. Только в несобственном, чрезвычайно неточном смысле к “идеям”Платона могут быть прилагаемы определения пространства, времени и числа. В отношении “идей”определения эти только метафоры, уподобления. В строгом смысле слова, “идеи”как их понимает Платон, запредельны по отношению к чувственному миру.

Здесь мы достигли точки, остановившись на которой и оглядываясь на ранее изложенное,

47

мы можем характеризовать принципиальную основу философии Платона. Учение Платона есть идеализм, так как, согласно Платону, реально существует не чувственное явление предмета, но лишь его умопостигаемая, бестелесная, не воспринимаемая чувствами сущность.

Но идеализм существовал в истории философии в двух формах: как идеализм субъективный и как идеализм объективный. Для субъективного идеализма реально только то, что является человеку в субъективных формах сознания. Субъективный идеализм антропологичен, он опирается на идеалистически истолкованные формы человеческого сознанания. Его принцип хорошо выразил старший современник Сократа Протагор: “Человек есть мера всех вещей: существующих в том, что они существуют, несуществующих в том, что они не существуют”1 (Цитируется по 25).

Напротив, для объективного идеалиста в основе всех явлений лежат сущности, бестелесные по своей природе, но существующие объективно, независимо от субъекта. Поскольку они бестелесны, учение это -идеализм. Поскольку они существуют объективно, это объективный идеализм.

Учение Платона об “идеях”, конечно, есть учение идеализма объективного. Нечувственная

Тезис Протагора противоречит, однако, его воззрению, также засвидетельствованному, согласно которому в основе природы лежит “текучая материя”(влияние гераклитовского материализма).

48

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Причиной творчества в искусстве платон признал одержимость
В чем причина таких любовных порывов у животных -ты можешь сказатьи я снова сказал
Обучение новым политическим знаниям
В плане гносеологическом идеирассматриваются у платона как идеи о формах бытия
Неоплатонизм-философия эпохи римской империи последних веков ее существования

сайт копирайтеров Евгений