Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

13 ч. 15 мин. — Работа в  поле, вмастерских или на  ферме. Оборудование —современное.

16 ч. 30 мин.  Вечерня в часовне. Монахвозвращается на хоры семь раз в день

17 ч. 15 мин. — Ужин:  овощи, сыр. С 15сентября . до Пасхи — 180 грамм хлеба и фрукт.

17 ч. 45 мин. — Перерыв:размышление вмонастырской   галерее или ...... чтение вбиблиотеке, богословский. доклад и т.. п.

18 ч. 30 мин. — Повечерие.

19 ч. — Отход ко сну. С Пасхи до 14 сентябряотход ко сну в 20 ч.

ГЛАВА VII.
СВЯТОЙ БЕРНАР

Св.Бернар, которому Траппистский орденобязан если не основанием, то, во всяком случае,лучшей частью своей духовности, — образецфранцузского рыцарства. Ему присущи все егодостоинства: прямота, верность, бескорыстие, атакже, — что отмечают с уважением — почтенныеего недостатки, из которых самый известный —некоторая поспешность обнажать шпагу.

Его вступление в Сито в 1112 году похоже навступление полководца в крепость: он явился воглаве 25 юношей из бургундской знати, которых егопламенная речь обратила, так сказать, с головы доног. Красноречие его — блестяще и остро как меч.Есть, говорит он с простотой гения, души прямые иискривленные. Одни без колебания идут к высшемублагу, другие выбиваются из сил, бесконечнокружась в погоне за благами мира сего: «Имеющийкрасивую жену будет смотреть оком или сердцем,полным страсти, на более красивую женщину; ктоносит дорогую одежду, желает другой, еще дороже; иобладатель большого богатства завидует тому, ктобогаче его. Есть люди, которые владеют большимиугодьями и, однако, все время присоединяют ксвоим полям еще новые и неустанно расширяют ихграницы из вожделения, которому никогда не будетконца. Другие живут в царских чертогах илиогромных дворцах и тем не менее все времядобавляют к прежним все новые... Они только иделают, что строят и разрушают... Что сказать олюдях, осыпанных почестями? Разве мы не видим, какпо какому-то ненасытному честолюбию они всемисилами стремятся возвышаться больше?»

Нет конца «вожделению вещей, которыеникогда не могут — не говорю: насытить, — но хотябы умерить жадность... Так получается, чтоблуждающий дух, тщетно носясь по различным иобманчивым удовольствиям мира, устает и ненасыщается; все, что поглотил этот голодающий,кажется ему ничтожным в сравнении с тем, чтоосталось поглотить, и он больше мучаетсяжеланием недостающего ему, чем удовлетворяетсяуже обладаемым». Ах, если бы он мог иметь все!Вероятно, обладая всем сотворенным, он, наконец,дошел бы до Творца всего:

«Но, — с юмором говорит св.Бернар, —краткость жизни, немощь сил человеческих имножество соискателей делают совершенноневозможным такое всеохватывающее обладание», идля искривленной души нет никакой надежды выйтииз своего лабиринта пожеланий, кроме какустремившись ввысь всеми своими силами.

Сам св.Бернар — лучший образец прямойдуши, о каком только можно мечтать, — когдамечтаешь о рыцарстве. Его жизнь — отважнаяскачка, без отклонений в пути, без оглядки назадили по сторонам; чтобы он заметил Абеляра, тогобуквально надо было поставить на его пути;тогдаодним ударом копья он опрокидывает блестящегософиста в пыль, протягивает ему руку, поднимаетего и следует дальше.

Заболев (под его скамьей пришлосьустановить вомиториум — «рвотницу»), онгероически продолжает путь, не давая себе отдыха,подобно верному подданому, превозмогая слабость,чтобы вопреки року явиться на зов своегоВластелина. По пути он проповедует в Везелэвторой Крестовый поход, обращает к папе ЕвгениюIII (своему бывшему монаху) энергичныенаставления, порой граничащие с обличением,обменивается с альбигойской ересью несколькимибезрезультатными ударами шпагой, посвящаетнесколько дивных молитв Госпоже своих помыслов,царствующей над ангелами, и поет — иначе нескажешь — 70 проповедей на тему «Песни Песней»,которые дают его спутникам предвкушение рая,Церкви — прекрасный памятник мистическогобогословия, а всему миру — веские основаниядивиться тому, что вера может сделать с любящимсердцем.

* * *

Но выдающаяся роль, которую совершенноестественно вынудила его играть в тогдашнемобществе сила его гения, ничуть не увлекла егодушу. Его прямолинейная воля без остаткаотвернулась от этой «земли неподобия» (regiodissimilitudinis), где человек, обезображенный злом,утрачивает образ своего Создателя, чтобыкратчайшим путем достичь «Царства подобия», гдедуша, вновь обретя черты своего утраченногодостоинства, может, наконец, соединиться со своимГосподом, ибо св.Берна? был прежде всего сердцемвлюбленным, и потому вся душа его тянулась кбезвестной монастырской жизни. Он был счастлив,возвращаясь к ее тишине и умерщвлениям плоти; иможно думать, что по возвращении из походов онохотно удвоил бы монастырские подвиги, чтобынаверстать потерянное время. Кажется, чтоцистерцианская мистика еще и сейчас носитотпечаток этой жажды компенсации. Траппистскийорден сильно подчеркивает покаянный подвиг, какбы считая, что его аскетизм отстает от какойтогигантской программы ограничений. Дело в том, чтоон знает от своего блестящего рыцаря, что «мералюбви к Богу — любовь безмерная»: ничто некажется ему столь страшным, как быть в этомотношении уличенным в скудости сердца. С этимлозунгом, отвечающим на все, он унаследовал от св.Бернара простоту нравов, усердное почитание ДевыМарии, довольнотаки военный стиль жизни,некоторую недоверчивость к проявлениямискусства для искусства и к чисто спекулятивноймысли, вкус к духовной борьбе, привычку неоткладывать битву и какоето дерзновение котрешенности, в чем, может быть, и заключаетсяодин из секретов его радости.

ГЛАВА VIII.
ПРИЗВАНИЕ К МОНАШЕСТВУ ПОТРАППИСТСКИ

Принятие монашества требует трехпредпосылок, а именно: «влечения», «способности»и «призвания». «Влечение» означает естественнуюсклонность к затворнической жизни или кмиссионерской деятельности, а «способность»измеряется силами, уравновешенностью иприспособленностью кандидата к жизни в общине.Что касается «призвания», то само словоуказывает, что оно не зависит от данного лица.

Но эти три предварительные условия,которые удовлетворяют богословов, общественноемнение подменяет: «несчастной любовью», — чтосоответствует «способности»; «отвращением отжизни», — что соответствует «влечению», и«внутренней тревогой на основе метафизическойтоски» — искаженным отражением призвания.«Превратности судьбы» — также элемент,пригодный для обращения, так что в глазах светаидеальный монах — это обманутый влюбленный,стремящийся похоронить свою неврастению подобломками разума. Когда юноша выражает желаниесделаться монахом, то его решение, которое юныйвозраст несчастного не позволяет объяснитьпревратностями судьбы или отвращением от жизни,чаще всего приписывают жестокому разочарованиюв чувствах.

Начинают «искать женщину». Если ее нет —заговаривают о «метафизической тоске», а еслиметафизическую тоску слишком уж трудносогласовать с обычно веселым и спокойным видомобращенного, то, пожав плечами, говорят, что «егокоснулась благодать» — как начальник поезда поднатиском жалоб ссылается на «роковое стечениеобстоятельств». Эти последние слова — одна изтех высших формул вежливости, которыми«порядочные люди» избавляются отзатруднительных вопросов. Я знал людей, которые,окажись они свидетелями случая с ап. Павлом надороге в Дамаск, когда ослепленныйпреследователь пал в прах к ногам Преследуемого,сказали бы просто: «Ишь — еще одного коснуласьблагодать!» — и успокоенные этой магическойформулировкой, продолжали бы свой путь, отнюдь нестремясь узнать, откуда берется эта благодать,которая одних всадников выбивает из седла, а сдругих «снимает стружку» тут же, в седле.

* * *

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Эрудиты следующеговозрождения будут
Где церковь проводила мирные днисоциального конформизма орденов монахов
Так сказать отвращением женщину
Терпеть гонение за правду
Фроссар Андре. Соль земли 13 местности

сайт копирайтеров Евгений