Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Что касается полного молчания Аристотеля о платоновской “самокритике”теории “идей”, то, согласно разъяснению А. Н. Гилярова, молчание это ничего не доказывает (там же, стр. 355-). Если основываться только на Аристотеле, то пришлось бы, например, утверждать, будто Платон не допускал существования “идей”отношений, “идей”отрицаний, “идей”продуктов ремесленной деятельности и произведений искусства или будто Платон не видел в “идеях”целей бытия и целей генезиса. Но эти учения налицо в ряде сочинений Платона, тех самых, на которые сам Аристотель по другим поводам и в других случаях ссылается как на бесспорно

123

принадлежащие Платону. Так, об “идеях”отношений и отрицаний Платон говорит в “Федоне”и “Софисте”, об “идеях”произведений искусства -в “Государстве”и “Кратиле”, об “идеях”как целях существующего и возникающего -в “Федоне”, “Филебе”и “Государстве”. А так как нет оснований заподозрить Аристотеля в намеренном искажении учений Платона, то неточность, встречающуюся у Аристотеля в характеристике теории “идей”, естественнее объяснить небрежностью (12, стр. 356).

В частности, что касается довода “третий человек”, то, как указывает А. Н. Гиляров, довод этот совершенно ясно намечен в “Государстве”и в “Тимее”. В “Государстве”Платон доказывает, что бог мог создать только одну идеальную скамью, “так как если бы он создал две, то появилась бы вновь одна, вид которой имели бы те две первые, и истинно сущей скамьей была бы та единая скамья, а не эти две”(Платон, Государство, X, стр. 597). Еще показательнее рассуждение Платона в “Тимее”. Здесь он ставит вопрос: правильнее ли предполагать единый мир или беспредельное множество1 миров ? По Платону, правильнее предполагать, что мир един, если только он построен по образцу: “То, что содержат в себе все умопостигаемые животные, не может существовать как второе при другом, так как в таком случае должно было бы существовать еще другое животное, обнимающее собой те два, как их части, и тогда было бы правильнее

124

сказать, что мир устроен не наподобие их, а наподобие того, которое их обнимает”(Платон, Тимей, 31 А-В).

В литературе о Платоне была высказана и другая точка зрения в объяснении платоновской “самокритики”, т. е. критики Платоном собственной теории “идей”. Авторы этой точки зрения или, точнее, гипотезы -Джордж Грот, Джексон и Гирцель. Все они не отрицают подлинности, т. е. принадлежности Платону “Филеба”, “Парменида”и “Софиста”. Но они полагают, что эти диалоги поздние в творчестве Платона и что они относятся к периоду, когда у самого Платона возникли сомнения в истинности теории “идей”. Однако, согласно А. Н. Гилярову, и в этой гипотезе нет необходимости: все противоречия теории “идей”могут быть выведены из диалектического учения Платона о нераздельном единстве тождественного и иного, единого и многого, пребывающего и подвижного (12, стр. 355).
125

Учение Платона разрабатывалось в течение более чем полувека. За это время оно не осталось одним и тем же, но развивалось и изменялось. Важным этапом в идейном развитии Платона оказалось происшедшее еще в Италии его сближение с пифагорейцами, влияние их религиозно-этического учения, их философии числа и их космологии.

Ранние пифагорейцы (VI в. до н.э.) представляли скорее религиозно-нравственную секту, чем научную школу. Но уже основатель школы Пифагор пришел на основе занятий математикой, музыкальной акустикой и астрономией к убеждению, что все сущее происходит из “чисел”. На эту мысль, которая может показаться странной, Пифагора и его учеников навело прежде всего открытие числовых закономерностей, лежащих в основе благозвучных музыкальных интервалов октавы, квинты и кварты.

Принципиальное значение этого открытия трудно переоценить. Для непосредственного восприятия музыкальные интервалы казались явлением чисто качественных различий;

126

вот это -благозвучный аккорд октавы, а это -квинты, а это -кварты. Исследования пифагорейцев показали, что основу этих качеств образуют именно количественные различия, определяемые числом. Иными словами, качество сводится к лежащему в его основе числу. Качество-только видимость, реальность и сущность -в числе.

Воззрение это, подтверждавшееся в области музыкальной акустики, подтверждалось как будто и в астрономии. Распределение орбит планет в мировом пространстве также сводилось к числовым пропорциям и отношениям.

Пифагорейцы не ограничивались установлением роли числа в частных сферах акустики и астрономии. Принцип, обоснованный в этих сферах, они обобщили и превратили в основной принцип своего учения о бытии. Все произошло из числа. В основе всех качественных свойств и различий лежат свойства и отношения чисел.

Как ни наивно было это воззрение, в нем таилась важная и глубокая мысль. Пифагорейцы первые наметили принцип будущего математического естествознания. В дальнейшем их догадки и наблюдения привели к гораздо более серьезным и важным обобщениям. Этико-религиозная секта, не утрачивая этого своего характера, становится одновременно и научной школой. Пифагорейцы разрабатывают вопросы математики, акустики, космологии, психологии, медицины.

127

Математические и космологические учения пифагорейцев IV в. (таких, как Архит) и конца V в. (таких, как Филолай), несомненно, были известны Платону и должны были привлечь его внимание. Возможно и вероятно, что не только пифагорейцы повлияли на Платона, но что пифагорейские теории IV в. сами сложились и развивались под влиянием платонизма. В позднем и весьма важном для понимания платонизма диалоге “Тимей”Платон прямо вкладывает излагаемое им космологическое учение в уста пифагорейца.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   


О подлинной принадлежности платону дошедших под его именем сочинений

В плане гносеологическом идеирассматриваются у платона как идеи о формах бытия
Неоплатонизм -философия совершенно другой исторической эпохи

сайт копирайтеров Евгений