Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

X. НАТУРФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ СПИНОЗЫ И ЛЕЙБНИЦА

В то самое время, когда Кант начинает воздействовать на умы, поиски
мировоззрения подпадают под влияние мыслей совершенно иного склада:
распространение получают также идеи скончавшегося более чем столетием раньше
мыслителя Баруха Спинозы (1632-1677) *. (* "Богословско-полнтический
трактат" ("Tractatus theologico-politicus", 1670) издан анонимно; "Этика"
("Ethica ordine geometrico demonstrata", 1677) и "Политический трактат"
("Tractatus politicus", 1677) изданы посмертно и анонимно. [Русск. пер. в:
Избр. произв., т. 1, 2, М., 1957.] Первое полное собрание сочинений Спинозы
осуществлено в 1802-1803 гг.). "Критика чистого разума" выходит в 1781 году.
А в 1785 году Ф. Г. Якоби в своих адресованных Моисею Мендельсону письмах
"Об учении Спинозы" вновь привлекает внимание к философу, которого до этого
времени третировали, не пытаясь понять.

Спиноза хочет вывести этику из подлинной натурфилософии. Он не пытается
оптимистически-этически толковать универсум или подходить к нему с меркой
какой-либо теории познания. Во всех отношениях он берет универсум таким,
каков он есть. Следовательно, его философия представляет собой элементарную
натурфилософию. Но он излагает ее неэлементарно. Следуя Декарту в постановке
проблемы и манере изложения, он направляет мышление об универсуме по
"геометрическому" пути, сводя его к последовательному нанизыванию аксиом,
дефиниций, теорем и доказательств. В его философствовании перед нами
предстает грандиозная, но застывшая, подобно ледяной пустыне,
натурфилософия.

Свое главное сочинение - оно увидело свет лишь после смерти автора, так
как сам он не решился его опубликовать, - Спиноза назвал "Этика". Название
это не вполне точно, ибо в самом сочинении почти так же подробно, как этика,
развивается и натурфилософия. Лишь избавившись от всех наивностей в мышлении
об универсуме, читатель, по мнению Спинозы, может приступить к этике. То,
что этику автор также расчленяет на отдельные доказываемые им теоремы,
наносит ущерб ее изложению.

В своей попытке найти обоснование этики в натурфилософии Спиноза идет
по такому пути: все сущее, говорит он, дано в бесконечном бытии, которое
можно назвать как богом, так и природой. Для нас и в нас это бесконечное
бытие представляется в двух формах - как мышление (дух) и как протяжение
(материя). В этой проникнутой божественным началом природе все, в том числе
и человеческие поступки, обусловлено необходимостью. Существует только
событие, но не деяние. Следовательно, смысл жизни человека может состоять не
в том, чтобы действовать, а только в том, чтобы подходить ко все более
ясному пониманию своего отношения к универсуму. Счастливым человек
становится тогда, когда не только естественным образом принадлежит
универсуму, но и предается ему с сознательной готовностью и духовно
возвышается в нем.

Таким образом, Спиноза требует более высокого переживания жизни. Наряду
со стоиками, индийскими и китайскими мыслителями он принадлежит к великой
семье натурфилософов монистически-пантеистического направления. Подобно им,
Спиноза понимает бога только как совокупность природы, признавая лишь в этом
роде единое в себе понятие бога. Попытки, направленные на то, чтобы в
интересах этического мировоззрения одновременно представить бога стоящей вне
универсума этической личностью, воспринимаются им как прегрешение против
мышления. Ведь они преследуют единственную цель - с помощью признанного или
непризнанного дуализма обеспечить исходные предпосылки для создания
оптимистически-этического мировоззрения. Предпринимаемые на окольных-
наивно-религиозных -путях, они направлены на достижение цели, к которой
рационалистическое, оптимистически-этическое толкование универсума стремится
прийти первым, но не менее наивным путем.

Трагический итог монистического мышления в стоицизме, в индийской и
китайской философии заключается в том, что последовательная в отношении
самой себя натурфилософия приходит к разочарованности, пессимизму и
безропотному смирению, а не к этике. Избежал ли Спиноза этой участи?

Подобно Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы и всем китайским мыслителям, Спиноза
отстаивает оптимистический монизм, не подозревая, что у него есть великие
предшественники, жившие под другим небом и в другие времена*. (* Лао-цзы
(род. ок. 604 г. до н. э.), Дао-дэ-цзин; Чжуан-цзы (IV век до н. э.),
Подлинная книга о южной стране цветов; Ле-цзы (IV век до н. э.), Подлинная
книга об истоках первопричины.). Его смирение носит миро- и
жизнеутверждающий характер. В отличие от индийцев Спиноза воспринимает
бесконечное бытие не как нечто невещественное, а как наполненную содержанием
жизнь. Поэтому для него совершенство, к которому должен стремиться человек,-
не предвосхищение загробного бытия, а основанное на глубоких размышлениях
наслаждение жизнью. Устами Спинозы, как и устами Чжуан-цзы, говорит
возвышенно эгоистическое миро- и жизнеутверждение.

Таким образом, стремление человека, который не хочет обманываться в
отношении самого себя, натравлено не на какое-то признаваемое ценным
действие, а лишь на то, чтобы сохранить свою жизнь и прожить ее наиболее
совершенным образом. Он делает добро другим людям отнюдь не ради них, а
неизменно лишь ради самого себя.

Спиноза отказывается от того, к чему пришла современная ему этика,
сложившаяся под воздействием религии: он не рассматривает альтруизм как
нечто относящееся к существу этики. Он замыкается в мысли о том, что любая
этика в конечном счете направлена на обеспечение наших собственных, хотя и
высших, духовных интересов. Добровольно, дабы ни о чем другом не думать,
кроме логически необходимого, он возвращается в тот самый плен, в котором
жила античная этика.

Если бы Спинозе представлялась такая возможность, он, подобно
Чжуан-цзы, спорил бы с моралью любви и долга. Но, поскольку он и так уже
восстановил против себя власти, еврейских и христианских теологов и вдобавок
еще почти всю философию, ему приходится быть осторожным и незаметно
прививать людям жизневоззрение мыслящего, глубокого эгоизма.

Подобно богу - олицетворению универсального бытия, - пришедший к
пониманию сущности вещей человек также действует не в соответствии с целями,
а по внутренней необходимости. Он делает лишь то, что относится к
совершенному переживанию жизни, и ничего больше.

Добродетель - это способность к высшему самосохранению. Высшее же
самосохранение имеет место тогда, когда разум становится высшим аффектом и
когда человеком овладевают стремление к познанию и бесстрастие, которые
освобождают его, то есть заставляют его определять себя через самого себя
путем самоуглубления в собственную сущность. Обычный человек подчинен
внешним обстоятельствам, не ведая своего предначертания и своей судьбы, он
мечется из стороны в сторону, подобно утлому суденышку на разбушевавшихся
волнах. Следовательно, этика состоит в том, что мы переживаем нашу жизнь
больше в проявлении ее через наше мышление, чем через нашу телесную
оболочку.

Действуя по внушению глубокого, просветленного разумом эгоизма и
исключительно под влиянием аффектов духа, человек поступает во всех
отношениях благородно и великодушно. Насколько возможно, он стремится к
тому, чтобы за испытываемые им ненависть, гнев и преэрение воздавать любовью
и благородством, ибо он знает, что ненависть всегда порождает
неудовольствие. Он же любою ценой пытается создать вокруг себя атмосферу
мира.

Никогда человек не действует коварно и лживо, но всегда искренне и
откровенно. Ему нет необходимости испытывать сочувствие. Живя в соответствии
с разумом, он делает доступное добро обдуманно, по зрелом размышлении и,
следовательно, не нуждается в том, чтобы переживаемое неудовольствие
стимулировало появление у него великодушия и благородства. Он избегает
сочувствия, ибо все больше и больше уясняет себе, что все, что происходит,
происходит по необходимости божественной природы и в соответствии с вечными
законами. Не находя в мире ничего заслуживающего ненависти, насмешки и
презрения, он не видит также ничего, что пробуждает сочувствие.

Человек должен стремиться быть добродетельным и жизнерадостным. Если у
него есть сознание того, что он уже сделал добро в доступных ему границах,
он может со спокойной душой предоставить людей и мир их дальнейшей судьбе.
Нет нужды проявлять участие сверх доступной возможности личного эффективного
содействия страждущему.

Могуществен мудрец, исповедующий высшее жизнеутверждение. Он имеет
власть над самим собой, власть над другими людьми и власть над условиями
бытия. Как все-таки созвучны мысли Спинозы идеям Лао-цзы, Чжуан-цзы и
Ле-цзы!

Спиноза на собственном опыте проверяет свою этику. В условиях
непритязательной свободы ведет он свою жизнь, которой рано кладет конец
чахотка. Приглашение преподавать философию в Гейдельбергском университете
отвергается им. Он строг в отношении самого себя. Его безропотное смирение
просветляется присущей ему мягкой чертой снисходительного человеколюбия.
Преследования, которым он подвергается, не в состоянии ожесточить его.

Стремясь мыслить лишь чисто натурфилософски, Спиноза тем не менее не
посвящает себя исключительно изучению двух естественных категорий
натурфилософии - природе и отдельному человеку, как некоторые из китайских
его предшественников. Он проявляет также интерес к организованному обществу.
Для него очевидно, что переход человека из "естественного" в "гражданское"
состояние является прогрессом. Вынужденный жить вместе с себе подобными,
человек свободнее, когда ко всеобщему согласию определяется, каковы
обязанности каждого и как обществу и его членам надлежит строить свои
взаимоотношения. Таким образом, государство должно обладать достаточной
властью, чтобы издать всеобщие предписания относительно образа жизни граждан
и путем применения наказаний обеспечить своим законам необходимое уважение.

Действительная же преданность обществу представляется Спинозе
неуместной. По его мнению, человеческое сообщество становится совершенным в
той мере, в какой индивиды руководствуются в своей жизни разумом. В
противоположность своему современнику Гоббсу Спиноза, следовательно, ждет
прогресса общества не от административных мероприятий, а от совершенства
образа мыслей его членов. Государство должно воспитывать в гражданах не
покорность, а подлинную потребность в свободе. Ни при каких обстоятельствах
оно не имеет права подавлять изъявления искренности своих граждан. Поэтому
оно обязано также проявлять терпимость к любым религиозным воззрениям.

Как ни идет Спиноза навстречу духу времени, в одном он не может с ним
согласиться - в том, что в мире надлежит осуществлять объективно разумные
этические цели.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Воля требует отпознания
Стремиться крационалистической религии
Ее стремление поднять собственнуюжизнь
Так живая натурфилософия у гете осознает общество
Стать при таком положении культурнымгосударствомкакие еще кризисы

сайт копирайтеров Евгений