Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Антология мировой философии. т. 1. Философия древности и средневековья

В. Соколов. Философия древности и средневековья ... 8

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ............ 69
Философия ведического периода ....... —
Самхиты ............... —
Упанишады ....... ..... 75
Философия эпического периода ........ 93
Бхагавад-гита . . .......... 94
Мокшадхарма . . .......... 107
Анугита ............... 114
Ранний буддизм ............. 116
Дхаммапада ............ 129
Философия раннего средневековья (классический
период) ................. 133
Артхашастра . . . . . . . . .... . . 137
Харибхадра . ... ...................... ... . 138
Негативная диалектика Нагарджуны . 153
Веданта ........ . . . . . . . 157
Чарвака-локаята . . ......... 164
Религиозная инквизиция и ее влияние на
науку ................ 172
Религия создана для обмана народа .... 173
Бхартрихари ............. 175

КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ............ 181
Лао-цзы ...............—
Конфуций ............... 190
Мо-цзы .................. 196
Ян Чжу ................. 205
Мэн-Цзы ..... ........... 206
Чжуан-цзы ............... 210
Поздние моисты .............. 217
Сюнь-цзы ................. 223
Хань Фэй-цзьт ....... ........ 235
Дун Чжун-шу ............... 239
Ван Чун .......... 343
Фань Чжэн ................ 249
Чжан Цзай ........ ...... 251
Чжу Си ................. 255

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ ............ 262
Гомер и Гесиод .............. —
Милетская школа . . ........... 267
Фалес ................ 268
Анаксимандр ............. 270
Анаксимен .......... .... 273
Гераклит . . . ........... 275
Пифагорейская школа ............ 280
Пифагор ............... 286
Алкмеон . . ............ 288
Филолай ............... —
Элейская школа .............. 290
Ксенофан .............. 292
Парменид ....... ...... 293
Зенон ................ 296
Эмпедокл .............. 299
Анаксагор .............. 308
Софисты ................. 315
Протагор .............. 316
Горгий ............... 318
Продик ............... 319
Фразимах .............. —
Гиппий ............... 320
Антифонт .............. —
Левкипп — Демокрит ............ 321
Эпикур . . ............... 346
Лукреций ................. 360
Платон ............... ... 370
Аристотель ................ 407
«Метафизика» .. .......... 408
«Категории» . ............ 428
«Аналитика вторая» ....... . . 435
«Физика» .............. 439
«О душе» .............. 452
«Этика» ............... 458
«Политика» . . . .......... 465
Стоики .................. 475
Сенека .................. 503
Марк Аврелий ............... 519
Секст Эмпирик ........ ....... 525
Плотин . ................ 536
Прокл .................. 554

РАННЕХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ...... 581
Августин ................. —
Ареопагитики ............... 606

ВИЗАНТИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ .......... 621
Иоанн Дамаскин .............. —
Михаил Пселл ............. 626
Иоанн Итал ................ 627

АРМЯНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ............ 630
Езник Кохбаци . .......... . .. . 631
Давид Анахт ...............................• 634
Аноним (VI в.) ........... . ..... 639
Анания Ширакаци ........... .... 641
Иоанн Саркаваг .......... ... 644
Мхитар Гош .............. . ..............645
Иоанн Ерзынкаци ......................б46
Ваграм Рабуни ..................... . 649
Иоанн Воротнеци ............ .... 651
Григор Татеваци ..................... 654

ГРУЗИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ... 660
Некресели ................ —
«Мудрость Балавара» ............ 661
Ефрем Мцире ....... ........ 662
Петрици ................. 663
Руставели . . . . . ........... 669

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ........ 684

РУССКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ
И ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (XI—XIVвв.) 694
Повесть временных лет .......... —
Поучение Владимира Мономаха .... . . . 699
Послание митрополита Никифора Владимиру Мономаху .............. 701
Изборник Святослава 1076 г. ......... 702
Слово о законе и благодати ......... —
Слово о полку Игореве ........... 703
Слово Даниила Заточника .......... 705
Кирилл Туровский ............. 706
Памятники новгородско-псковских еретиков-стригольников ............... 707

МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 709
Аль-Кинди ... ............ —
Фараби ................. 717
Ибн-Сина ................. 730
Газали .................. 744
Ибн-Рушд ................ 751

ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ .... 765
Йбн-Гебироль ............... 765
Маймонид . .............. 781

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ .................... 787
Иоанн Скот Эриугена ............ —
Абеляр .................. 794
Давид Динанский . . ............ 809
Сигер Брабантский ............. 812
Фома Аквинский .............. 823
Роджер Бэкон ............... 862
Дунс Скот ................ 877
Оккам .................. 890

Примечания . . . . .. .. . .... ... 909
Указатель имен . . . . .. . . . . . . . 923
Предметный указатель . . . . . . . . . . 927


Антология   мировой   философии.   В  4-х  томах.
А 72        Т. 1, ч. 1 и 2. М., «Мысль», 1969. (АН СССР.
Ин-т философии. Философ. наследие). Т. 1.  Философия древности и средневековья. Ред. коллегия: В. В. Соколов (ред.-составитель первого  тома  и  авт.   вступит.   статьи)  и др. 1969. 936 с. с илл.
«Антология мировой философии» — это своего рода «путеводитель», помогающий разобраться в обширной литературе классиков философской мысли. Осуществляемая в «Антологии» подборка текстов при сравнительно небольшом объеме дает достаточно полное представление о крупнейших философах мира. Первый том содержит извлечения из важнейших памятников древней и средневековой философии стран Востока и Запада. Значительная часть текстов впервые публикуется на русском языке. Издание снабжено примечаниями, предметным и именным указателями.


WORD, 5,8 Mb

В многогранном наследии духовной культуры человечества, на фундаменте которой выросло марксистско-ленинское учение, особое место занимает история философии. Любая наука, стремящаяся к новым творческим результатам, не может быть равнодушной к своему прошлому, к своей истории. И пожалуй, наибольшая связь со своим прошлым существует у философской науки, оперирующей понятиями и категориями максимальной общности.
На необходимость изучения истории философии как лучшего пути совершенствования и развития теоретического, творческого мышления не раз указывали классики марксизма-ленинизма. По словам Ф. Энгельса, «теоретическое мышление является прирожденным свойством только в виде способности. Эта способность должна быть развита, усовершенствована, а для этого не существует до сих пор никакого иного средства, кроме изучения всей предшествующей философии» (if. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 366).
Конечно, лучший путь усвоения философских сокровищ, накопленных человечеством в течение десятков веков, — тщательное изучение огромного множества произведений, в которых они сконцентрированы. Но этот путь под силу только специалистам, посвятившим такому изучению всю свою жизнь. Между тем стремление к философскому, а следовательно, и историко-философ-
5

скому знанию, стремление, составляющее, быть может, центральный нерв всестороннего развития личности как неотъемлемого элемента коммунистической культуры, представляет собой в наши дни одну из отличительных черт духовного облика советского человека. Оказать ему помощь в историко-философском образовании — в этом и состоит главная цель четырехтомной «Антологии мировой философии».
Ее составители и редакторы старались выбрать из произведений мыслителей прошлого тексты, содержащие те идеи и суждения, которые в наибольшей степени характеризуют мировоззрение этих мыслителей и их эпох.
В предлагаемой читателю «Антологии» представлено развитие мировой философской мысли от ее зарождения до начала второй половины XIX в., т. е. до становления философии марксизма.
Первый том данного издания содержит извлечения из важнейших памятников древней и средневековой философии.
Следует сказать, что при составлении «Антологии» встретились значительные трудности. Они связаны прежде всего с тем, что на русском языке мало изданий подобного рода. Не считая некоторых дореволюционных переводных — притом не с языка оригинала, а с языка переводов — хрестоматий (например, «Отрывки из сочинений великих философов» А. Фуллье, 1895 г.) и некоторых пособий по отдельным разделам истории философии, изданным в советский период (по античной философии, по философии французских материалистов, по философской и общественно-политической мысли народов СССР), предшественницей предлагаемой ныне четырехтомной «Антологии мировой философии» можно назвать «Книгу для чтения по истории философии», изданную в двух томах под редакцией А. М. Деборина в 1924 г. Но это издание носило весьма выборочный, «селективный», иногда совершенно случайный характер. В предлагаемой теперь советскому читателю «Антологии» основные философы и их тексты представлены значительно систематичнее. Хотя, конечно, и наше издание не может претендовать на полноту как в отно-
6

шении творцов мировой философии вообще, так и в отношении текстов тех философов, которые представлены в данном томе. Но немаловажно отметить, что значительная часть этих текстов впервые публикуется на русском языке, а многие извлечены из изданий, давно ставших библиографической редкостью. Таким текстам (особенно в данном томе) отдается предпочтение перед теми, которые в большей мере доступны читателю.
Следует сказать несколько слов и о расположении философских текстов. Когда философские идеи в произведениях, хотя бы и полностью дошедших до нас, выражены фрагментарно (например, Платон, Августин, не говоря уже о многих древнегреческих философах, от сочинений которых до нас дошли только фрагменты), мы даем тематические подборки этих текстов. Когда же цельные произведения очень трудно разрывать на от-дельные фрагменты (например, Аристотеля), мы даем сплошные отрывки (нередко, конечно, с пропусками) из этих произведений.
Имена всех составителей, авторов вступительных очерков к текстам и переводчиков указаны в этих очерках. При отсутствии таких указаний подбор и авторство принадлежат редактору-составителю данного тома.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Философская мысль человечества зарождается в эпоху, когда на смену первобытнообщинному строю приходили первые классовые общества и государства. Отдельные философские идеи, обобщавшие многотысячелетний опыт человечества, можно подметить уже в некоторых литературных памятниках Древнего Египта и Древнего Вавилона. Однако в силу ряда исторических условий здесь не сложились философские традиции, и при рассмотрении духовной культуры этих древнейших классовых обществ и государств мы не можем говорить ни о философских памятниках, ни тем более о философских школах.
Такие традиции ранее всего, по всей видимости, сложились в Древней Индии, история классового общества которой начинается примерно одновременно с такой же историей Египта и Вавилона. Эпоха, в которую возникают памятники, кладущие начало философской традиции в Древней Индии, датируется вторым тысячелетием — началом первого тысячелетия до н. э., когда вторжение скотоводческих племен с северо-запада (так называемых ариев), покорение ими населения этой страны и разложение первобытнообщинного строя привели к появлению в Древней Индии социально-экономической структуры классового общества.
С точки зрения человека нового времени и тем более современного человека, это древнее классовое общество
8

отличается крайней медленностью своего исторического развития. Она объясняется прежде всего особенностями разделения труда в этом примитивном классовом обществе со слаборазвитым обменом и в особенности большой устойчивостью сельской общины, в которой земледелие (обычно ирригационное) было соединено с ремеслом. Как отмечает Маркс в «Капитале», «простота производственного механизма этих самодовлеющих общин, которые постоянно воспроизводят себя в одной и той же форме... объясняет тайну неизменности азиатских обществ, находящейся в столь резком контрасте с постоянным разрушением и новообразованием азиатских государств и быстрой сменой их династий. Структура основных экономических элементов этого общества не затрагивается бурями, происходящими в облачной сфере политики» *.
О примитивности классовой структуры древнеиндийского общества свидетельствует система варн, а позднее каст — замкнутых социальных образований, объединявших людей строго определенных профессий, исключавших переход из одной касты в другую и запрещавших межкастовые браки. Первое место в социальной иерархии принадлежало брахманам, т. е. жрецам, обычно сочетавшим в древности функции священнослужителей с функцией ученых (разумеется, в меру имевшихся в то время скромных зачатков научных знаний), затем шли кшатрии — военно-административная знать, вайшьи — свободные члены общины, занимавшиеся земледелием, ремеслом и торговлей как в городах, так и в деревнях. Эти три варны возникли в процессе разложения первобытнообщинных отношений у ариев. Четвертая же вар-на — варна шудр, куда входили неполноправные общинники, на долю которых доставались самые неприятные виды труда, — образовалась главным образом из местных племен, покоренных ариями в ходе военных действий.
Самой влиятельной, массовой и распространенной формой идеологической жизни древних классовых обществ была религиозно-мифологическая.
* К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 371.
9


При рассмотрении роли мифологии в формировании философского мышления необходимо сказать несколько слов о методе мифологического осмысления мира. Мифология возникает за много тысячелетий (следует, по-видимому, говорить о десятках тысячелетий — со времени появления современного, так называемого разумного человека) до возникновения классового общества. Значительная, если не самая важная часть ее содержания была своеобразным отражением природы в сознании первобытнообщинного человека. Такое отражение первоначально представляло собой восприятие ее сквозь призму производственно-родовых, кровнородственных отношений. Соответственно метод мифологии сложился как метод примитивной аналогии между близкими и казавшимися понятными отношениями родовой общины и совершенно непонятными явлениями грозной природы. Такая аналогия нередко сводилась к отождествлению образа вещи с самой вещью. Многотысячелетняя эволюция мифологических образов, представлений — весьма сложный процесс, определявшийся трудовым опытом человечества и неразрывно связанным с ним накоплением элементов реальных знаний природы, изменениями в социальной структуре общины, особенно в связи с ее разложением и формированием классового строя, а также изменениями в сознании самого человека.
Первым памятником религиозно-мифологической мысли древних индийцев были Веды, возникшие, по-видимому, между вторым и первым тысячелетиями до н. э. и являющиеся одним из древнейших литературных памятников человечества. Веды сыграли огромную, определяющую роль в развитии духовной культуры древнеиндийского общества, включая и развитие философской мысли.
В этой связи необходимо подчеркнуть, что очень нелегко определить начало собственно философской мысли в недрах почти совсем недифференцированной религиозно-мифологической идеологии. Слово «веды» в переводе с санскритского на русский язык означает «знание». Но это знание особого рода, знание, как оно представлялось человеку той эпохи. Веды состоят из гимнов, молитв, жертвенных формул, заклинаний и т. п.
10


Важнейший из четырех больших сборников, на которые распадаются Веды, складывавшиеся в течение многих веков, называется «Ригведа» (отрывки из которой читатель найдет ниже). Ригведа состоит в основном из облеченных в поэтическую форму гимнов богам древнеиндийского пантеона, олицетворявшим различные силы природы. Но мы встречаем в ней и ряд космогонических гимнов, в которых делаются попытки осмыслить происхождение тех или иных явлений природы и мира в целом. А это уже начало философской мысли, хотя и тонущей еще в образах политеистической мифологии.
Будучи памятником религиозно-мифологической мысли, Веды положили начало и философской традиции в Древней Индии. Эта традиция выросла из комментирования Вед. Ее важнейшее звено — Упанишады, многие положения которых читатель найдет в данном издании. В этом памятнике, возникшем, по всей вероятности, в первой половине первого тысячелетия до н. э., размышляющая, исследующая и обобщающая философская мысль уже берет верх над религиозно-мифологическими элементами, но отнюдь не освобождается от них полностью. Как увидим в дальнейшем, зависимость философской — в особенности идеалистической — мысли от религиозно-мифологической составляет одну из определяющих черт философии древнего мира. В древнеиндийской же философии, развивавшейся в условиях первоначального классового общества, когда веками (а кое в чем и тысячелетиями) господствовали одни и те же социально-экономические формы, эта черта была выражена особенно ярко. Философские понятия и термины, сформировавшиеся в Упанишадах, а затем и в «Махаб-харате», важнейшем творении древнеиндийского эпоса, свидетельствуют и о своем происхождении из недр религиозно-мифологического мышления, и о продолжающейся зависимости от него. Эти понятия и термины составляют основное ядро древней, а в значительной •степени и средневековой индийской философии.
В открывающем данный том «А-нтологии мировой философии» разделе, который содержит показательные для этой философии тексты, читатель найдет ряд
11


вступительных очерков, дающих более подробную характеристику различных ее — материалистических и идеалистических — направлений и школ. В данной же статье необходимо отметить некоторые, наиболее общие черты индийской философии, отличающие ее от древнегреческой философии.
Одна из этих отличительных черт состоит в том, что индивидуальное творческое начало в индийской философии выражено чрезвычайно слабо. Хотя источники и донесли до нас отдельные имена индийских философов, но, не говоря уже о том, что достоверность их существования безнадежно скрыта для нас в тумане тысячелетий, их индивидуальный вклад в индийскую философию в значительной мере растворен в коллективном творчестве, принявшем форму того или иного направления или школы. Эта своего рода «безликость» индийской философии, характерная и для других сфер индийской духовной культуры, была в эпоху древности и средневековья прямым выражением могущества нивелирующей традиции, которая определялась устойчивостью социально-экономических форм индийского общества в эту весьма длительную историческую эпоху. Та же «безликость» философской мысли в Индии неразрывно связана и с такой ее чертой, как крайняя хронологическая неопределенность ее памятников, иногда датируемых в диапазоне не только веков, но и целых тысячелетий. В духовной культуре Древней Индии почти отсутствовала историческая наука, столь богато представленная в греко-римском мире да и в Древнем Китае.
Другая отличительная черта индийской философии рассматриваемой эпохи — значительно меньшая, чем в Древней Греции, связь с собственно научной мыслью. Вообще говоря, вне отношения к научному знанию нет никакой философии, в том числе и философии древнего мира. Однако характер связи философии с конкретно-научным знанием был различен уже в древнем мире. Как уже отмечалось, отдельные элементы естественнонаучной мысли, отражавшие тысячелетний опыт человечества, были вкраплены в религиозно-мифологическую идеологию. Недаром жрецы, будучи профессиональными служителями религиозных культов, одновре-
12


менно выступали в странах Древнего Востока главными носителями учености и знаний. Только учитывая наличие такого рода знаний, основанных на общечеловеческом опыте (например, медицинских, наиболее характерных в этом отношении), можно понять тот факт, что исходным пунктом развития философской мысли в Древней Индии — да и в других странах древнего мира — стала религиозно-мифологическая мысль.
Особо важную роль в становлении философии как особой формы общественного сознания, ее выделения из мифологического лона сыграла математика (в несколько меньшей мере астрономия), чего мы специально 'коснемся в дальнейшем. Математика в Древней Индии, особенно такие ее разделы, как арифметика, а затем и алгебра, достигла очень больших результатов (достаточно указать на появление здесь позиционной системы счисления и введения нуля), превзошедших то, что было сделано в этих областях знаний в Древней Греции. Однако эти достижения относятся в основном к первым векам нашей эры, когда философская мысль существовала уже много веков и когда определилась зависимость ее преобладающего идеалистического потока от религиозно-мифологической традиции. Как увидит читатель из приводимых ниже текстов, индийская философия древности и средневековья отнюдь не сводилась только к этому потоку, а заключала в себе и ряд материалистических идей, положений и учений, для которых характерна более или менее тесная связь с естественнонаучной мыслью. Но в целом по сравнению с античной, греко-римской философией такая связь для индийской философии менее показательна.
Предметом первых философских размышлений, естественно, становились не только явления природы, окружающей человека, но и мир самого человека и в его отношениях с другими людьми, и в его индивидуальном существовании. Отсюда понятно, что этико-социальная и этико-психологическая мысль неотделима от философии уже при самом ее возникновении. В индийской же философии вследствие отмеченных нами причин поток этико-психологической мысли был, пожалуй, наиболее
13


значительным. Поскольку же эта сфера в древности (как, впрочем, и много позже) труднее всего поддавалась рациональному объяснению, именно в ней в наибольшей мере проявлялась зависимость философии от религиозно-мифологической и просто религиозной мысли, которая никогда невозможна без и вне этико-психо-логической сферы.
В первой половине первого тысячелетия до н. э. появились литературные памятники, положившие начало философской традиции в Древнем Китае. Примитивное древнекитайское классовое общество во многом напоминало древнеиндийское общество, схематическая картина которого была нарисована выше. Конечно, между ними были и существенные различия, получившие свое отражение и в духовной культуре. В частности, религиозно-мифологическая идеология в Древнем Китае не получила столь интенсивного развития и не была столь многосторонне разработана, как в Древней Индии. Однако сила традиции, порожденная застойностью социально-экономических отношений, была здесь едва ли менее принудительной, чем в Индии. Правда, мы обладаем в общем более конкретными сведениями о древнекитайских философах, их роли и удельном весе в развитии философской мысли. В дальнейшем во вступительных очерках к текстам читатель найдет некоторые сведения об этих философах — материалистах и идеалистах, почти всегда сопровождаемые датами их жизни, в то время как такие сведения о древнеиндийских философах почти полностью отсутствуют. Однако, знакомясь с самими текстами, читатель заметит у всех древнекитайских философов общие основоположные понятия, которые получают лишь различную трактовку у тех или иных представителей философской мысли Китая. Многие из этих понятий восходят к древнейшему памятнику китайской духовной культуры, получившему наименование «Ицзин» («Книга перемен»). Эта книга возникла как собрание текстов, касающихся древнейшей практики гаданий (примерно между VIII и VII вв. до н. э.), и составила первоначальную почву для философствования. Кроме «Ицзин» в ту же (или несколько более позднюю) эпоху появились и такие
14


книги, как «Гоюй» и «Цзочжуань», в которых также появились некоторые исходные понятия, прошедшие затем через всю древнюю китайскую философию. В дальнейшем у нас еще будет повод коснуться их.
Наиболее изучен и ясен для нас процесс формирования философии в Древней Греции.
История того общества, в котором она появилась, тоже приходится на первое тысячелетие до н. э. Но в данном случае мы имеем возможность и более точно определить хронологические рамки этого процесса: первые философы жили в Древней Греции в VI в. до н. э., а за одно-два столетия до них создали свои эпические произведения Гомер и Гесиод, мифологические воззрения которых сыграли первостепенную роль в формировании греческой философии. Чтобы уяснить ее наиболее существенные особенности, необходимо дать хотя бы самую беглую характеристику древнегреческого общества.
Подневольный труд рабов получил в Древней Греции в общем большее распространение, чем в странах Древнего Востока. Правда, в последние годы историки древнегреческого общества не склонны приписывать труду рабов решающей роли в процессе производства, как это изображалось в нашей литературе раньше. Вытеснение труда свободных трудом рабов как основным видом производительного труда характеризует уже кризисное состояние рабовладельческой экономики. Своей вершины оно достигло в римский период истории античного общества, в первые века нашей эры. В эпоху же, которая нас занимает теперь, — VIII—VI вв. до н. э., впрочем, как и в последующие века, — труд свободных — в ремесле и в сельском хозяйстве — играл решающую роль, хотя все время возрастал и удельный вес труда рабов (особенно после победоносного для древних греков окончания их войн с персидской монархией, со второй половины V в. до н. э.).
Но классовое древнегреческое общество отличалось от более примитивных классовых обществ стран Древнего Востока не только сравнительно большей ролью в нем труда рабов. Социально-экономическая структура первого по сравнению со вторыми была более
15


дифференцированной, что было связано со значительно более резким отделением в Древней Греции ремесла от сельского хозяйства, большим развитием здесь городов и городской жизни и, что следует подчеркнуть особо, значительно более интенсивным распространением здесь торговли. Древнегреческий мир, как известно, был расположен не только на Европейском материке, но и на многочисленных островах Эгейского моря, и на юго-западной оконечности Малой Азии, и в ряде других мест Средиземноморья. Сама география определила роль древних греков как посредников между ближневосточным миром, уже обладавшим богатой и многосторонней культурой, созданной в условиях классового общества, и европейским миром, постепенно входившим в историческую жизнь. Она способствовала быстрому развитию у древних греков торгово-денежных отношений, глубина и масштабы которых были дотоле неизвестны древневосточным странам.
В данной статье нет необходимости входить в подробности социально-экономической жизни древнегреческого общества. Достаточно указать на то, что сельская община не была здесь замкнутым, натуральным и неподвижным мирком, как в Индии и других странах Древнего Востока. Она так или иначе втягивалась в торговый обмен, приобщалась к городской жизни. В многочисленных полисах — городах-государствах Древней Греции (т. е. городах с прилегающей к ним небольшой сельской территорией, подчинявшейся им) — кипела напряженная классовая борьба среди свободных. Против старой земельной знати, сложившейся еще в эпоху «гомеровского общества», когда первобытнообщинный строй сменялся классовым обществом, — против так называемых эвпатридов (благородных), цеплявшихся за уходящие формы социально-экономической жизни, боролся демос — народ, концентрировавшийся главным образом в городах и возглавлявшийся новой торгово-ремесленной и рабовладельческой верхушкой. Эта борьба среди свободных (число которых, по всей вероятности, всегда превышало в древнегреческих полисах число рабов) в дальнейшем меняла свои формы, но ее интенсивность всегда отличала их динамичную поли-
16


тическую жизнь от более спокойной и неподвижной политической жизни древневосточных государств.
Наличие такого рода борьбы и более дифференцированной социальной структуры в древнегреческих полисах предопределило и значительно большее разнообразие здесь форм политического устройства. Если в странах Древнего Востока деспотия, т. е. неограниченная власть верховного владыки (который в своем «священном» лице нередко объединял и жреческие функции), была основной и в подавляющем большинстве стран Древнего Востока исчерпывающей формой их политического устройства, то в Древней Греции монархическое устройство было в послегомеровские времена довольно редким явлением, ибо в древнегреческих полисах существовали различные разновидности аристократии («власти лучших»), демократии («власти народа»), олигархии («власти немногих», главным образом богачей). Существовали здесь и другие формы государственной власти.
Указанными особенностями древнегреческого общества объясняется и такая важная сторона его культуры, как меньшая роль традиции в духовной жизни развитых полисов по сравнению с Древней Индией и Древним Китаем, которые в целом представляли собой изолированные общества, длительное время почти не соприкасавшиеся с другими культурами. Традиция же всегда крепка, пока неизвестны другие социальные порядки, другие обычаи и другие верования. Древниеже греки, образовавшие множество городов-государств, основывавшие свои колонии во многих странах и областях Средиземноморья и вступавшие в оживленный торговый обмен и между собой, и с другими народами, не могли уже рассматривать свои порядки и свои обычаи как единственно возможные и единственно истинные.
Не столь принудительная, как в странах Древнего Востока, сила традиции в древнегреческом обществе была связана с иной, чем на Древнем Востоке, ролью личности в общественно-исторической жизни. Отмеченные условия социально-экономической жизни Древней Греции открывали здесь больший простор для личной
17


 ΛΛΛ     >>>   

Материя со всеми формами
Ибо  пища старейшее из  существ  
Материя
Исповедь xi
Видный армянский философ
философии Анкерсмит Ф. История и тропология взлет и падение метафоры 7 падение

сайт копирайтеров Евгений