<<< ΛΛΛ >>>
Подобно тому как, идя по дороге, ты стараешься не наступить на
какую-нибудь колючку или не вывихнуть ногу, старайся также, чтобы из-за
твоих неразумных действий не пострадала душа. ЭТИЧЕСКИЕ ИЗРЕЧЕНИЯ ИЗ СОЧИНЕНИЯ МАРКА АВРЕЛИЯ "К САМОМУ СЕБЕ" Все, что происходит, происходит правильно. Внимательно наблюдая
окружающее, ты убедишься в этом; все свершается, говорю я, сообразно не
только естественному порядку вещей, но и справедливости, как если бы это
исходило от существа, распределяющего все по достоинству. Действуя, я руководствуюсь интересами благополучия людей. Если при этом
на мою долю выпадают испытания, я терплю их и соотношу их происхождение с
богами и общим первоисточником, из которого вытекают, тесно связанные, все
события. Кто поступает несправедливо, тот кощунствует. Ибо природа создала
разумные существа для того, чтобы они приносили пользу Друг Другу, а не
вредили. Люби человеческий род, следуй божеству. Если утром тебе не хочется вставать с постели, внушай себе: я
просыпаюсь для свершения человеческих дел. Находи свою полную радость и удовлетворение в том, чтобы, всегда помня
о боге, идти от одного общеполезного дела к другому. Самый лучший способ отмщения - не отвечать злом на зло. Достоинство человека в том, чтобы любить даже тех, кто его оскорбляет.
К такому выводу ты придешь, внушая себе, что люди - существа одного с нами
рода, что они по невежеству и против собственной воли совершают ошибки, что
и нас и их через короткое время настигнет смерть... Добро с необходимостью полезно, а поэтому добрый и благородный муж
должен о нем беспокоиться. Никто не устает в поисках полезного для себя. Пользу же приносит нам
естественная деятельность. Итак, неустанно ищи для себя пользу, принося ее
другим. К животным и вообще всем существам, не наделенным разумом, относись как
разумный человек великодушно и благородно, к людям же, поскольку они
наделены разумом, - с общительной любовью. Как часть целого пришел ты в жизнь и после смерти вновь обретешь жизнь
в том, что уже однажды произвело тебя на свет, вернее, посредством некоего
преобразования вновь взойдешь, подобно ростку жизни. Многие зерна фимиама предназначены для одного и того же алтаря. Одни
попадают в огонь раньше, другие позже, но это ничего не меняет.
Сущность нового времени состоит в том, что оно мыслит и действует в
духе миро- и жизнеутверждения, которое до сих пор не выступало еще с такой
силой.
Это миро- и жизнеутверждение пробивает себе дорогу в эпоху Ренессанса с
конца XIV века. Оно возникает как протест против средневекового порабощения
умов. Победе этого движения содействует греческая философия которая к
середине XV столетия после бегства греческих ученых из Константинополя
становится известной в своем подлинном виде и в Италии. Мыслителям того
времени становится ясно, что философия должна представлять собой нечто более
элементарное и более жизненное по сравнению с тем, чему учит схоластика.
<<< ΛΛΛ >>>
Прежде чем человек открыл закономерности вдействии природных сил Швейцер А. Культура и этика 8 культуры В течение которого воля к прогрессу вынужденатак Подобно им Швейцер А. Культура и этика 2 нравственного
|