Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

317

общей суммой выделенных из бюджета средств всему церковному ведомству в том году (34 208 967 руб.), то указанная выше сумма окажется значительной. Таким образом, только православные монастыри, лавры и архиерейские дома в 1910г. имели в своем распоряжении учтенных доходов более 103 млн. руб.

Охватить все источники монастырских денежных поступлений чрезвычайно трудно или вовсе невозможно. Причина тому - исключительная разнообразность методов и форм «добычи денег» православными обителями. Впрочем, в большинстве случаев они отличались удивительной простотой и эффективностью. В частности, активно использовался монахами труд окрестных крестьян, старые предания, легенды и пр. Так, около ближних пещер Киевской лавры был колодец, который считался святым. По преданию он, якобы, был вырыт преподобным Антонием Печерским. Для облегчения доступа к воде колодца местные монахи устроили каменную лестницу, а рядом с водой поставили кружку для монет. Подобный колодец существовал и в Сергиевой лавре. Саровская же пустынь приобретала у окрестных крестьян деревянные ложки и разные другие кустарные изделия и с выгодой для себя продавала богомольцам. С большой охотой монахи продавали «лубочные виды монастырей» и разную изобразительную продукцию. Определенную прибыли приносили паломники, которые, посещая святые места, охотно оставались на ночлег в монастырях. Заметным источником денег были услуги по погребению и отпеванию умерших. Так, во многих обителях родным предлагали читать «неугасаемую псалтырь». Как известно, псалтырь читают при горящих восковых свечах, которые имеют свойство быстро выгорать. Монахи же предлагали близким усопших особые, долго горящие свечи. За подобные услуги в Алексеевском монастыре в конце XIX в. с родных брали 50 руб. за сорок дней и 100-200 руб. за год. Помимо того в той же обители принимались пожертвования и на вечный псалтырный помин. За это прихожанам следовало заплатить больше 200 руб. (Ростиславов 1876:179).

Александровская обитель, разделила процедуру похорон на четыре разряда, в зависимости от пожелания родных. По «Положению о предметах, требующих при погребении усопших», принятому еще в 1860-е годы, за могилу первого разряда в церкви полагалось заплатить 400 руб., второго разряда на Лазаревском кладбище по 150 руб., третьего и четвертого разряда на новом кладбище по 50-75 руб. Со временем цены на эти услуги значительно повысились, составив в конце XIX в. от 150 до 500 и более рублей (Ростиславов 1876: 187). Получалось, что монахи продавали могильные участки за стоимость одной и более десятины земли.

Некоторые монастыри и лавры успешно занимались коммерческой деятельностью на товарном рынке. Известно например, что Александро-Невская лавра получала в конце XIX в. ежегодно около 250 тыс. руб. прибыли от подобных операций. Лавре принадлежала едва ли не вся территория между Невским проспектом и Об-

318

водным каналом от реки Невы до Николаевского вокзала. Основным источником прибыли лавры были доходные дома вдоль Невского проспекта и хлебная пристань с амбарами и лабазами у Невы. Еще в 1840-х годах городские власти Петербурга обратились к митрополиту с предложением приобрести у лавры часть ее территории за 227 тыс. руб. для постройки хлебной пристани. Однако владыка отказал городу в продаже земли и высказал желание возвести необходимые постройки за счет церковных денег. Вскоре на берегу Невы была сооружена пристань и многочисленные хлебные склады. За выгрузку муки на пристани в конце XIX в. лавра брала по 2 копейки с каждого мешка, а за склад в амбары - по 6 копеек. Всего в складских помещениях Александро-Невской лавры могло разместиться до 800 тыс. мешков (Ростиславов 1876: 216-217).

Рассматривая материальное состояние многочисленных монастырей России, следует учитывать, что среди более чем 800 православных обителей начала XX в. были, как богатые, так и весьма бедные их владения. Среди женских монастырей практически не было зажиточных мест, в большинстве случаев были незначительны, а доходы очень скромны. Даже внешний облик этих монастырей существенно отличался от мужских. Жилые постройки в женских обителях, как правило, были деревянными. В мужских же подобное наблюдалось исключительно редко. Вместе с тем, как отмечалось выше, среди русских монастырей некоторые выделялись чрезвычайно высокими доходами, другие же могли нормально существовать лишь с помощью дополнительных субсидий. Как правило, наиболее благополучными были древние обители, с хорошо налаженным хозяйством, широко популярные среди богомольцев. Относительно новые монастыри не только часто испытывали материальную нужду, отсутствие земельных угодий, интереса к себе прихожан, но и нехватку людей готовых принять постриг.

Эти особенности в целом относятся и к самим епархиям, которые также отличались разнообразием источников доходов и степенью финансового благополучия. Так, в частности, Грузинский экзархат практически не имел местных доходов и существовал исключительно за счет средств Св. Синода (сам экзарх получал на разные нужды из братской кружки архиерейского дома 160 руб. и 600 руб. столовых). Содержание другого епархиального управления, Финляндского, всецело относилось к местному бюджету. В этой связи Великое княжество Финляндское ежегодно выделяло на эти цели 12 тыс. руб. золотом. К бедным епархиям относилась и ряд других, более отдаленных от центра страны, чьи общие местные доходы составляли от 25 до 50 тыс. руб.: Якутская - с доходом в 25 865 руб., Туркестанская - с 38 950 руб., Енисейская и Забайкальская - с чуть более 51 тыс. руб. Особенно ощутима степень «бедности» указанных епархий, когда сравниваешь их денежные поступления с прибылями благополучных мест. В частности в 1910 г. доходны Петербургской епархии составили 1 274 411 руб., Киевской - 1 783 475 руб. и

319

Московской- 3 217 338 руб. (РГИА. Ф. 799. Оп. 15. Д. 1055. Л. 321-326). Столь разное состояние доходности самым прямым образом отражалось на денежном довольствии епархиальных и викарных архиереев. Оно определялось размером сумм, выделявшихся на содержание архиерейских домов. Деньги эти главным образом поступали из местных средств и колебались в 1909 г. от 53 307 руб. (киевский митрополит) до 406 руб. (подольский преосвященный). При этом средняя сумма казенного оклад епископов составляла 1745 руб. (РГИА. Ф. 799. Оп. 29. Д. 709. Л. 14). Многие из них получали содержание менее 1 500 руб. в год, т.е. столько же, сколько получал секретарь консистории. Если расположить в нисходящем порядке архиерейские дома получавшие более 10 тыс. руб. в год, по размеру содержания, как от казны, так и из местных источников, то получится следующая таблица:

Киевский 53307руб.

Московский 36742руб.

Петербургский 28787руб.

Литовский 24622руб.

Кишиневский 21987руб.

Волынский 20423руб.

Казанский 18579руб.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

60 десятин для священника
Десятин

сайт копирайтеров Евгений