Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Обычно происхождение нашего зодиака также связывают с Древним Вавилоном. «Зодиак» — венок созвездий, опоясывающий небо, по которому, как нам кажется,

126

движется Солнце среди «неподвижных» звезд. Название «зодиак» происходит от древнегреческого слова «зоон» (зверь), потому что большая часть его созвездий имеет имена животных: Козерог, Телец, Овен, Лев. Двенадцать созвездий соответствуют двенадцати месяцам, на которые делился год. Открытие зодиака способствовало определению по восходу и заходу приметных групп звезд времени перегона стад с одних пастбищ на другие, посева или уборки хлеба, ориентации на местности. Это было величайшим достижением, первым звездным календарем. В Вавилоне выделили из множества созвездий 12 главных созвездий зодиака почти в той же форме, которая известна нам (но, возможно, что ей предшествовал другой состав зодиака). Вавилоняне придавали зодиаку большое значение. Поэма о Гильгамеше состоит из 12 песен, каждая из которых соответствует определенному знаку зодиака. Зодиак называли «небесной плотиной» (насыпью, ведущей через болото). Предполагают, что вавилонские названия созвездий, восходящие к шумерским мифам, сохранились почти в неизменном виде до наших дней. Так, например, в созвездии Ориона и Тельца видят Гильгамеша, который борется со свирепым небесным быком, посланным богиней Иштар, чтобы отомстить этому шумерскому герою, отвергшему ее любовь, а в созвездии Водолея — бога Эа, изображавшегося с сосудом в руках. В XIII в. до н. э. изображения знаков зодиака встречались на межевых камнях.

Вавилоняне имели понятие об эклиптике, т. е. большом круге небесной сферы, по которому проходит видимое годичное движение Солнца. Они называли этот круг «солнечной дорогой». Совершая видимый годовой круг, в момент весеннего равноденствия Солнце должно появляться в известном месте определенного созвездия, но оно едва заметно отстает, так мало, что приблизительно в 2200 лет это составляет 1/12 большого небесного круга. В Вавилоне знали об этом отставании, которое называется в астрономии прецессией. Это можно было узнать только в результате систематических наблюдений в течение веков.

У вавилонян сохранились следы более древнего календаря, в котором они произвели реформу, передвинув начало года на один месяц назад. Это свидетельствует, что астрономические наблюдения производились еще в более давние времена. В Вавилоне была известна «лун-

127

ная дорога» — орбита Луны. Там установили среднюю скорость движения Луны по эклиптике, а также максимальную скорость движения Луны и Солнца. Определяя промежуток времени между двумя последовательными прохождениями Луны через ближайшую к Земле точку ее орбиты, вавилоняне ошиблись лишь на 3.6 сек. Они умели рассчитывать периодичность лунных затмений, предсказывать некоторые из них. Через каждые 223 лунных месяца почти с точностью возобновляются те условия, при которых происходит затмение. Это так называемый саросский цикл (18 лет и 11 дней), представляющий в сущности до сих пор основу предвычислений затмения. В Вавилоне точно вычисляли время от одного новолуния до другого. Разница с современными данными составляет всего лишь 0.4 сек.

Предание гласит, что халдеи первые установили деления круга суточного обращения Солнца и деление часов. У них сутки разделялись на 12 двойных часов, круг — на 360 градусов, градус делился на 60 минут, минута — на 60 секунд.

Успехи в области астрономии имели большое значение для зарождения философии. Установление периодичности движения светил, идея вычисления и предвычисления явлений природы, впервые ясно проявившаяся в вавилонской астрономии, вела к признанию наличия объективной закономерности в развитии мира. При восходе солнца на небосклоне находятся те же звезды, какие появляются после захода его. Человека должна была поражать правильность движений небесных светил, повторяемость этих движений с математической точностью во времени. Познание того факта, что в совокупности небесных явлений устанавливаются некоторые численные закономерности, что существует связь сезонных изменений вида звездного неба с ходом земледельческих работ, впервые раскрыло перед умами человечества наличие закономерностей в космосе. Неизменность закономерного движения небесных тел, установление тех отношений, которые определяли движения планет, способствовали появлению представления, что космос — это не хаос, а механизм, установленный раз навсегда, самодовлеющий в своих законах, и нет никого, кто бы мог их изменить. Все существует во веки веков, все заранее предусмотрено, нет никаких случайностей. «Отец позитивизма»

128

О. Конт считал, что астрология привела к формированию понятия закономерности, на самом же деле астрономические открытия, а не астрологические фантазии способствовали познанию законов природы.

На Древнем Востоке жрецы, наблюдавшие за небесными светилами для календарных вычислений, заметили, что в различные времена меняется положение звезд на небе. Из этого наблюдения был сделан неверный вывод, что небесные светила предопределяют события, происходящие на Земле.

В. И. Ленин писал, что «всякую истину, если ее сделать „чрезмерной" (как говорил Дицген-отец), если ее преувеличить, если ее распространить за пределы ее действительной применимости, можно довести до абсурда, и она даже неизбежно, при указанных условиях, превращается в абсурд» (3, 41, 46). Астрология — типичный пример такого абсурда. В основе ее, казалось бы, находится идея закономерной связи между человеком и природой. Но из того, что Солнце оказывает влияние на Землю, нельзя делать вывода о том, что небесные светила определяют судьбы новорожденных. В. И. Ленин писал о таких ложных заключениях: «... связь земли и солнца, природы вообще — и закон, logoz, бог» (3, 29, 330).

Единство всей природы и взаимодействие ее элементов принимает в астрологии фантастическую, искаженную форму, чуждую идее материального единства Вселенной. Вместо действительной взаимосвязи и взаимозависимости явлений, реальных закономерностей в развитии природы жрецы искали фантастическую связь между явлениями ее и общества и видимым положением светил. Астрологические суеверия, выраставшие из представления об абсолютной причинности и отрицания всякой случайности, порождали фаталистическую веру в предопределение.

Еще в первобытные времена люди были глубоко убеждены, что существует взаимосвязь всех предметов и явлений природы и общества, верили, будто все земное — повторение и воспроизведение небесного. В родовом обществе люди представляли устройство неба по типу своей собственной социальной структуры, а в раннеклассовом обществе перенесли на космос понятия о государстве, управляемом законами. Астрология основана на домыслах о параллелизме небесных и земных явлений.

129

Все, что есть на земле, — страны, города, горы, реки, леса — лишь слабое выражение того, что имеется на небе. Даже пышные земные храмы — жалкая копия небесных храмов. Прообразы всех земных предметов существуют в созвездиях. К этим верованиям восходит учение Платона о двойственной жизни «идей»: то глядящих на нас сверху вечными яркими звездами небесного свода, то заключенных в нас самих. Над человеком как микрокосмосом довлеет макрокосмос. Небо и земля существуют вместе как единое целое. Все связано в космосе, любая вещь имеет свою противоположность, существует полное соответствие между всеми явлениями, свойствами и качествами неба и земли. Связь между ними осуществляется путем эманации (излучений), исходящих от планет и звезд. Эманация Солнца будто бы проникает в кровь человека, сообщая ему движение и теплоту. На вере в эти эманации было основано магическое «лечение» людей. В средневековой медицине при кровопускании тело человека мысленно делилось на 12 частей по числу и в соответствии со знаками зодиака, так же как это делали в Древнем Вавилоне.

Люди верили, что животные и растения, минералы и металлы зависят от небесных светил. Рост растений якобы определялся луной, которая поэтому имеет зеленый цвет. Названия желтой меди, латуни в алхимии восходят клуне. Все в жизни людей зависит от положения небесных светил, не только перемены времен года, изменение температуры на земле, ветер и дождь, урожай и неурожай, но и общественные явления определяются положением светил. От этих светил зависит судьба отдельных лиц, их свойства и качества, успехи и неудачи, рождение и смерть, браки и болезни. Небо — великая книга прошлого и будущего. В ней предсказана вся история будущего. Поэтому звезды в Вавилоне назывались «переводчиками». Постоянно меняя положение, звезды как бы переводят на доступный людям язык волю богов. На небе есть два бога-протоколиста, которые записывают все дела людей. Один бог пишет на «доске добрых дел», а другой—на «доске грехов». Человек должен умилостивлять небеса, чтобы было побольше записей на доске его добрых дел и чтобы уничтожили или бросили в воду доску с записью его грехов. На земле должно произойти то, что начертано наверху, на небесах. Основной принцип этих магических верований

130

был: «то, что внизу, — как то, что наверху, и то, что наверху, — как то, что внизу».

Звездная лжефилософия освящала социальный строй рабовладельческой деспотии, воспитывала людей в покорности и смирении. Астрология внушала веру в то, что в мире все совершается по круговороту, в котором последовательно одолевает то светлое, то темное начало. Подобно тому как через определенный промежуток времени созвездия вновь принимают то же положение, так и на земле соответственно наступает повторение прежних событий. Этот перенос идеи круговорота из мира природы на общественную жизнь привел к вере в повторяемость хода событий у народов Центральной Америки, Египта, Индии и других стран. У пифагорейцев сохранилась вера в неизбежность развития по циклам, каждый из которых все начинает заново, а кончается цикл катастрофой.

Многие реакционные философы отстаивают эту теорию циклов, или «вечного круговорота». Общество, мол, развивается циклически, проходит определенные ступени, а затем возвращается к началу. Марксизм отрицает веру в то, что история общества есть движение по кругу, что происходит неизменное повторение пройденного, периодическое возвращение вспять. История человечества — закономерный, движимый внутренними противоречиями поступательный процесс развития общества от простого к сложному, от низшего к высшему. Учение о закономерной смене социально-экономических формаций объясняет процесс развития и смысл истории человечества.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Философ
Почему именно греческий народ создал философию

Философская энциклопедия
Что такое философия спросил тиран флиунта

сайт копирайтеров Евгений