Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Публичные проповеди также являлись обычным эффективным способом евангелизации в период раннего христианства. В древнем мире существовало много возможностей для открытого возвещения Евангелия. Иисус и апостолы обращались к еврейской общине в синагогах и храмах. Павел, естественно, начинал свою евангелизационную деятельность в синагоге, когда существовала такая возможность. Когда Павел и другие апостолы проникли в мир эллинов, они пользовались общепринятой практикой общественных выступлений на улицах и площадях (Деяния 16 и 17). Разумеется и Иисус часто выступал на открытом воздухе: на берегу озера, на склоне холма или в других местах, где собирались люди. Ириней в конце П века читал так много проповедей в своей епархии кельтам на их родном-языке, что стал забывать родной греческий (Против ереси. Книга I, Предисловие). Григорий Чудотворец, живший в Ш веке н.э. в Понте, на Востоке, настолько активно занимался евангелизацией. что когда он начинал свою деятельность, в его городе было 17 христиан, а 30 лет спустя осталось необращенными лишь 17 язычников. В том же веке Ориген описывает путешествующих христианских проповедников, посещавших города и деревни, чтобы обращать людей в веру (Против Цельса, Книга Ш, IX).

Столетие спустя Мартин из Турса настолько активно проповедовал и излечивал людей в одной языческой деревне, что все население обратилось в веру (Диалог 11 Сиппития Севера, гп.Ш).

В дополнение к описанным выше общественным проповедям евангелистического характера, будущим христианам разрешали посещать часть христианской службы и приобщаться таким образом к Евангелию. Такие великие проповедники, как Амврит. Иоанн Златоуст и Августин преуспели в привлечении на свои церковные служения большого числа нехристиан и немало людей обратилось в веру и вступило в церковь благодаря их проповедям.

Раннехристианские проповедники ясно понимали свои евангелизационные возможности и обязанности и использовали эту форму взаимодействия весьма эффективно. Они отправлялись к неверующим и проповедовали Христа с целью обращения людей в веру. Они обращались к сердцам слушателей, приходивших на их служение, и пользовались языком Книги Деяний, "слово Божие возросло" (19:2)

В соответствии со сказанным в Великом Поручении (Матф. 28:19-20), крещение и обучение были основными средствами для обретения новых последователей Христа. Оба средства использовались в течение всего раннего периода развития христианства. Однако их значение и связанные с ними практические приемы значительно разнились в зависимости от места и времени проведения. В этой связи необходимо отметить важный момент: основная суть Поручения - в обретении последователей. Иисус не просто приказал 11 ученикам возвещать Евангелие или приводить людей к обращению в веру. Скорее, Он приказал наставлять людей, приводить их к вере и послушанию, с тем, чтобы они становились действующими членами тела Его, в результате возвещения Евангелия. Наставление таким образом является единым процессом, включающим евангелизацию и воспитание, инициацию и обучение. Интересным и важным является то, что евангелизм ранней церкви развивался в манере, соответствующей Великому Поручению. Это был, фактически, процесс наставления с упором на крещение и обучение как средствах достижения этой цели.

Первоначально крещение проводилось сразу после обращения в веру через евангелизационную проповедь или личное свидетельство (Деяния 2:41, 10:48, 16:33). Складывается впечатление, что в большинстве случаев крещение проводилось через погружение, хотя в нескольких местах Нового Завета подразумевается окропление или омовение (Евр. 10:22,Титу 3:5); а источник начала 2-го века допускает обливание. О крещении младенцев в Новом Завете в явной форме не говорится. Однако крещение всей семьи (Деяния 10:48, 16:15,33), включая не только мужа, жену и детей, но и рабов, слуг и их родных с упоминанием Великого Поручения ("все народы") и случай благословения Иисусом младенцев (Лука 18:15-16), являются убедительным свидетельством того, что так поступали в период Нового Завета. Тертуллиан признавал существование широко распространенного крещения младенцев, но был против этого {Крещение, 18), в то время, как его современник, живший в 3-м веке н.э., Ориген. одобрял это как апостольский обычай {Комм. к Римлянам, 5). К 500 году н.э. это повсеместно практиковалось.

В период Нового Завета, процесс наставления продолжался после крещения через обучение в рамках христианской общины (Деяния 2:42). Многочисленные раннехристианские свидетели утверждают, что они были христианами всю жизнь и их родители передали им веру. Крещение младенцев и христианское наставление в доме вероятно были приняты в этих случаях. Важность крещения состояла в очищении от греха, вступления в церковь и обретения новой жизни через единение в искупительной смерти и воскресении Иисуса (Рим. 6:1-4;1 Кор 12:13, Тит 3:5).

Изменение процесса крещения произошло во втором веке, когда для взрослых новообращенных был введен период обучения и испытания. Позже в течение того же века (и в следующем, когда многие хотели вступить в церковь) это приняло формальный характер подготовки к принятию крещения. В конце концов выработалась процедура, при которой человек с серьезными намерениями, достаточно узнав о христианстве, решал стать христианином и включался в ограниченную группу кандидатов, готовившихся к крещению. В течение определенного периода, от 40 дней до 3 лет, кандидат обучался и его поведение оценивалось. Если принималось решение, что он достаточно обучен, искренен и нравственно чист, то он становился полнокровным членом церкви, принимая крещение, обычно в канун Рождества. До крещения кандидат не мог участвовать в празднике Святого Причастия и даже не инструктировался в отношении Святых даров. Хотя готовившийся к причастию в определенном смысле считался христианином даже до принятия причастия, процесс наставления считался завершенным только после тщательного обучения, проверки и крещения. Такой отход от новозаветного способа немедленного крещения мог являться, а мог и не являться улучшением, но он несомненно отражает высокую оценку обучения в качестве важного элемента процесса наставления новообращенных.

Евангельское обучение, более конкретно направленное на посторонних, уже использовалось Павлом в Эфесе, где он снял помещение и в течение 2 лет обучал христианской вести и обсуждал ее со всеми приходившими (Деяния 19:9-10). Юстин, бывший до своего обращения преподавателем философии, продолжал заниматься этим видом деятельности, но на христианской основе. Наиболее развитой организацией подобного типа была катехизаторская школа Александрии, основанная Пантеном, обращенным в христианство философом-стоиком, чье дело продолжил, его ученик Климент, а в еще большей степени развил блестящий и энергичный Ориген. Эта школа не только была институтом, в котором шло наставление готовившихся к крещению, но и центром высшего образования христиан. Приходившие язычники не только слушали выступления преподавателей-христиан о христианской доктрине, но и о различных философских и научных проблемах, рассматривавшихся через призму христианского учения. Своим обучением, которое подкреплялось исключительно благочестивой жизнью, Ориген помог обратить многих, некоторые из которых подтвердили свою веру мученической смертью.

И наконец, ранние христиане активно пользовались литературой для целей евангелизации. Новозаветная литература, разумеется, является главным подтверждением. Эти яркие свидетельства людям о словах и делах Иисуса Христа широко рекомендовались и описывались неверующим с целью их обращения, хотя главной целью было воспитание тех, кто уже уверовал. Марк и Лука отмечают особую осведомленность посторонних. Однако нигде цель евангелизации не высказана так ясно, как в 4-ом Евангелии "... Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его." (Иоанн 20:31).

Значительная часть христианской литературы помимо Нового Завета также представляла Иисуса Христа тем, кто еще не знал и не верил в Него. Многие великие защитники веры второго и третьего веков - Юстин, неизвестный автор "Послания Диогнету", Афинагор, Цертуллиан, Ориген и др. старались не только защищать христианство, но и привлекать к нему. Труд Климента Александрийского "Наставление язычнику" является ничем иным, как трактатом, в котором обличаются и дискредитируются современные религии и философские учения. Автор призывает читателей принять Христа, как высшую альтернативу. "Исповедь" Августина является свидетельством невероятной благодати Господней, которую он испытал в своей собственной жизни. Перечень приводимых примеров может быть очень длинным. Не только своей жизнью, но и письменными и устными свидетельствами многие ранние христиане, некоторые из которых имели большие способности, выражали свое свидетельство об Иисусе читателю, еще Ему не принадлежавшему.

Итак ранние христиане распространили Евангелие Иисуса Христа по всей Римской империи и, к 500 году н.э. обратили большую часть населения, а также миллионы людей за пределами империи, по крайней мере номинально, в Его веру и привели в лоно церкви. Их евангелизационным действиям способствовали определенные факторы в существовавшей политической, культурной и религиозной жизни. Поездки и путешествия были относительно безопасными и легкими в римском мире. Греко-римская культура широко распространилась по всей империи и обеспечивала единство, а греческий язык снял коммуникационные барьеры. Религиозные и философские тенденции предвосхищали некоторые ключевые моменты христианства и положительно настраивали людей к нему. Иудаизм диаспоры обеспечил распространение христианства среди неиудейского населения через многочисленных обращенных в иудаизм. И наконец, в начале IV века, когда одобренное государством христианство было признано и даже стало официальной религией в Риме, множество людей отошли от язычества и пришли в христианство.

Однако эти положительные факторы играли роль большую, чем противовес мощным силам, противодействовавшим распространению христианства. В течение нескольких столетий определенные группы в еврейском религиозном истэблишменте неоднократно старались силой подавить новое движение. Для греков христианское богословие выглядело абсурдным, а утверждения высокомерными. Однако самым опасным и разрушительным была растущая решимость Рима искоренить христианство через официальные гонения. Надежды на распространение или даже на выживание христианской церкви казались крайне слабыми.

Тем не менее христианское движение ширилось и развивалось. Подобное сопротивление не подавило стремления рассказывать об Иисусе Христе. Несмотря на опасность, даже перед лицом пыток и смерти, ранние христиане испытывали гордость, возвещая о своем Господе. Наряду с искажениями Евангелия в пост-новозаветную эру встречаются ясные и убедительные свидетельства об Иисусе. Выполняя поручение Спасителя приобретать последователей среди всех народов, такие раннехристианские евангелисты, как Павел сосредотачивали усилия на крупных городах и распространяли христианское влияние из этих центров.

Вдобавок, основанные ими новые церкви были с самого начала самостоятельными в смысле управления, поддержки и роста. Основными методами евангелизации в этот период беспрецедентного распространения христианства были личная беседа, проповедование, обучение и литература.

В данной главе не обсуждался важный аспект евангелизации уже существовавшей в ранний период - стремление к обновлению. Как указывалось в Предисловии, евангелизм также включает усилия по приведению обращенных к более искреннему и активному следованию за Христом. Выше рассматривалась роль обучения в начальный период ученичества. В противоположность этому, усилия по обновлению направлены на пассивных христиан или на тех, чья вера слаба или чья жизнь находится в резком противоречии с верой. Потребность в обновлении заметна как в ранний период, так и во всей истории существования христианства. В христианских общинах всегда были слабые и сомневающиеся члены, к которым более серьезные христиане всегда относились с особой заботой и которых они активизировали и ободряли. В течение первых 5 веков возникают разнообразные движения, посвящающие себя этой цели. Однако в связи с тем, что их деятельность достигла максимального размаха с Средние Века, мы будем обсуждать их в следующей главе.

Рудник М. Проповедь евангелия через века и страны

История евангельского христианства

II. Христианизация через конформизм и принуждение: Средневековье (500 -1500)

В пятом веке недавно принявшая христианство Римская империя в Западной Европе испытала резкие и обширные перемены. Германские племена с севера, в течение веков скрытно или посредством вооруженого вторжения проникавшие через границу Рима в ограниченных количествах, теперь прорывались на территорию империи в количествах гораздо больших, нанося катастрофический урон. Они разгромили военную машину Рима, свергли правительство, образовали 6 собственных королевств на территории бывшей Западной Римской империи, а на местном уровне захватили землю и другие богатства. Хотя в их планы входило не разрушение Римской империи, а скорее включение в ее состав с достижением доминирующей роли, на деле разрушение произошло. Не только армия и государство, но экономика и культура в результате вторжений большей частью рухнули.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Страныистория евангельского христианствапредисловиес момента возникновения христианства
Благодаря возрождению
С несколькими обращенными в христианство индейцами появлялась в новом регионе
Как в страну вливался поток эмигрантов
Безразличие к миссии церкви были весьма распространены

сайт копирайтеров Евгений