Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

За пределами Западной Европы христианство столкнулось с гораздо более серьезными трудностями и испытало крупные поражения в течение рассматриваемого в данной главе тысячелетия. Южная часть и значительное пространство восточной части Средиземноморского бассейна были захвачены нехристианскими государствами, в большинстве своем мусульманскими. В таких трудных, а зачастую и враждебных условиях христианство стало слабеть и чахнуть. Остаток Римской империи уцелел среди греческих и славянских народов Балканского полуострова до 1453 г., когда он, а в конце концов и вся Восточная Европа были побеждены новой мусульманской державой - Оттоманской империей. В это время Византийская империя оставалась важным источником христианского влияния и евангелизации. Оттуда христианство попало ко многим народам Северо-Востока Европы, самыми важными из которых были русские, а также народы регионов Востока.

Многие новые народы и регионы в это трудное время обратились в христианство, почти компенсировав понесенные огромные потери. Целью этой главы было рассмотрение процессов христианизации. В этот период мы наблюдаем ряд массовых движений, вливающихся в христианство, что является резким отличием от евангелизма раннего периода. Целые племена, общины и даже народы крестились и объявлялись христианами, как правило без учета их собственного мнения, а порой и по принуждению. Зачастую процесс христианизации был тесно связан с завоеванием, консолидацией или экспансией политической власти. С другой стороны также имели место сильные экстенсивные попытки завоевать сердца тех, кто был поверхностно охвачен христианством. Возникли многочисленные движения возрождения, направленные на выработку у пассивных и слабых христиан большей серьезности в отношениях с Богом и повиновения Ему.

История средневекового евангелизма - это в основном история монашества. Этот институт состоял из отдельных людей и общин, посвятивших себя наивысшему стандарту христианского послушания. Своим примером, а также учением и проповедями, средневековые монахи помогли обращению в веру и возрождению веры бесчисленного множества людей.

Призыв к возрождению

Уже в раннехристианский период в церкви часто и настойчиво звучал призыв к возрождению. Тогда, как и сейчас, христиане боролись со своей остаточной греховностью и многие при этом самым позорным образом капитулировали. Равнодушие к Богу и подверженность разлагающему влиянию мира были весьма очевидны. Вместо полного посвящения себя Господу и Его воле, как того требовали Христос и апостолы, многие, называвшие себя христианами, демонстрировали слабые послушание и преданность. Когда быть христианином было безопасно и даже выгодно, сомнения не всегда сопровождались сменой религии. Христианам второго и третьего поколений часто не доставало рвения и строгости их предков.

Буквально в каждом документе Нового Завета затрагивается в той или иной степени эта проблема. Например, в Нагорной проповеди Иисус (Матф.5-7) критикует разные виды духовного и нравственного компромиссов и призывает Своих последователей жить по самым высоким этическим и религиозным нормам. Павел предостерегает не поддаваться разложению мира и призывает к обновлению разума и преображению жизни (Рим. 12-2). Апостольское послание Иакова обличает разнообразные слабости и близость к миру среди христиан и отстаивает возвращение к ревностной, живой вере, приводящей к праведным деяниям. В адресованных семи церквям в Малой Азии (Откр.2) письмах, почти в каждом случае содержится осуждение того или иного вида суетности и призыв к раскаянию и преображению.

Тема христианского обновления повторяется в течение всего раннего, а также средневекового периода, а на самом деле звучит во все времена. Она находила отражение в литературе, в проповедях, личных наставлениях и особенно в личных примерах. Она воплощалась в различных движениях и институтах. Всегда существовали христиане, относившиеся к христианской вере и жизни крайне серьезно. Убежденные, что если христианство чего-либо заслуживает, то заслуживает всего, они пытались реально воплотить этот лозунг. Во многих случаях они также старались убедить и других людей поступать также. Цель этого раздела - рассмотреть феномен христианского возрождения, особенно его заразительность. Мы рассмотрим как некоторые христиане убеждали других людей расстаться с мирским, неправедным образом жизни и обратиться к образцовому служению и благочестию.

Призыв к возрождению рассматривается в рамках истории евангелизма, т.к. он представлял собой попытки более полной христианизации. Призывавшие к этому зачастую делали это с энергией людей, занимавшихся обращением в веру. Фактически само слово "обращение" употреблялось в отношении тех, кто положительно откликнулся на призыв к возрождению. Дело в том, что нуждавшиеся в возрождении считались людьми, пребывавшими в смертельной опасности. Хотя они не считались отступниками и не подлежали осуждению, но были опасно близки к этому состоянию. Ряд институтов и движений занимался и обращением и возрождением.

С другой стороны, многие усилия по оказанию содействия христианскому возрождению, строго говоря, не относятся JK. этой категории евангелизационных действий по той простой причине, что они в действительности игнорировали или подрывали Благую Весть, В Новом Завете освященное возрождение является реакцией на Благую Весть. Христиан побуждают улучшать себя в духовном и нравственном плане, т.к. они уже заслужили прощение и примирились с Господом через искупительную деятельность Христа, а также потому, что преображающая сила Духа Святого действует в них (Еф. 1:3-2:10). Многие из тех, кто позднее призывал к возрождению, представляли его как замену Благой Вести, таким образом путая праведность с очищением от грехов. Они утверждали, что до тех пор, пока мы не преобразим свои сердца и свою жизнь, мы не подлежим прощению. Возрождение представлялось как средство исправления в глазах Господа, получения Его благодати, а не как результат любви в ответ на прощение и неизменные отношения с Господом, которые Он дал нам Своей благодатью во Христе. Ниже приводятся конкретные примеры этого волеизъявления.

Литература раннего периода

Значительная часть христианской литературы послеапостольского периода посвящена серьезной, даже неотложной задаче возрождении. Принадлежащая неизвестному автору II века проповедь, озаглавленная "2 Послание" является настойчивым призывом к христианам раскаяться в своей греховности и прославить Господа своей любовью и послушанием. Отступничество, аморальность и отсутствие любви приводят к осуждению человека. Исполненная благодарности вера и сознательное подчинение Господу приносят награду вечной жизни. Здесь используется двойная мотивация - (а) страдания и спасительная любовь Христа и (б) награда и наказание. В "2 Послании" выражена Благая весть, хотя и не слишком ясно и сильно. Еще одна крайне важная работа этого периода "Пастырь Ермы", искреннее наставление слабым и погруженным в дела мира хистианам как очиститься через искреннее и смиренное раскаяние и добиться спасения, соблюдая все заповеди Господни (притча 8, гл.11). Начальное очищение от греха произошло через деяния Христа (притча 5, гл.7). Однако христиане несут ответственность за удаление последующих грехов и сохранение чистоты с помощью Духа Святого (притча 10, гл.З). Ссылки на спасительную и преображающую деятельность Христа в "Пастыре" крайне редки и туманны.

Интересной и важной характеристикой обеих книг является то, что они изображают идеальную жизнь христиан в манере больше соответствующей Новому Завету. Для того, чтобы возрадовать и возвеличить Господа, говорят нам они, мы просто должны подчиняться Его заповедям и подражать достоинствам, которые Он описывает и предписывает в Библии. Аскетизм, так рьяно пропагандировавшийся в Ш веке и далее, еще не заметен в этих работах. Кроме того, обоим этим широко читавшимся и вызывавшим уважение трудам, некоторые приписывали статус книг, относящихся к Священному Писанию.

Путь аскетизма

Аскетизм - это образ жизни, в котором подчеркиваются лишения и отрицание своего "я". В различной форме он проявлялся в большинстве крупных религий, включая иудаизм. Во П веке он начал проявляться и в христианстве и даже стал заметен у нескольких групп, считавшихся еретическими. В течение Ш века теория и практика аскетизма все больше прививались в фундаментальном христианстве. К 500 г.н.э. и в течение 1000 лет после этого аскетизм рассматривался как высшая форма христианского образа жизни. Для имевших подобное мнение людей, призыв к возрождению был призывом к аскетизму. Они считали, что искренний и серьезный христианин должен принять аскезу как образ жизни. Все, что не соответствовало этому как полагалось способствовало разложению и оскорбляло Господа.

Раннехристианские аскеты делали акцент на подавлении сексуальных и накопительских стремлений. Они выбирали безбрачие и бедность. Некоторые никогда не вступали в брак и воздерживались от какой-либо сексуальной деятельности. Другие, находясь в браке и живя со своими супругами, прекращали половые контакты. Третьи придерживались полового воздержания после смерти супруги. Все отдавали свое имущество и деньги бедным, за исключением самого необходимого для удовлетворения основных потребностей. Они не носили броскую одежду и до середины Ш в.н.э. не жили общиной.

Цель аскетического образа жизни была многоплановой. Она давала возможность полностью отдавать себя Богу, позволяла меньше отвлекаться на мирскую суету и избегать искушений, уделять больше времени и внимания поклонению Господу и делу Его, контролировать себя и свою жизнь, искупить свои грехи и заслуживать награду вечную.

Аскеты реагировали и на разложение мира, и на суетность церкви. Аскетизм процветал в периоды нравственного и духовного упадка. Когда общество отдавалось похоти и накоплению материальных благ, что наблюдалось и среди многих христиан, аскеты своим примером протестовали против этого. Как в одиночку, так и в группе аскеты заметно выделялись на собраниях христиан и в обществе. Даже самый мирской человек испытывал угрызения совести, встречая людей, отказавшихся от самых необходимых человеческих желаний для того, чтобы следовать за Христом. К концу П и начале Ш веков такие ведущие христианские исследователи, как Тертуллиан и Киприан поддерживали определенные аспекты аскетизма. Однако красноречивей и убедительнее слов была сама жизнь многих аскетов-христиан.

Одним из источников аскетизма были дуалистические философии и религии Греции и Востока. Их фундаментальным и основополагающим принципом было: материя и все с ней связанное - зло, хороши лишь дух и разум. Спасение состояло в освобождении от тирании физической жизни и привлекательности материальной вселенной, которую Бог, как чистый Дух, отвергает. Некоторые религии, такие как гностицизм и манихейство, учили, что материя, включая человеческое тело, является созданием существ, враждебных Господу. Платон и другие философы и богословы, следовавшие ему, учили, что идеи являются самыми реальными элементами вселенной, а материальные объекты, в лучшем случае, представляют из себя туманные и несовершенные воплощения вдей. Раннее и средневековое богословие впитало в себя некоторые из этих дуалистических понятий.

Определенные части Нового Завета как будто поддерживают дуалистические концепции самоотречения. Иисус призывал людей к самоотречению, отказу от всего и следованию за Ним (Матф. 16:24; 19:16-22; Лука 14:25-33). Иисус также с очевидным одобрением отзывается о тех, кто оскопил себя ради Царствия Небесного (Матф. 19:12). Это, наряду с Его собственным примером и примерами Иоанна Крестителя и Павла, делало безбрачие возвышенной целью для христиан. Кроме того, Павел особо рекомендовал безбрачие для имевших дар, ради лучшего служения в свете неизбежного второго пришествия Христа (1 Кор. 7). Вдобавок, в Откровении имеется упоминание 144.000 на небесах, которые не осквернили себя связью с женщинами, но которые, будучи девственниками, имеют честь следовать за Агнцем, куда бы Он ни отправился. Павел говорит об усмирении и порабощении своего тела (1 Кор. 9:27). Нетрудно представить, как христиане, жившие в рамках культуры, пронизанной дуалистическими взглядами находили в этих отрывках Писания указание отречься от имущества, сексуальной жизни, физического комфорта, разных удовольствий и даже семейных уз для более эффективного поклонения Господу и труда на дело Господне.

Христианские аскеты были склонны забывать о сказанном в Писании, что физическое и материальное является добрым творением Божьим. Павел, например, описывает жизнь христиан, которая включает брак, семейную жизнь и работу в миру (Еф. 5-6; 1Тим. 3). Осуждая неумеренность и аморальность (1 Кор. 5:9-11; 6:9-10; Еф. 5:3-17), апостол одобряет вкушение с благодарением пищи и питья (1 Тим. 4:1-5). Отказ от основных человеческих желаний и потребностей в качестве идеального пути к святости противоречит этим положениям Писания.

Аскетизм неизбежно вел к элитарности. Сутью аскетизма являлось отречение. Это было тесно связано с послушанием и служением. Аскеты отвергали многое или даже все для того, чтобы полностью отдавать себя выполнению воли Господней, поклонению и труду. Целью было совершенное выполнение заповедей Господних. В соответствии с идеалом аскетов выполнимым является все, чего требует Господь, а также принятие дополнительной нагрузки, которая, хотя и не требуется, но высоко оценивается Господом. Такими дополнителльными нагрузками были безбрачие и бедность.

Те же самые формы отречения, которые освобождали аскета для большего духовного и нравственного совершенствования являлись и дополнительной жертвой, приносившей особое божественное признание и награду. Не каждый христианин мог так много пожертвовать или сделать. В лучшем случае он мог рассчитывать на соответствие требованиям. Аскет же, с другой стороны, делал все, что от него ожидалось и даже более. Он являлся сверх-христианином. Не только вышеупомянутый пример аскетов, но и стремление к совершенствованию и даже к совершенству в ранний период привлекали растущее число христиан к аскетизму.

Помимо богословских неувязок такое положение отрицательно действовало на обычных христиан, которые старались славить Господа и служить Ему, ведя обычную жизнь. Тем не менее было что-то вдохновляющее и воодушевляющее в поведении людей, которые настолько любили Бога, что отдавали Ему все. Особенно привлекательным это выглядело в период ослабления духовного и нравственного факторов.

Монашество

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Как насчет обычных христиан в чем была суть их свидетельства как уже говорилось
Для общего состояния церквей на протяжении xix в
Вера последних относилась к еретической форме христианства
Было ощущение высокой привилегии в выполнении этой деятельности господа христиан
Среди верующих постоянно возносилась молитва о новых возрождениях

сайт копирайтеров Евгений