Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В частности, для человека одна из наиболее полных характеристик блага дана Платоном в “Филебе”. Здесь в качестве условий человеческого блага указаны: 1) участие в вечной природе “идеи”; 2) воплощение “идеи”в действительности; 3) наличие разума и обладание знанием; 4) владение некоторыми науками, искусствами, а также обладание правильными мнениями и 5) некоторые виды чистых чувственных удовольствий, например, от чистых тонов мелодии или цветов в живописи (Платон, Филеб, 64 С и 66 А).

Таковы главные черты учения Платона об “идеях”. Нетрудно заметить, что учение это должно было порождать ряд вопросов. Чем более определенно характеризовал Платон нечувственную и даже сверхчувственную,

54

идеальную природу “эидосов”, или “идей”, тем труднее было ему объяснить, каким образом их сущность может сделаться предметом человеческого познания, да ещё вдобавок познания достоверного. Уже постижение “идеи”прекрасного, на котором так часто останавливается Платон, представляет труднейшую задачу. В самом деле, прекрасное как “идея”вечно, чувственные вещи, называемые прекрасными, преходящи: они возникают и погибают; прекрасное само по себе неизменно, прекрасные чувственные вещи изменчивы и т. д.

На первых порах все эти сопоставления, вернее, противопоставления естественно порождают впечатление, что у Платона область “идей”совершенно противоположна области чувственных вещей. Нет и не может быть никакого перехода от мира бестелесных “идей”к миру вещей и обратно. Следуя этому первому впечатлению и не принимая достаточно во внимание всю совокупность воззрений Платона, некоторые историки античной философии, в частности исследователи учения Платона, характеризовали это учение как дуализм обоих миров -“идей”и “вещей”, сверхчувственных идеальных образцов и их чувственных подобий мира

Однако глубокое отличие платоновских “идей”от одноименных с ними и обусловленных ими чувственных вещей не есть все же совершенный дуализм обоих миров. По Платону, мир чувственных вещей не отсечен от

55

“идеи”: он стоит в каком-то отношении к миру “идей”. Платон пытается как-то характеризовать это отношение. По его собственному выражению, вещи “причастны”“идеям”. Миру истинно сущего бытия (to ontos on), или миру “идей”, у Платона противопоставлен не мир чувственных вещей, а мир небытия (me on). Что же оно такое, это “небытие”? По разъяснению Платона, “небытие”-это “материя”. .Но под “материей”Платон понимает отнюдь не вещественную основу, или субстанцию вещей. “Материя”Платона, как уже было сказано, -беспредельное начало и условие пространственного обособления множества вещей, существующих в чувственном мире. В образах мифа Платон характеризует материю как всеобщую “кормилицу”, как “восприемницу”всякого рождения и возникновения.

Однако “идеи”и “материя”, иначе области “бытия”и “небытия”, противостоят у Платона не в качестве начал равноправных и равносильных. Это не две “субстанции”-духовная и “протяженная”(материальная), как они изображались в XVII в. в философии Декарта. У Платона миру, или области, “идей”, нечувственных прообразов, принадлежит неоспоримое и безусловное первенство. Так как “идеи” -истинно сущее бытие, а материя -небытие, то, по Платону, не будь “идей”, не могла бы существовать и “материя”. Правда, небытие существует необходимо. Более того, необходимость его существования ничуть не меньше необходимости

56

существования самого бытия 1. Однако в связи категорий сущего “небытию”необходимо предшествует “бытие”. Чтобы “материя”могла существовать в смысле Платона-в качестве “небытия”, т. е. как принцип обособления отдельных вещей и их множества в пространстве, -необходимо существование непространственных “идей”с их сверхчувственной, только умом постигаемой целостностью, неделимостью и единством.

Здесь возникает естественный вопрос: в каком отношении к миру “идей”и к миру “материи”(“небытия”, “пространства”) стоит мир чувственных вещей? Чувственный мир, каким его представляет Платон, не есть ни область “идей”, ни область “материи”.Он есть нечто “среднее”(to metaxy) между обеими сферами. Впрочем, “срединное”положение чувственных вещей между миром бытия и небытия не следует понимать так, будто, по Платону, над миром чувственных вещей непосредственно возвышается мир “идей”. Между областью “идей” и областью вещей у Платона посредствует еще “душа мира”, или мировая душа (he toy cosmoy psyche). Чувственный мир не непосредственное, но все же порождение мира “идей”и мира “материи”. При этом мир “идей”есть мужское, или активное, начало, мир “материи”-начало женское, или пассивное, а мир чувственно воспринимаемых вещей -детище обоих.

Положение это, возможно, отражает влияние философии Демокрита и Левкиппа.

57

Мифологически отношение “вещей”к “идеям”-отношение порожденности; объясненное в философских терминах1, оно-отношение “причастности”вещей “идеям”. Каждая вещь чувственного мира “причастна”и своей “идее”, и “материи”. “Идее”она обязана всем, что в ней относится к “бытию”, иначе -всем, что в ней вечно, неизменно, тождественно. Поскольку чувственная вещь “причастна”своей “идее”, она есть пусть несовершенное и искаженное, но все же ее отображение, или подобие. Но поскольку чувственная вещь имеет отношение к “материи”, к беспредельной делимости “кормилицы”и “восприемницы”всех вещей, она причастна к небытию.

Мир чувственных вещей есть, по мысли Платона, область непрекращающегося становления. Мир этот, объемлемый душой мира, сопричастен бытию и небытию, совмещает в себе противоположные определения сущего и не-сущего.

Все это сложное построение Платона глубоко уходит своими корнями в почву предшествующей Платону греческой философии. Парменидовскую характеристику бытия, истинно сущего Платон перенес на свои “идеи”. Это -их вечность, самотождественность, безотносительность, независимость от определений

1 Впоследствии Аристотель будет оспаривать именно философскую вразумительность и точность платоновских терминов “участие”, “причастность”и будет утверждать, что это только пустые метафоры,

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Или в основе творчества лежит рациональное знание -
Небытие
Внечувственное интеллектуальное видениепрекрасного


сайт копирайтеров Евгений