Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

На примере тех же казачьих войск можно проследить как в течение весьма длительного времени процесс расширения церковной собственности шел непрерывно и весьма интенсивно. Отметим, что порядок поземельного довольствия причтов приходских церквей казачьих поселений был определен еще положением о казачьих войсках 1835 г. Это довольствие, в частности в Войске Донском, заключалось в предоставлении церковнослужителям определенного количества паев из сенокосных и лесных земель. Духовенство также имело право пользоваться всеми остальными земельными угодьями наравне с поселянами на общественных станичных правах. При этом для удовлетворения церковных причтов этим довольствием население Войско Донского не получало особой земли, а должно было отделять его из юртового земельного надела, выданного казакам по числу душ мужского пола.

Вместе с тем, в большинстве казачьих войск было предписано отводить церковным причтам особые земельные участки размером в 99 десятин. Помимо того, в этих же областях было распространенно и положение о паевом довольствии духовенства, применявшееся вначале в Войске Донском. Однако насколько точно соблюдались в них указанные правила о паевом довольствии установить весьма трудно в силу отсутствия подробных сведений. Что же касается особых земельных участков, то таковые формальным порядком отведены не были. Лишь местами духовенство наделялось ими по настоянию войсковой администрации.

Ввиду неоднократного обращения казачьего начальства о пересмотре существовавшего законодательства о поземельном устройстве духовенства, Военный совет предложил в 1894 г. войсковым управлениям и духовным консисториям представить свои отзывы и предложения по этому вопросу. Доставленные проекты содержали в себе не только пожелания местного начальства, но и некоторый анализ поземельных отношений в казачьих войсках.

Так, начальство Донской области сообщило, что священнослужители большинства станичных приходов были наделены земельными участками согласно Уставу о благоустройстве в казачьих селениях: протоиереи получали по 4, священники по 2, диаконы по 11/2 и псаломщики по 1 паю. В то же время были поселения в которых духовенство кроме паев получало и «участки-особняки». В целом площадь всех земельных угодий, отводимых отдельным приходским священникам в разных станицах в начале XX в. колебалась от 100 до 485 десятин (РГИА. Ф. 799. Оп. 15. Д. 882. Л. 6). При этом военное начальство указывало на то, что у причтов существовавший способ землеустройства не вызывал неудовольствия. Жалобы поступали лишь по частным вопросам.

В донесениях же Духовной консистории положение дел было освещено несколько иначе. В частности, сообщалось.о том, что священники пользовались указанным числом паев лишь в сенокосных и лесных угодьях. В пашенных же землях все члены причта пользовались только одним паем наравне с казаками. А так как в конце XIX - нача-

323

ле XX вв. в Донской области зерновое хозяйство практически вытеснило скотоводство, то сенокосные угодья в станичных юртах сократилось до минимума. Существенно уменьшились и лесные площади. По этой причине в большинстве станиц духовенству отводилось лишь по одному пахотному паю. При этом священнослужители получали свои наделы рваными участками, часто в 7-8 и более местах на расстоянии от 20 до 40 верст, как друг от друга, так и от места жительства. Характер же служебных обязанностей, которые требовали ежедневного присутствия в церкви, не позволял духовенству эффективно осваивать эти угодья (РГИА. Ф. 799. Оп. 15. Д. 882. Л. 7). Ввиду таких обстоятельств епархиальное начальство настаивало на том, чтобы члены причта получали в надел 66 десятин земли в виде отдельного постоянного участка, расположенного вблизи от церкви и с тем, чтобы за духовенством были сохранены прежние их права наравне с казаками.

В Кубанском войске обеспечение церковнослужителей также было различно, как в количественном отношении, так и в способах отвода земель. В бывших трех округах Черномории каждой церкви отводилось по два отдельных участка - один в 300 десятин, выделенный для общих нужд церкви, другой, непосредственно причту (60 десятин для священника, 45 десятин для диакона и 30 десятин причетнику). Таких участков было отведено для 66 приходов. Всего было замежевано для церковных участков 14 563 десятины земли и 10 643 десятин для самих причтов. Впрочем, указанные нормы не всегда распространялись на вновь открывшиеся вакансии. В отдельных случаях, когда увеличивался состав причта, станичные общества отказывали в выделении земли. Подобное могло произойти и при учреждении новых церквей.

В районе бывшего Линейного Кавказского войска по левой стороне реки Кубани, Урупом и Зеленчуком, где земли еще были размежеваны, церковные причты пользовались административными отводами в виде отдельных участков по 99 десятин на причт.

Во всех прочих районах Кубани, где земля для церквей находилась в составе станичного юртового владения, казачьи общества наделяли причты по-разному. Некоторые отдавали им в пользование все десять казачьих паев, другие отводили священнику 2, диакону -1 1/2, а причетнику -1 пай. Другие предоставляли по 99 десятин на весь причт. В двух же станицах казаки и вовсе отказались выделить духовенству земельные наделы. Среди местных церквей встречались и «особенно благополучные». В частности, в Закубанском крае 109 приходов, имевших достаточное количество земли, получали еще жалование по 200 руб. 70 коп. в год на каждый причт.

В целом порядок отвода земельных участков в Донской и Кубанской областях не мог удовлетворить местное духовенство. Безземелье в одню? случаях или чересполосное расположение отведенных участков в других обрекли многих священников на бедное существование. Даже в тех случаях, когда церкви выделяли на ее нужды 300 десятин, станич-

324

ное общество не упускало возможности использовать эти земли в своих интересах. Так, некоторые станицы вопреки воли причта сдавали церковные земли в аренду, обращая доходы от нее на нужды прихода, а на общественные потребности. Столь откровенно негативное отношение к нуждам церкви было явлением достаточно распространенным не только в районах казачьих войск, но и в других частях империи.

В 1910 г., вследствие циркулярного отношения Хозяйственного управления Св. Синода от 12 декабря 1909 г., духовные консистории представили сведения о количестве церковных земельных угодий, состоявших во владении каждого прихода. Доставленные ведомости не содержат исчерпывающей информации по данному вопросу и плохо систематизированы. Однако приведенные цифровые показатели дают возможность выявить отдельные характерные особенности землеустройства, свойственные большей части попечительств.

Ведомость по Петербургской епархии содержит сведения лишь по 248 церквям из 312. Общая площадь земельных владений указанных приходов составила 13 608 десятин земли. Наименьшим наделом была обеспечена Островская Иоанно-Предтеченская церковь в Шлиссель-бургском уезде - 0,4 десятины земли. Помимо нее еще 14 приходов имели участки менее одной десятины. Максимальный же надел принадлежал Новоладожскому Николаевскому собору в Новоладожском уезде 1 360,01 десятин. В целом большинство церквей владело участками от 1 до 40 десятин (166 прихода), и лишь 22 церкви имели более 100 десятин земли (РГИА. Ф. 799. Оп. 15. Д. 1203. Л. 4). Все участки, без исключения, были предоставлены приходам из казенных земель и практически не содержали угодий пожертвованных или отведенных им прихожанами. В состав этой земли входили как хозяйственные участки, так и участки отведенные под церкви, кладбища и пр.

Достаточно полно и подробно расписаны церковные владения Харьковской епархии. Из 860 церквей приведены данные по 816 приходам, которые владели 36 681,18 десятин земли. Из этой массы 995,2 десятин были отведены под церкви и 35 381,2 десятин находились в хозяйственном пользовании причтов. Отметим, что лишь 5 773,03 десятины были предоставлены причтам казной, остальная часть была отведена либо сельскими обществами (18 178,1 десятина), либо помещиками (12 355,09 десятин) (РГИА. Ф. 799. Оп. 15. Д. 1203. Л. 32-70). По некоторым церковным участкам документы не сохранились и потому установить субъекта передачи земли невозможно. Львиная доля церквей владела участками от 30 до 50 десятин земли и около 30 приходов имели участки менее 10 десятин. Вместе с тем, в этой епархии были как крупные землевладельцы, такие как Соборно - Преображенская церковь в г. Сумах - 748 десятин, так и вовсе безземельные (Успенская церковь в г. Богодухе).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Учреждение новых свечных заводов практически было закреплено за духовенством
Десятин

сайт копирайтеров Евгений