Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Собственное бессилие породило в философии антипатию ко всякому
общедоступному философствованию - антипатию, столь характерную для ее
сущности. Популярная философия была в ее глазах лишь пригодным для толпы,
упрощенным и соответственно ухудшенным вариантом свода достижений частных
наук, упорядоченных ею и приспособленных для нужд будущего мировоззрения.
Она была далека от осознания факта существования популярной философии,
возникающей в результате того, что философия вплотную занимается
элементарными вопросами бытия, над которыми должны задумываться и
задумываются как отдельные индивиды, так и массы, углубляет эти вопросы в
процессе более всеобъемлющего и более совершенного мышления и в таком виде
передает их человеческому обществу. Она не отдавала себе отчета в том, что
ценность любой философии в конечном счете измеряется ее способностью
превратиться в живую популярную философию.

Любая глубина - это одновременно и простота, и достигнута она может
быть только тогда, когда обеспечена ее связь со всей действительностью. В
этом случае она представляет собой абстракцию, которая сама по себе обретает
жизнь в многообразных ее проявлениях, как только соприкасается с фактами.
Следовательно, все пытливое и ищущее в мышлении масс было обречено на
прозябание, так как не находило в нашей философии признания и содействия.
Перед этим непритязательным мышлением открылась пустота, выйти за пределы
которой оно не смогло.

Золота, подвергшегося чеканке в прошлом, у философии были горы.
Гипотезы будущего теоретического мировоззрения, подобно нечеканенным
слиткам, наполняли ее подвалы. Но пищи, которая могла бы утолить духовный
голод современности, у философии не было. Обольщенная и сбитая с толку
своими сокровищами, она упустила время, когда нужно было засеять
ниву-кормилицу. Поэтому она игнорировала голод, который испытывала эпоха, и
предоставила последнюю ее собственной судьбе.

В том, что мышление оказалось не в состоянии сформулировать
оптимистически-этическое по своему характеру мировоззрение и найти в нем
обоснование идеалам, составляющим душу культуры, не было вины философии.
Здесь сыграл свою роль некий новый факт, выявившийся в развитии мышления. Но
философия виновата перед нашим миром в том, что не выявила этого факта и
продолжала оставаться во власти иллюзии, будто своими поисками в самом деле
содействует прогрессу культуры.

По своему последнему назначению философия является глашатаем и стражем
всеобщего разума. Обязанность ее - признать перед всем нашим миром, что
основанные на разуме этические идеалы уже не находят, как раньше, опоры во
всеобъемлющем мировоззрении, а до лучших времен предоставлены самим себе и
вынуждены утверждать себя в мире, лишь опираясь на свою внутреннюю силу. Она
должна была бы внушить людям, что им надлежит бороться за идеалы, на которых
зиждется культура. Она должна была бы попытаться обосновать эти идеалы сами
по себе, в их внутренней истинности, и таким путем, даже без притока
жизненных сил из соответствующего всеобъемлющего мировоззрения, поддержать
их жизнеспособность. Следовало бы со всей энергией привлечь внимание и
образованных и необразованных людей к проблеме идеалов культуры.

Но философия занималась всем, только не культурой. Она, невзирая ни на
что, продолжала тратить усилия на выработку теоретического всеобъемлющего
мировоззрения в уверенности, что оно поможет решить все проблемы. Философия
не задумывалась над тем, что это мировоззрение, зиждущееся только на истории
и естественных науках и соответственно лишенное таких качеств, как оптимизм
и этичность, даже в законченном виде всегда будет оставаться "немощным"
мировоззрением, которое никогда не сможет породить энергию, необходимую для
обоснования и поддержания идеалов культуры.

В итоге философия так мало уделяла внимания культуре, что даже не
заметила, как и сама вместе со своим временем все больше сползала к
состоянию бескультурья. В час опасности страж, который должен был
предупредить нас о надвигающейся беде, заснул. Вот почему мы даже не
пытались бороться за нашу культуру.

II. ВРАЖДЕБНЫЕ КУЛЬТУРЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА В НАШЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

Наряду с несостоятельностью мышления как решающей причиной заката
культуры нашему времени приходится сталкиваться с целым рядом других
обстоятельств, затрудняющих борьбу за становление культуры. Эти
обстоятельства коренятся как в духовной, так и в экономической жизни и
предопределяются главным образом все более неблагоприятно складывающимся
взаимодействием между экономическим и духовным началами.

Способность современного человека понимать значение культуры и
действовать в ее интересах подорвана, так как условия, в которые он
поставлен, умаляют его достоинство и травмируют его психически.

В самых общих чертах развитие культуры состоит в том, что разумные
идеалы, призванные содействовать прогрессу человечества, воспринимаются
индивидами и, полемизируя в них с действительностью, принимают при этом
такую форму, которая способствует наиболее эффективному и целесообразному
воздействию их на условия жизни людей. Следовательно, способность человека
быть носителем культуры, то есть понимать ее и действовать во имя ее,
зависит от того, в какой мере он является одновременно мыслящим и свободным
существом. Мыслящим он должен быть для того, чтобы вообще оказаться в
состоянии выработать и достойным образом выразить разумные идеалы. Свободным
он должен быть для того, чтобы оказаться способным распространить свои
разумные идеалы на универсум. Чем больше он сам вовлекается каким-либо
образом в борьбу за существование, тем с большей исключительностью в его
разумных идеалах заявляет о себе стремление к улучшению его собственных
условий бытия. В этом случае идеалы, диктуемые интересами, пропитывают
идеалы культуры и лишают их ясности и стройности.

Между материальной и духовной свободой существует внутреннее единство.
Культура предполагает наличие свободных людей, ибо только они могут
выработать и воплотить в жизнь ее принципы. Современный же человек ограничен
как в своей свободе, так и в способности мыслить.

Если бы обстоятельства складывались так, что умеренное и прочное
благосостояние становилось доступным все более широким массам населения
Земли, то культура получила бы от этого гораздо больше преимуществ, чем от
всех материальных достижений, столь превозносимых от ее имени. Материальные
достижения, конечно, делают человечество, как таковое, более независимым от
природы, чем раньше. Вместе с тем, однако, они уменьшают количество
независимых существ внутри самого человечества. Ремесленник под воздействием
машины превращается в фабричного рабочего. Место независимого коммерсанта
все чаще занимает чиновник в силу того, что в сложных условиях современного
производства шансы на существование имеют лишь предприятия, располагающие
крупным капиталом. Даже те слои общества, которым удалось сохранить более
или менее крупную собственность или отстоять право на более или менее
независимую деятельность, из-за характерной для современной экономической
системы неуверенности в надежности достигнутого все шире вовлекаются в
борьбу за существование.

Возникающее состояние зависимости и подчинения усугубляется еще и тем,
что производственная жизнь объединяет все большее число людей в крупные
агломерации, отрывая их от кормилицы-земли, от собственного дома и от
природы. Тем самым люди тяжело травмируются психически. Утверждение о том,
что с потерей собственного участка земли и собственного жилища у человека
начинается противоестественная жизнь, оказывается на поверку слишком
правильным, чтобы считаться парадоксальным.

Разумеется, в продиктованных интересами идеалах множества людей,
которые объединяются для защиты своих в равной мере подрываемых условий
жизни, также содержатся требования в отношений культуры, поскольку
выдвигается задача улучшения материальных, а тем самым и духовных условий
бытия. Однако подобные требования небезопасны для представления о культуре,
как таковой, ибо концепция, в которой они находят свое выражение,
складывалась либо вообще безотносительно к наиболее общим интересам
человечества, либо под самым незначительным их влиянием. Эти противоречивые
идеалы, диктуемые интересами и сталкивающиеся друг с другом во имя культуры,
отнюдь не способствуют раздумьям над культурой, как таковой.

С подневольным существованием органически связано перенапряжение людей.
В течение двух или трех поколений довольно многие индивиды живут только как
рабочая сила, а не как люди. То, что вообще может быть сказано о духовном и
нравственном значении труда, на их труд уже не распространяется. Ставшая
обычной сверхзанятость современного человека во всех слоях общества ведет к
умиранию в нем духовного начала. Косвенно он становится жертвой этого уже в
детстве. Его родители, поглощенные жестокими трудовыми буднями, не могут
уделять ему нужного внимания. В результате для него оказывается безвозвратно
утраченным нечто органически необходимое для его развития. Позже, сам став
жертвой перенапряжения, он все больше испытывает потребность во внешнем
отвлечении. Для работы в оставшееся свободное время над самим собою, для
серьезных бесед или чтения книг необходима сосредоточенность, которая
нелегко ему дается. Абсолютная праздность, развлечение и желание забыться
становятся для него физической потребностью. Не познания и развития ищет он,
а развлечения - и притом такого, какое требует минимального духовного
напряжения.

Склад ума миллионов этих разобщенных, но способных к сплочению людей
оказывает обратное воздействие на все институты, призванные служить
образованию, а следовательно, и культуре. Театр уступает место кабаре, а
серьезная литература - развлекательной. Журналы и газеты вынуждены во все
большей степени мириться с тем фактом, что они могут преподносить что-либо
читателю лишь в предельно доступной форме. Сравнение средних уровней
нынешней периодики и периодики пятидесяти - шестидесятилетней давности
показывает, как сильно прессе пришлось измениться в этом отношении.

Проникшись духом легкомыслия и поверхности, институты, призванные
стимулировать духовную жизнь, в свою очередь содействуют сползанию общества
к такому состоянию и накладывают на него печать серости и бездумья.

В сколь сильной степени бездумье стало для человека второй натурой,
видно хотя бы из характера его обычных общений с окружающими людьми. Ведя
разговор с себе подобными, он следит за тем, чтобы придерживаться общих
замечаний и не превращать беседу в действительный обмен мыслями. Он не имеет
больше ничего своего и даже испытывает в некотором роде страх, что от него
может потребоваться это свое.

Дух, порожденный обществом разобщенных, предстает перед нами как
постоянно крепнущая сила. У нас складывается упрощенное представление о
человеке. В других и в самих себе мы ищем лишь прилежания труженика и
согласны почти ничем не быть сверх того.

С точки зрения несвободного существования и разобщенности наиболее
неблагоприятно сложились условия жизни населения больших городов.
Соответственно оно более подвержено угрозе духовной деградации. Являлись ли
крупные города когда-либо культурными центрами в том смысле, что в них
зарождался идеал человека, поднявшегося до уровня духовной личности? Ныне,
во всяком случае, положение вещей таково, что подлинную культуру необходимо
спасать от духа растления, исходящего от больших городов и их жителей.

К несвободному состоянию и разобщенности современных людей добавляется
в качестве еще одного психического тормоза культуры также их ограниченность.
Гигантский рост достижений науки и практики с необходимостью ведет к тому,
что поле деятельности индивида все больше ограничивается одной определенной
областью. Становится господствующей такая организация труда, при которой
только специализация обеспечивает взаимодействие высших производственных
показателей. Достигнутые результаты великолепны. Но вера труженика в
духовную значимость его труда подрывается. Применение находит только часть
способностей человека, что в свою очередь оказывает обратное воздействие на
его духовную сущность. Формирующие личность силы, коренящиеся в многообразии
производственных задач, иссякают при меньшем их многообразии и
соответственно меньшей духовной значимости в широком смысле слова. Нынешний
мастеровой разбирается в тонкостях своего ремесла не так основательно, как
его предшественник. В отличие от последнего он владеет уже не всеми
операциями обработки дерева или металла, так как его работе предшествует
значительный по объему труд других людей и машин.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Волей к жизни обрушивает на человека множествопротиворечивых фактов
Уполномочивать егопобуждать их к деятельности на благо общества
Бы этоисходило от существа времени философия
Испытывают потребности выводить свои идеи иубеждения из такого мировоззрения
Нравственными мы становимся благодаря симпатии человека природе

сайт копирайтеров Евгений