Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Мотивы Карла Великого по применению насильственного обращения в христианство были не только вызваны имперскими амбициями и необходимостью обороны. Будучи честолюбивым правителем, он хотел покорить и присоединить саксов. Однако он также был и набожным христианином и вне сомнения отчасти был движим искренней заботой об их духовном и непреходящем благосостоянии. Понимали они это или нет, но их необходимо было спасти и, с его точки зрения, обращение в веру могло быть подлинным даже под принуждением. Если они отказывались обращаться в христианство, то все равно были обречены, поэтому их смерть не была большой потерей. Хотя это и не является адекватным толкованием, как с богословской, так и с этической точки зрения, но оно отражает добрые намерения со стороны христианского короля-завоевателя. Более трудным и долгим было завоевание германцами и обращение в веру вендов - славянских народов, населявших территорию между Эльбой и Одером вдоль Балтийского побережья. В течение 930 - 1162 г.г. военные действия, подавление, и наконец переселение вендских народов и массовое заселение территории германскими иммигрантами привели к успеху в подчинении и христианизации региона. Взаимная ненависть германцев и \ вендов, развитая религия вендов, явная подчиненность церкви экспансионистским целям германского государства, увлеченность священнослужителей вопросами землевладения и десятины, а не евангелизацией объясняют серьезное сопротивление вендов христианскому благовестию. В конце концов немногие истинно обратились в веру. Остальные были или уничтожены или изгнаны со своих земель и замещены германцами-христианами.

В завоевании и обращении в веру саксов, проводившихся Карлом Великим, политический и миссионерский аспекты находились в определенном равновесии. Но в военных кампаниях германцев против венцов политический аспект играл гораздо большую роль, чем аспект евангелический. Другим примером христианизации через завоевание было обращение в веру померанских народов в ХП веке. В этом случае военный и политический факторы применялись ограниченно, а для процесса христианизации были свойственны методы убеждения, терпеливость и дипломатические приемы. Ключевой фигурой в этом процессе был епископ из Бамберга Отто, который в 60-летнем возрасте был призван с престижного поста польским герцогом Болеславом Ш для проведения в жизнь этой впечатляющей миссионерской задачи.

В результате ряда жестоких конфликтов Болеслав покорил район Западной Померании у впадения Одера в Балтийское море, а также часть территории к востоку. Когда померанцы сдались, их правитель, герцог Вартислав согласился на принятие его народом христианства, а также на подчинение Польше. В этот момент Болеслав обратился к помощи Отто, потерпев неудачу в поиске добровольцев из своих соотечественников. Метод Отто состоял в посещении стратегически важных городов Померании со значительной свитой из представителей духовенства, политиков и с небольшим воинским контингентом. Хотя он и представлял ненавидимого иностранного оккупанта, в выполнении задачи Отто помогло предыдущее обращение в веру некоторых представителей правящего класса Померании и ослабление веры в традиционных богов померанцев. Во время своих публичных выступлений Отто напоминал местным жителям, что их герцог согласился на обращение народа в веру и что он. Отто, прибыл только для того, чтобы способствовать их спасению, а не отобрать у них деньги. Он также говорил им, что если они не будут внимательно слушать и выполнять требования христианской Благой вести, то будут иметь дела с жесткими репрессиями со стороны победившх их поляков.

В некоторых случаях померанцы отвечали очень положительно и очень быстро. В других, они сопротивлялись или бежали после первоначального согласия подчиниться треваниям. Даже тогда Отто проявлял терпение и в одном случае успокоил разгневанного Болеслава, готовившегося сурово наказать померанцев. Вне сомнения, Отто до определенной степени использовал предоставленную ему военную и политическую поддержку. Однако также ясно, что евангелизация была его главной задачей и он предпочитал добровольное обращение насильственному. Его умение убеждать было весьма удобным средством передачи христианской вести. В основном благодаря его стилю евангелизации померанцы не относились с такой враждебностью к христианам, как, например венды. В конце концов, процесс христианизации был продолжен германскими и датскими монахами-миссионерами, а также благодаря расселению многих германских иммигрантов среди народов Померании.

Обращение победителей в христианство

В Средневековье не вся христианизация проводилась с позиций политического и военного превосходства. В V веке н.э. значительная часть христианской южной Европы подвергалась нападениям германских племен, многие из которых были язычниками или арианами. Вера последних относилась к еретической форме христианства, отрицавшей истинное божественное происхождение Иисуса Христа. Некоторые были католиками. (На этом отрезке времени слово "католик" относится к тем, кто верил в божественность Христа, в соответствии с определением Никейского и последующих соборов - другими словами к тем, кто шел в русле основного направления христианства). Эти оккупанты-победители, хотя и составляли относительно малое меньшинство, ухитрялись постоянно доминировать в христианской Европе. Влияние христианства распространялось и на этих людей, иногда постепенно и нецеленаправленно, в иных случаях резко и драматично. Многие из их потомков стали активными поборниками распространения христианства.

Обращение в христианство варваров (германских народов) на западе в значительной стпени были результатом королевской инициативы и будет рассмотрено далее в этом разделе. Однако здесь также имел место процесс окультуривания. Религия и культура германских победителей были гораздо слабее развиты, чем у побежденных ими римлян. Германские правители хотели интеграции своих народов с римлянами, но последние сопротивлялись, особенно из-за религиозных разногласий. Постепенно победители стали приспосабливаться к большинству населения в культурном и религиозном плане. На первых порах это не было результатом евангелизации, потому что римские христиане не были готовы принять победителей. Скорее к обращению привел магнетизм более впечатляющей религии и желание уподобиться людям их окружавшим.

Ускорило процесс обращение в веру короля франков Хлодвага (502 н.э.) и ряда других германских правителей. Они осознали, что поддержка католической церкви значительно укрепляет их власть. Наконец, римский папа Григорий Великий (590 - 604 г.г.н.э.) счел варваров новым полем миссионерской деятельности и стал действовать активно и творчески, стремясь обратить их в католичество. Его действия привели к распространению среди католиков более открытого евангелизационного подхода по отношению к язычникам и арианам германского происхождения. Он также послал миссионеров к англосаксам, что будет обсуждаться в заключительном разделе данной главы. Хотя сыграла роль поддержки короля и папы римского, но окультуривание было одним из самых крупных причин обращения германцев в веру на континенте.

Аналогичным образом многие викинги обратились в христианство через покоренные ими народы. В некоторых регионах на континенте и в Британии викинги организовали поселения. Как и германцы до них, они постепенно приспособились к религии и культуре тех, кого победили. Торговцы и другие путешественники привозили христианских пленных на земли викингов. Солдаты и правители заинтересовались и обратились в христианство. В течение XI и XII веков, путями, описанными далее, христианство пришло и к основной массе жителей скандинавских стран. Христианство не представляло политической угрозы викингам, так как было религией плененных народов, а не вооруженного врага. Для них, принятие христианства не означало подчинения, но сознательное или бессознательное принятие религии и культуры, превосходивших их собственные. Интервенты и победители народов восточной Европы -славяне, авары и булгары - также постепенно приняли ту форму христианства, с которой они столкнулись. Этому процессу помог перевод Библии и литургий на славянские языки.

Правители обращают в христианство подданных

По крайней мере десяток наций и других этнических групп обратились в Средние Века в христианство по инициативе или при поддержке своих правителей. В каждом таком случае это были люди, жившие за пределами Древней Римской империи или же те, кто покорил ее отдаленные провинции. Некоторые из этих правителей активно занимались евангелизацией, другие - различными путями давали понять своим подданным, что им надлежит стать христианами. Все эти правители приглашали или по крайней мере были рады видеть у себя христианских миссионеров, и многие оказывали последним материальную и политическую поддержку. Некоторые угрожали строго наказать своих подданных, если те отказывались принять крещение и христианские наставления. Некоторым людям противодействие христианству стоило жизни. Какими бы ужасными ни казались человеку ХХ-го века эти насильственные методы евангелизации, они соответствовали социальным и религиозным традициям народов, среди которых она проводилась.

Ограниченные размеры книги допускают лишь краткий обзор этих интересных и важных событий. Первый такой случай произошел уже в Ш веке, когда армянский царь Тиридат был обращен в веру Григорием Просветителем и при поддержке дворянства позволил Григорию евангелизировать своих подданных. Те с готовностью согласились и христианство очень быстро проникло в армянскую культуру.

На Рождество 496 г. король франков-язычников, Хлодваг, крестился вместе с 3.000 солдат. Помощь его жены-христианки и военная победа в ответ на мольбу, обращенную к христианскому Богу оказались факторами, подтолкнувшими его на принятие этого решения. Он не принимал активного участия в обращении в веру своих подданных. Однако, постепенно многие последовали его примеру и вступили в христианство. По крайней мере формально. То была первая германская этническая группа, принявшая католическое христианство после победы. Несмотря на то, что принятая ими вера была поверхностной, а институт церкви ослабел и разложился, обращение франков в веру имело очень важное значение. Они становились ведущей державой в Западной Европе и их пример помог другим германцам принять аналогичное решение.

В VII веке несколько англосаксонских правителей-язычников в Британии обратились в веру. Первым был Этельберт Кентский, у которого также была жена-христианка. В 597 г. он позволил группе римских миссионеров евангелизировать свой народ. Вскоре он сам поверил в Бога. Его пример и поддержка помогли миссионерам превратить все население в номинальных христиан. Короля Эдвина из Нортумбрии также познакомила с христианством жена. Римский миссионер Паулинус, ставший его духовником, терпеливо занимался евангелизацией монарха и получил его разрешение организовать в этом регионе церковь. После смерти Эдвина язычество вернулось. Однако следующий король, Освальд (634 - 42), обращенный в веру ирландскими миссионерами, попросил их помощи в деле евангелизации своего народа. Он не только приветствовал и поддерживал их служение, но зачастую и помогал им как переводчик. Своей набожностью и искренним свидетельством Освальд значительно продвинул дело христианства и явился, в самом лучшем смысле этого слова правителем-евангелистом. Несколько столетий спустя, обращенные в веру, благодаря влиянию англичан, скандинавские правители, активно трудились по установлению и консолидации христианства среди своих народов. Ансгар, миссионер IX века, живший среди скандинавов, сделал первый маленький шаг. Лишь в Х веке при королевской поддержке христианство расцвело и возобладало. Король Дании Гарольд Синезубый был обращен в веру около 945 г. Он призывал миссионеров и строил церкви. После его смерти наблюдалось возрождение язычества и преследование христиан. Однако Свейн и особенно Кнут Великий, последующие правители, своей властью и влиянием поддержали христианизацию и к моменту смерти последнего в 1035 г. Дания, в основном, была христианской страной.

Евангелизацию Швеции начали германские миссионеры и до определенной степени она была продолжена через коммерческие и политические контакты с английскими христианами. Однако широкая евангелизация началась после принятия христианства королем Скотконунгом в 1008 г. Возвращение язычества наблюдалось, но было редким и кратковременным. Через сто лет после правления набожного короля Сверкера (ИЗО - 1205) был построен собор, основаны монастыри, и шведская церковь вступила в официальные контакты с Папой Римским.

В Норвегии несколько христианских правителей особенно активно приводили своих подданных в христианство. Норвежские викинги и торговцы встречались с христанами во время своих путешествий. Некоторые пленники-христиане распространяли веру среди норвежцев, в особенности среди аристократии. Перед захватом трона король Олаф Трюггвасон (994 - 1000) крестился и был миропомазан английскими священниками, которых он повстречал в ходе своих путешествий. Захватив трон, он двинулся по своему королевству с армией, представителями дворянства и рядом английских священников. Он встречался с народом и местными правителями на публичных ассамблеях и просил их принять христианство. Отказавшихся или отвергавших крещение приговаривали к смертной казни. В большинстве регионов народ охотно соглашался. В некоторых местах оказывалось упорное сопротивление, которое жестоко подавлялось. Идолы и храмы были разрушались и проводилось массовое крещение. В дальнейшем король Олаф Харальдсон (1016-30) завершил христианизацию Норвегии. Вместе с английскими священниками он ездил по стране, выясняя существовавшую религиозно-нравственную ситуацию, назначая священников и освящая церкви. После его смерти в бою (1030) с датским королем Кнутом, популярность его продолжала расти и он был канонизирован как святой Олаф.

Правители Восточно-европейских государств также предприняли попытки христианизации своих подданных. Моравский князь Ратислав в 862 г. попросил византийского (греческого) императора прислать миссионеров для работы с его подданными. В течение предыдущего десятилетия несколько западных миссионеров привели многих людей к номинальной вере, но князь хотел веры более глубокой. Император послал Кирилла и Мефодия, которые, готовясь к миссионерской поездке, создали славянский алфавит, перевели на Славянский Священное Писание, литургии и другую литературу. Этому противились немецкие миссионеры и Папа Римский. В конце концов Кирилл и Мефодий были вынуждены покинуть Моравию, но их переводы оказали огромную помощь в евангелизации других славянских народов. Король болгар Борис крестился в 865 г., что было частью мирного договора с византийским императором Михаилом Ш. В соответствии с договором он также продолжил массовое обращение в веру своих подданных, несмотря на сопротивление аристократии. Болгарская церковь, ставшая в конце концов независимой, пользовалась древнеславянским языком. Это создало тенденцию, наблюдающуюся в восточном христианстве по сей день. Каждая страна или народ организовали собственные церкви с собственным языком и под собственным руководством. Это контрастирует с западной (римской) церковью, сводившей людей многих стран в единую организацию с единым руководителем. Папой Римским, и пользовавшейся общим языком -латынью.

В конце Х века, был обращен в веру и крестился Владимир, правитель территории, входящей в состав современной России. Некоторая предварительная работа была выполнена миссионерами восточных и западных церквей, но Владимир распростанил и углубил христианство в своем народе, рекомендуя обращение в веру, строя церкви и основывая монастыри. Здесь церковь также сохранила свою автономию, хотя и быа в контакте и отчасти зависела от родительской церкви Восточного христианства в Константинополе. В том же и следующем веках в Западную церковь по инициативе своих правителей вошли народы Богемии, Польши и другие славянские народы, а также мадьяры. Вполне очевидны причины, повлиявшие на решение правителей этих народов христианизировать своих подданных. Одной из них была искренняя забота о духовном и нравственном здоровье своих подданных. Большинство этих правителей сами стали христианами в результате убедительного примера и свидетельства. Они признали христианство, как религию превосходившую их собственную традиционную религию. Фактически признали в качестве единственно истинной религии. С их точки зрения приведение своих подданных к спасительной вере было единственно правильным шагом, даже если для этого требовалось оказание сильного давления. Также важным было понимание того, что их традиционная религия и культура распадаются. Уверенность и преданность старым богам слабели, уменьшалась ревностность в исполнении старых обрядов по мере воздействия христианства и его культуры на эти народы. Разумеется существовали и политические преимущества. Для этих правителей и их народов обращение в христианство проторяло дорогу к улучшению отношений с сильными, развитыми соседними христианскими странами. И наконец, отказ от старого религиозного истэблишмента и установление по своему выбору нового, позволял правителю консолидировать свою власть. Это могло стать символом его режима, и новым центром развития государства. Во многих случаях правители обращались в христианство после решительной битвы, убеждавшей их, что христианство является более сильным и надежным источником военной мощи, чем их традиционные религии. Соотношение духовного или политического факторов в мотивации разнилось от правителя к правителю, и от ситуации к ситуации.

Попытки обращения иудеев

Ни один аспект в истории евангелизма не является более разочаровывающим и позорным, чем некоторые попытки обратить иудеев в христианство. Уже говорилось об иудейско-христианской напряженности в начальный период развития христианства. В Средневековье, когда христианство становилось все более доминирующим и агрессивным, судьба иудеев стала крайне незавидной. И в Восточной, и в Западной Европе христианские правители, обычно с согласия и с помощью руководства церкви, старались убедить иудеев принять христианство. Диапазон мер принуждения был широк; от общественно-экономических санкций до ссылки, пыток и смерти тех. кто отказывался принять веру. Однако в разные периоды времени и в разных регионах преобладала терпимость. К примеру такие ведущие церковные лидеры как Григорий Великий, Бернар и Фома Аквинский выступали против гонений и насильственного обращения иудеев. Однако большей частью их мнение игнорировалось. В дополнение к упомянутым выше действиям правительств, иудеи подвергались насилию со стороны христиан-фанатиков.

Что же вызывало жестокие и нехристианские меры? Чувство обиды, оставшееся от конфликтов раннего периода. Христиане были разочарованы отказом большинства иудеев реагировать на более доброжелательные евангелизационные методы. На иудеев смотрели как на "убийц Христа" и как на тех, на кого пало проклятье Господне. Распространялись злые и безосновательные слухи, приписывавшие иудеям жестокости и богохульства. В связи с тем, что евреев изгнали из большинства других профессий, они становились ростовщиками и банкирами. что также увеличивало ненависть, часто возникающую у людей, задолжавших деньги кому-либо. Вдобавок, практически каждое общество любит иметь своего козла отпущения. Для средневековых христиан евреи казались логичными кандидатами.

Хотя большинство евреев осталось верным вере своих предков, некоторые приняли христианство. Сила Благой Вести, окультуривание и гонения были одними из главных причин перемен. Однако даже, когда обращение было искренним, оно часто вызывало сомнения. Обращенные в христианство евреи часто добивались значительных постов в церкви и государстве, вызывая зависть тех, кто добился меньшего. Многих подозревали в тайном исповедывании Иудаизма. В конце XV века в Испании была создана инквизиция для поиска тайных приверженцев Иудаизма, а также Ислама. Этот краткий и общий обзор лишь едва освещает степень трагичности и позора большинства средневековых попыток обратить иудеев в христианство.

Монахи - евангелисты

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Поддерживали в порядке систему дорог по всей империи
Рудник М. Проповедь евангелия через века и страны истории церкви 8 течение
Тем более открыто говорил он об их ответственности делиться евангелием
Было богослужение возрождения пробуждения проповедников
Не из самых значительных христианских лидеров xv

сайт копирайтеров Евгений