Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

КАРИНСКИЙ Михаил Иванович (1840—1917) —рус. логик и философ. В своих взглядах склонялся к материализму (“Явление и действительность”, 1878; “Логика”, 1884—85, и др.). В докторской диссертации “Классификация выводов” (1880) К. разработал силлогистическое и индуктивное направления в логике и высказал оригинальные взгляды по этому вопросу. В соч. “Об истинах самоочевидных” (1893) критикует догматизм и априоризм кантовской философии в вопросах теории познания. К. неоднократно выступал против неокантианцев (в т. ч. против Введенского), а также против субъективного идеализма берклианско-го толка. К.— автор оригинальных работ по истории философии (“Темное свидетельство Ипполита о философе Анаксимене”, 1881; “Лекции по истории древней философии”, 1885; “Лекции по истории новой философии”, 1884, и др.).

КАРЛЕЙЛЬ Томас (1795—1881)— англ. буржуазный философ и историк. Пропагандировал нем. идеалистическую философию и реакционный романтизм, близок к пантеизму. Учение Фихте об активной деятельности субъекта как творческом начале мира К. применил к об-ву, обосновывая “культ героев”. История об-ва, по К.,— это биография великих людей. К.— сторонник исторического круговорота теории. Его критика капитализма близка к “феодальному социализму”. Совр. буржуазные философы и социологи используют наследие К. для борьбы с марксизмом-ленинизмом. Осн. соч.: “Сартор Ревар-тус” (1834), “Герои, почитание героев и героическое в истории” (1840), “Прошлое и настоящее” (1843), “История французской революции” (1—3 т., 1837), “Современные памфлеты” (1850).

КАРНАП Рудольф (1891—1970) — философ и логик, один из лидеров неопозитивизма. Был активным участником венского кружка. Преподавал философию в Венском и Пражском ун-тах. С 1936 работал в США, проф. философии Калифорнийского ун-та. Взглядам К. свойственно отрицание мировоззренческого характера философии и сведение ее к “логическому анализу языка науки”, основанному на аппарате математической логики. Теоретико-познавательные основы этого анализа, как его понимал К., представляют собой соединение эмпиризма с конвенционализмом. В работах К. философская концепция неопозитивизма переплетается с исследованиями по теории логики и логико-методологическому анализу науки. В эволюции взглядов К. на природу логического можно выделить два этапа: 1) синтаксический, когда К. рассматривал логику науки как логический синтаксис языка науки, н 2) семантический, когда К. делает предметом исследования не только формальный, но и смысловой аспект языка науки. На угон этапе К. пытается на основе исходных понятий логической семантики построить единую систему формальной логики. В последних своих трудах К. рассматривал возможности разработки теоретической прагматики (Семиотика). Осн. соч.: “[Логический синтаксис языка” (1934), “Исследова-ния по семантике” (1942—47), “Значение и необходимость” (1947), “Введение в символическую логику” (1954).

КАРНЕАД из Кирены (214—129 до н. э.) —греч. философ, глава т. наз. Новой академии (Академия платоновская), углубивший скептическую философию своего предшественника по академии —Аркесилая. Сам он ничего не писал, а его лекции до нас не дошли. Кое-какие скудные источники указывают на типичное для академического скепсиса учение о невозможности подлинного познания и о сведении всякого познания самое большее к вероятному утверждению. Анализировалась разная степень этой вероятности, но ни одна из них не признавалась равной истине. Известна критика К. телеологического доказательства бытия бога в связи с учением о несовершенстве существующего. В этике проповедовал тоже обычное для скептиков учение о естественных благах и о жизни сообразно с природой, вне всякого активного на нее воздействия.

КАРТЕЗИАНСТВО (от Cartesius— лат. транскрипция имени Декарт) — учение Декарта и особенно его последователей. Картезианская школа, получившая большое распространение среди фр. и нидерл. философов в 17—18 вв., раскололась на два направления. Первое примкнуло к механистически-материалистическому пониманию Декартом природы (Г. Леруа, Ламетри, Кабанис), второе — к идеалистической метафизике Декарта (окказионализм, Мальбранш).

КАРТИНА МИРА—целостный образ мира, имеющий исторически обусловленный характер; формируется в об-ве в рамках исходных мировоззренческих установок. Являясь необходимым моментом жизнедеятельности индивида, К. м. обусловливает специфический способ восприятия мира. Исторически попытки последовательного построения К. м. в осн. были связаны с натурфилософией. В совр. науке осмысление К. м. происходит по линии рефлексии над наукой и в русле культурологического, лингвистического н семиотического анализа коллективного сознания, прежде всего на материале изучения фольклора и мифов. Чаще всего под К. м. имеют в виду научную К. м., под к-рой понимается система общих принципов, понятий, законов и наглядных представлений, формируемая на основе синтеза научных знаний. Научная К. м.—связующее звено-между мировоззрением и фундаментальными специальными формами теоретического освоения действительности. Она выделяет осн. исследуемые объекты, типо-логизирует и характеризует общие их соотношения. Характер К. м. в значительной мере обусловлен представлениями лидирующей фундаментальной области науки, хотя она, в свою очередь, служит важным элементом интерпретации отдельных теорий и. концепции. Принято выделять 3 разноуровневых типа научной К. м.: 1) общенаучная (объединяющая представления о природе и человеке); 2) естественнонаучная (предстающая как комплекс общих воззрений на природу) и социально-историческая картина действительности (система общих взглядов на об-во); 3) частнонаучные К. м. (являющиеся образами исследуемых отдельных значительных фрагментов действительности — биологической, геологической и т. п.). В настоящее время.наиболее разработанной является физическая картина мира. Прогресс в науке сопровождается расширением и углублением границ познания, изменением содержания решаемых задач. Новые факты постепенно начинают приходить в противоречие с принятыми воззрениями и заставляют переосмысливать их. Вызревают радикальные смены одних образов мира другими как в отдельных областях познавательной деятельности, так и на уровне научной К. м. в целом. Важная тенденция в развитии К. м. связана с преодолением исходного антропоцентризма в видении мира за счет качественных преобразований взглядов на мир в трудах Коперника (преодоление геоцентризма), Дарвина (наведение мостов между живой и неживой природой). Совр. научная К. м. определяется синтезом разнообразных областей знания, прежде всего за счет выработки общенаучных эволюционистских концепций, распространяемых и на неживую природу. Эта тенденция уже привела к формированию идей синергетики и глобального эволюционизма. Ныне происходит переход к научной К. м„ отражающей существенную нелинейность мира, расширение представлений о взаимоотношении энергетических и информационных воздействий. Важную роль в формировании совр. К. м. в социально-историческом плане играет новое политическое мышление, представление о взаимосвязи и взаимозависимости, известной целостности мира.

КАССИРЕР Эрнст (1874—1945) — философ-идеалист, один из гл. представителей марбургской школы неокантианства. Проф. философии в Берлине, Гамбурге, после установления в Германии фашистской диктатуры жил в Швеции и в США (был проф. Йельского ун-та). Применил идеи марбургской школы к разработке истории гносеологии и истории философии. В книге “Понятие субстанции и понятие функции” (1910; рус. перевод—“Познание и действительность”) оспаривал взгляд на научные абстракции как на отражение реальности, растворял материальный мир в категориях чистого мышления, а его законы подменял идеалистически истолкованной функциональной зависимостью; позднее пытался представить научное познание как одну из форм “символического” мышления. К. написал ряд работ по истории философии — античной, эпохи Возрождения, эпохи Просвещения, монографии о Лейбнице и Канте. Соч: “Проблема познания в философии и науке нового времени” (1—4 т., 1906—57), “Философия символических форм” (1—3 т., 1923—29).

КАТАРСИС (греч. katharsis — очищение) — понятие древнегреч. эстетики, характеризующее эстетическое воздействие искусства на человека. Слово “К.” употреблялось греками многозначно: в религиозном, этическом, физиологическом и медицинском значении. Аристотель в “Поэтике” отмечал, что трагедия совершает путем сострадания и страха очищение страстей. В “Политике” он говорит, что благодаря музыке “люди получают некое очищение и облегчение, связанное с удовольствием”. В обширной литературе, посвященной К., нет единого мнения о его сущности. К., видимо, включает в себя как физиологический (облегчение после большого напряжения чувств), так и этический (облагораживание чувств человека) моменты, синтезированные в эстетическом переживании.

КАТЕГОРИИ (греч. kategoria — высказывание, свидетельство) — формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, об-ва и мышления. Истоки учения о К. уходят в далекое прошлое. Большая заслуга в разработке философских К. принадлежит Аристотелю. Уже для него проблема К. выступила как проблема соотнесения содержания высказываний о нек-ром сущем с самим этим сущим. С его т. зр., в высказываниях связываются понятия (“роды” и “виды”), выражающие общее в предметах, и только с их помощью мы понимаем друг друга, когда говорим о единичных предметах. Аристотель высоко оценивал познавательное значение К. Однако активность человека в процессе познания, благодаря к-рой общие понятия (“роды” и “виды”) соотносятся с единичными предметами, он рассматривал как чисто духовную. В новое время учение о К. развивали представители нем. классического идеализма. Для Канта К.— это всеобщие формы, в к-рых мы мыслим все воспринимаемое, априорные (до-опытные) формы рассудка, упорядочивания нашего опыта. Гегель понимал К. как развивающиеся способы полагания абсолютным духом своего предмета, всеобщие формы его саморазвития и самоопределения, как “прочные узлы, служащие опорными и направляющими пунктами его” (духа или сознания) жизни (цит. по: Ленин В. И. Т. 29. С. 85). Для Гегеля К. в своем самодвижении осуществляют себя только как духовные формы любого предметного содержания. Взаимосвязь К. в конечном счете задает тон и ритм истории, превращающейся в их воплощение. В совр. западной философии, особенно в неопозитивизме. К. или игнорируются, или рассматриваются как чисто субъективные и “удобные” формы организации человеческого опыта, “вместилища” данных опыта, определенные языковые образования. В нек-рых направлениях идеалистической философии (неотомизм, персонализм и т. д.) К. относят к чисто духовным трансцендентным сущностям. С т. зр. марксистской философии К. сформировались в процессе исторического развития познания, общественной практики. Их основой служит не активность духа, а развитие способов предметной деятельности человека, способов общения. Осн. К. диалектического материализма — материя и движение, время и пространство, качество и количество, мера, .единичное, особенное и всеобщее, противоречие, сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, возможность и действительность и др. В своей необходимой взаимосвязи К., образуют систему, воспроизводящую объективную, исторически развивающуюся взаимозависимость всеобщих способов отношения человека к миру, в к-рых отражаются формы бытия природы и общественной жизни. Осн. принципом построения системы К. является единство исторического и логического, движение от абстрактного к конкретному, от внешнего к внутреннему, от явления к сущности. К. марксистской философии, как и любой др. науки, не составляют замкнутой, неизменной системы. В связи с развитием деятельности человека, в процессе к-рой он преобразует мир и познает его, число и содержание К. обогащается. Выражая существенные связи развивающейся действительности, законы движения природы, об-ва и мышления, они должны быть такими же подвижными, гибкими, как и отражаемые ими явления.

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ — философский термин, характеризующий нравственный закон в этике Канта. Императивом (лат. imperativus — повелительный) Кант называет предложение, имеющее форму повеления. По Канту, императив может быть либо гипотетическим, либо категорическим. Первый выражает повеление, обусловленное (как средство) желаемой целью (например, стремлением к утилитарной выгоде); второй высказывает безусловное повеление. Это различие двух видов императива Кант дал в работе “Основоположение к метафизике нравов” (1785). К. и. предписывает каждому действовать по правилу, относительно к-рого действующий мог бы хотеть, чтобы оно стало всеобщим законом.

КАТОЛИЦИЗМ (греч. katholikos — вселенский) — разновидность христианства, распространенная гл. обр. в странах Зап. Европы и Лат. Америки. Догматические особенности К.: признание исхождения святого духа не только от бога-отца, но и от бога-сына, догматы о чистилище, о верховенстве римского папы, как наместника Христа, о непогрешимости папы и т. д. Культовые и канонические отличия К.от православия: безбрачие духовенства (целибат), особо развитый марианизм (культ богородицы) и т. д. Центр К.— Ватикан. К. простирает свое влияние на католические партии, профсоюзы, молодежные и женские организации, учебные заведения, прессу, издательства и т. д. Совр. К. отличают попытки подтвердить свое вероучение данными естествознания, воздействовать на социально-политическую жизнь путем провозглашения католической “социальной доктрины”. В последние гг. в К. наметились тенденции, направленные на укрепление его позиций в массах и выразившиеся в модернизации католической догматики и культов, в проведении богослужений на местных языках, в подготовке духовенства в странах Азии, Африки и Лат. Америки из местного населения, в лозунге “депо-литизации” церкви и т. д. Учитывая настроения масс, мн. представители католического духовенства высказываются за социальные реформы и трезвый, реалистический политический курс, что нашло отражение, напр., в нек-рых энцикликах римских пап. Официальной философией К. провозглашен (энциклика папы Льва XIII “Этерни патрис”, 1879) неотомизм.

КАУЗАЛЬНОСТЬ — см. Причинность.

КАУТСКИЙ Карл (1854—1938)— нем. историк, экономист, философ и публицист, один из лидеров и теоретиков II Интернационала. Философские взгляды К. претерпели сложную эволюцию. Во 2-й половине 70-х и начале 80-х гг. находился под влиянием эволюционистских воззрений Дарвина и философии позитивизма (Спенсера, Мил-ля). В работах этого периода “Влияние роста народонаселения на прогресс общества” (1880), “Социальные инстинкты в мире животных” (1883) пытался объяснить историю человеческого об-ва дарвиновской теорией борьбы за существование; утверждал, что законы роста народонаселения являются исходными для рассмотрения проблем социальной философии и что движущие силы общественного развития коренятся в инстинктах человека. С начала 80-х гг. К. активно участвует в с.-д. прессе (в 1883—1917 — редактор теоретического журнала германской социал-демократии “Die Neue Zeit”), переходит на позиции марксизма. Написал ряд работ, пропагандировавших и защищавших диалектический и исторический материализм, марксистскую теорию — “Экономическое учение Карла Маркса” (1887), “Томас Мор и его утопия” (1888), “Предшественники новейшего социализма” (1895), “Этика и материалистическое понимание истории” (1908), “Происхождение христианства” (1908), “Материалистическое понимание истории” (1—2 т., 1927—29) и др. В этих работах К. предпринял попытку систематизации философских и общесоциологических идей Маркса и Энгельса, стремился выявить взаимосвязь между экономическими и философскими взглядами основоположников марксизма, распространить развитую ими систему взглядов и диалектико-материалисти-ческую методологию на нек-рые новые проблемы общественной жизни. Большое внимание в трудах К. уделено социально-политической теории марксизма — проблемам природы и движущих сил социальных революций, теории государства, взаимодействию личности и народных масс в истории, роли религии и др. форм общественного сознания в истории и т. д. К. выдвинул т. наз. “теорию ультраимпериализма”, провозгласившую наступление новой фазы мирного развития капитализма и изживания его противоречий, что в перспективе ставит под вопрос неизбежность и целесообразность пролетарских революций. Философские и социально-политические взгляды К. (особенно периода, последовавшего за началом 1-й мировой войны) подвергались острой критике Лениным.

КАЧЕСТВО И КОЛИЧЕСТВО— категории философии, отражающие важные стороны объективной действительности. Мир не состоит из готовых, законченных вещей, а представляет собой совокупность процессов, в к-рых вещи постоянно возникают, изменяются и уничтожаются. Но из этого не следует, что они не имеют определенной формы существования, абсолютно ненеустойчивы и неразличимы между собой (ср. Релятивизм). Как бы ни изменялся предмет, но до поры до времени он остается именно этим, а не др., качественно определенным предметом. Качественная определенность предметов и явлений есть то, что делает их устойчивыми, что разграничивает их и создает бесконечное разнообразие мира. Кач. есть существенная определенность предмета, в силу к-рой он является данным, а не иным предметом и отличается от др. предметов. Кач. предмета, как правило, не сводится к отдельным его свойстрам. Оно связано с предметом как целым, охватывает его полностью и неотделимо от него. Поэтому понятие Кач. связывается с бытием предмета. Предмет не может, оставаясь самим собой, потерять свое Кач. В отношениях к.-л. предмета с др. проявляются различные его свойства или группы свойств; в этом смысле можно говорить о многокачественности предметов и явлений. Наряду с качественной определенностью все предметы обладают также количественной определенностью: определенной величиной, числом, объемом, темпом протекания процессов, степенью развития свойств и т. д. Кол. есть такая определенность вещи, благодаря к-рой (реально или мысленно) ее можно разделить на однородные части и собрать эти части воедино. Однородность (подобие, сходство) частей или предметов — отличительный признак Кол. Различия между предметами, не подобными друг другу, носят качественный, а различия между предметами подобными — количественный характер. В отличие от Кач. Кол. не связано так тесно с бытием предмета; количественные изменения не сразу ведут к уничтожению или существенному изменению предмета. Только достигнув определенной для каждого предмета границы, количественные изменения вызывают качественные. В этом смысле количественная определенность в отличие от качественной характеризуется внешним отношением к природе предметов. Поэтому она и может быть в процессе познания (напр., в математике) отделена от содержания как от чего-то безразличного для дела. Исключительно широкая применимость математических теорий в различных по конкретному содержанию областях естествознания и техники объясняется тем, что математика изучает преимущественно количественные отношения. Кач. не может быть сведено к Кол., как это пытаются сделать метафизики. Ни один предмет не обладает только качественной или только количественной стороной. Каждый предмет представляет собой единство определенного Кач. и Кол. (Мера); он есть качественная величина (Кол.) и количественно определенное Кач. Нарушение меры приводит к изменению данного предмета или явления, к превращению его в др. предмет или явление (Переход количественных изменений в качественные).

КВАДРАТ ЛОГИЧЕСКИЙ (квадрат противоположностей) был предложен Михаилом Пселлом (11 в.). Служит в качестве мнемонического приема для запоминания отношений между четырьмя осн. видами суждений аристотелевской логики. Имеет вид диаграммы, на к-рой наглядно показаны эти отношения. Буквы А, Е, I , О символизируют соответственно общеутвердительное, общеотрицательное, частноутвердитель-ное и частноотрицательное суждения.

 

 

 

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Выступает как идейная основа неопозитивистской философии науки
Целый период в развитии человеческой мысли античная эпоха
Выдвигая на первый план значение художественного творчества в познании явлений жизни развития деятельности
Философский словарь 13 деятельности
Философский словарь 9 человека

сайт копирайтеров Евгений