Пиши и продавай! |
>
Л. С. Емельянова. Развитие символики раннехристианских храмовист: www.pages.ru В настоящее время в России наблюдается новый подъем храмостроительства. В связи с этим интересно было бы обратиться к культовой архитектуре первых веков христианства. Принимая во внимание сложность исследования генезиса собственно архитектурных форм и ограниченность как результатов, так и приложения их к современности, кажется правомерным и наиболее актуальным изучение развития символики христианского храма первых веков.
Интерес к раннехристианскому периоду обнаруживается уже с XVI в., когда Антонио Бозио были предприняты археологические исследования катакомб[1]. Однако научную основу изучение раннехристианской культуры приобретает лишь в XIX веке. В это время появляются фундаментальные труды по искусству первых христиан, которое выделяется в особый раздел истории искусства.
Эти работы носят в основном обобщающий характер. Также в них ведется полемика по поводу происхождения христианских храмов и их прообразов в архитектуре предшествующих периодов; однако это мало соотносится с темой данной работы.
Среди наиболее ранних исследований стоит отметить "Происхождение древнехристианской базилики"[2] Н. В. Покровского, в котором параллельно с разработкой специальной проблемы поднимается ряд общих вопросов, касающихся изучения раннехристианской архитектуры, в их числе и трансформации христианской культовой архитектуры в зависимости от изменения политической ситуации и развития богословия. Кроме того, в книге содержится исследование сохранившихся памятников архитектуры и свидетельств косвенных источников.
В "Очерках памятников христианского искусства"[3] тот же автор не заостряет внимание на проблемах архитектуры, но для нашей темы представляет интерес глава, посвященная искусству катакомб, где дается подробное описание их устройства, а также затрагиваются некоторые аспекты взаимоотношений христиан с Римской империей.
Общие принципы развития христианской символики можно почерпнуть из книги А.С.Уварова "Раннехристианская символика"[4], в которой подробно рассматривается криптография и символические изображения.
Особое внимание символике храмов посвятил В. П. Зубов[5]. Им предпринята попытка систематизации символики, относимой к христианской архитектуре. Исследование охватывает значительный период раннего средневековья, что приводит к некоторой обобщенности сведений.
Труды Ц. Г. Нессельштраус[6] предоставляют, помимо ценного фактологического материала, концептуальное осмысление архитектуры указанного периода. Для нас наибольший интерес представляет поднимаемая автором проблема значения храма в раннехристианской культуре, а также затрагиваемые вопросы символического значения храмов.
Книги Якобсона "Закономерности в развитии средневековой архитектуры"[7] и "Закономерности в развитии раннесредневековой архитектуры"[8] содержат подробный анализ генезиса архитектурных форм. Большое внимание в них также уделяется типологии построек. Использование материалов из этих трудов ограничено, поскольку автор акцентирует внимание на периоде средних веков, а раннехристианские памятники упоминаются в связи с более поздними постройками. Но в целом, эти работы позволяют представить общие тенденции развития архитектуры обозначенного периода. Казаков м средневековья культура |
|
|
|