Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Новые тенденции в отношении к культовой архитектуре у христиан очень ясно зафиксированы Евсевием Памфилом в его "Церковной истории". Большое значение начинает играть внешний вид храмов. Появляются основания говорить о репрезентативной функции Церквей. "Кто из царей настолько могуществен, чтобы и после смерти вести свои войска, воздвигать знамения победы в каждой стране, в каждом городе эллинском и варварском и наполнять их царственными зданиями — Божиими храмами, благолепными, полными даров, как и этот храм? Они воистину величественны, достойны восторга и удивления и ясно свидетельствуют о Царстве Спасителя нашего, ибо и сейчас “Он сказал,— и сделалось".[63] Как следует из приведенной цитаты, храмы свидетельствуют о величии Божием. Аналогично и в другом месте говорится: "Да, воистину Он велик и велик дом Его, высокий и просторный, благолепен видом пред очами сынов человеческих". Автор заостряет внимание на внешнем виде построек, причем красота храма преподносится как доказательство величия Божия. Более того, красота храма, в трактовке Евсевия, может и должна служить для обращения язычников. Иллюстрацией такого подхода служит описание храма в Трире. "Для этой церкви предназначил он пространство гораздо обширнее прежнего, и оградил его крепкой стеной, чтобы огражденное место было безопасным убежищем для каждого; поставил величественные и высокие врата, устремленные к лучам восходящего солнца, дав таким образом возможность и стоящим за священной оградой ясно созерцать внутреннее. Он как бы приглашает и людей, чуждых нашей вере, обратить взоры на первый вход, так что никто не пройдет мимо, не вспомнив с глубокой скорбью о прежнем запустении, не удивившись нынешнему чуду. Он надеялся, что человека, проникнутого этой скорбью, сам вид церкви побудит войти внутрь".[64]

Если сопоставить эти слова со свидетельствами христиан первых трех веков, разница будет очевидна. Интересно, и то, на кого ориентируются при этом создатели. Храм этот "служит прославлению и украшению христианской церкви". Прежде всего ему удивляются те, кто останавливает свой ум на одном только "внешнем виде". Внимание к внешней пышности культа было характерно для языческих и мистериальных культов Римской империи, однако, такой подход становится типичным и для нового периода в развитии христианской церкви. У произведений христианского искусства (в первую очередь архитектуры) появляется новая функция — репрезентативная. При Константине воздвигаются грандиозные храмы — базилика святого Иоанна (Латеранская) и церковь святого Петра в Риме, церковь Рождества в Вифлееме, церковь Гроба Господня в Иерусалиме, храмы святой Софии и святых Апостолов в Константинополе — вот далеко не полный список наиболее известных и значительных храмов того времени.

Увеличение роли внешнего вида культовых сооружений очевидно является основной причиной того, что символические образы, первоначально относившиеся к обществу верующих начинают переноситься на здания собраний христиан. Здания, служившие символами церкви, обретают такое значение, что сами перенимают смысловую нагрузку символики последней.

В IV веке используются все образы церкви, разработанные в предшествующие века.

Так, уподобление церкви телу Христову встречается у блаженного Августина: "…Иногда Христос изображается в смысле всей полноты церкви, т. е. как глава и тело, по образу некоего мужа совершенного, коего мы являемся особыми членами."[65]

Аналогичные мысли высказывает Евсевий Памфил: "И вот, наконец, мы увидели то, о чем молились, чего так хотели: празднование в городах обновления и освящения только что построенных храмов, съезды епископов на эти празднования, стечение из различных стран разных народов, взаимно дружески расположенных, объединение членов Тела Христова в один состав. Согласно таинственному пророческому предсказанию о будущем, кость соединялась с костью, сустав с суставом; загадочные слова сбылись неложно".[66]

Но Киприан Карфагенский, так же как и апостолы, утверждает, что "Для верующих нет другого дома, кроме единой Церкви. Этот дом, эту обитель единомыслия Дух Святый обозначает в псалмах, говоря: Бог вселяет единомысленные в дом (Пс. 67, 7). "Освященное тело — храм Божий"[67].

Однако, эта мысль получает новое развитие у Евсевия, который применяет этот образ уже не только к христианскому обществу, но и собственно к храму. "…Так и этот архиерей чистыми очами разума взирает на Первого как на Учителя, и что Он творит, то служит для него образцом, который он и воспроизводит с наивозможной точностью, ни в чем не уступая Веселиилу, которого Сам Господь исполнил духом премудрости, разума и всякого знания в искусствах и науках и призвал его к строительству храма, передав в символах небесные первообразы"[68].

Интересно, что здесь прямо говорится о том, что храм в символах, переданных самим Богом, воплощает небесный первообраз. То есть здание храма символизирует Церковь небесную. Этот, возможно, первый из символических образов церкви как здания можно назвать ключевым для последующего развития символики храмовых построек. Нельзя сказать, что ими исчерпывается все придаваемые церковным зданиям значения, но в них можно углядеть истоки развившихся позже образов, таких как: храмы — крепости Господни на земле, храм — Небесный Иерусалим, храм — скиния; храм — корабль; и, наконец, храм — дом Божий.

У Евсевия Памфила также повторяется сравнение со зданием души человека, широко используемое еще со времен апостольских, и близкое ему сравнение с архитектурным сооружением всего церковного общества. "Однако сколь бы высоко ни оценил усердие строителей этого храма прославляемый нами Бог, Он взирает и на наш одушевленный храм и созидает Себе дом из крепких живых камней. Его дом прочно утвержден "на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем", который злые строители отвергли не только при созидании древнего, более не существующего, но и ныне во многих людях находящегося храма. Отец же, избрав этот камень, положил его во главу угла нашей Церкви. Под этим великим и поистине боголепным святилищем я разумею живой, созданный из нас самих храм Живого Бога, в котором самое внутреннее, сокровенное и для многих невидимое, как истинно святое и святая святых, кто дерзнул бы изобразить, хотя бы и увидел?"[69]

Приведенные выше цитаты могут служить иллюстрациями развития символики христианской церкви IV в. Опираясь на источники можно отметить, что IV век представляет сложный период перехода церкви из гонимой в законное и даже в некоторых случаях привилегированное положение. Немаловажным является также и то, что многочисленные новообращенные из язычников, в том числе и такие влиятельные, как императоры привносили несвойственные для первых христиан обычаи. Всё это привело к формированию отличного от раннехристианского церковного общества, явившего впоследствии феномен Византийской церкви.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Теории архитектуры развитии покровский
Как символы
11 история
13 искусство
Церковь же есть христос

сайт копирайтеров Евгений