Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

неты) и «вечные» (т. е. неподвижные звезды), уподобляли землю планете и приписывали ей поступательное движение. Солнце рассматривалось как центр небосвода, оно движется вместе со своими планетами. Египтяне догадались, что созвездия, которые они называли Львом, Бегемотом, Быком, Бычьей ногой, Крокодилом, Скорпионом и т. д., находятся на небе и днем, но невидимы, потому что светит солнце. На потолках храмов, дворцов и гробниц обнаружены звездные карты и таблицы для определения ночного времени, для расчетов наблюдений за прохождением звезд через небесный меридиан.

На берегах Нила земледельцам для начала сева было очень важно предусмотреть время половодья, поэтому жрецы наблюдали за небом, чтобы определить, какие звезды восходят на небосклоне ко времени разлива. Они заметили, что разлив Нила наступает всегда в одно и то же время, вскоре после того как на широте Мемфиса ранним утром впервые вновь появляется самая яркая звезда Сириус, названная в эллинистическую эпоху, Сотис — душа богини Исиды. Утренний восход Сириуса наступает приблизительно через месяц после весеннего равноденствия — 19 июля. День начала разлива Нила в окрестностях Мемфиса и первого появления Сириуса был принят за исходное основание для отсчета времени. С появлением Сириуса жрецы торжественно извещали о начале благодетельного разлива Нила. Это укрепляло авторитет жрецов у населения, так как их предсказания о времени разлива Нила всегда исполнялись.

У древних египтян первоначальный календарь был лунным. Жрецы устанавливали начало каждого месяца по первому появлению лунного серпа в день новолуния. Потом по изменениям в положении Солнца жрецы стали определять год, разделив его на три периода: «наводнение», «выход» и «урожай». В году было двенадцать месяцев, состоящих из 30 суток каждый, с пятью дополнительными сутками в конце года, посвященными Осирису, Исиде, Гору, Сету, Нефтиде. Этот календарь был неточным, потому что солнечный год состоит не из 365 суток, а из 365 суток с четвертью. Жрецы из открытия годичной периодичности явлений природы сделали ошибочный вывод, будто и общественные явления повторяются по кругу, так же как ежегодно повторяются времена года и регулярно разливается Нил, Египтяне отождествляли небо

132

с землей, оно также, по их мнению, состояло из суши, воды, каналов. Млечный путь — это небесная река Нил.

В статье «Древнеегипетская астрономия», опубликованной в 1971 г. в двенадцатом номере журнала «Вопросы истории», И. А. Стучевский утверждает, что в отличие от вавилонской астрономии египетская наука о звездах и небесных явлениях не знала астрологических увлечений. В этом смысле египетские жрецы-звездочеты явно превзошли по трезвости суждений своих вавилонских собратьев. Хотя нет древнеегипетских гороскопов, но астрологические верования в Древнем Египте были распространены, а в эллинистическо-римскую эпоху «появляется интерес к гороскопам» (82, 147).

До нас дошел папирус, относящийся приблизительно к 1200 г. до н. э., который содержит расписание счастливых и несчастливых дней, а также правила о том, что следует и чего не следует делать в эти дни, когда можно и когда нельзя есть и солить рыбу, купаться, зажигать огонь и смотреть на него, в какое время можно и когда нельзя выезжать на Нил, видеть женщин и т. д. Особенно неблагоприятным днем, в котором предписано было остерегаться несчастья, считалось 25-е число каждого месяца. Этот день сохранился как «несчастливый» и в календаре средних веков. Неделя в Египте начиналась с субботы. Первый час этого дня посвящался Солнцу, второй — Юпитеру, третий — Марсу, четвертый — Сатурну, пятый — Венере, шестой — Меркурию и седьмой — Луне.

Библия, так же как священные предания древних египтян, поддерживает веру в небесные знамения. В Библии говорится, что бог создал «светила на тверди небесной для определения дня и ночи и для знамений» (Бытие, 1, 14).

Астрологические заблуждения были широко распространены в Индии. Древнейшая индийская астрономия, несмотря на замечательные наблюдения (списки 27 созвездий), также находилась под сильным влиянием астрологических заблуждений. Многие историки науки утверждают, что в Древней Индии наблюдения над небом начались из-за того, что жрецам необходимо было знать время для периодических жертвоприношений, которое определялось по движению небесных светил. В действительности систематические наблюдения за небом в Древней Индии, как и во всех странах, были вызваны потреб-

133

ностыо регулировать сельское хозяйство, знать сроки начала работ. К. Маркс отмечал, что индийская община имела своего «календарного брамина, который в качестве астролога указывает время посева, жатвы и вообще благоприятное и неблагоприятное время для различных земледельческих работ» (1, 23, 570). Даже в современной Индии правоверные индуисты продолжают следовать советам астрологов, верят во все приметы, определяющие счастливые и несчастливые минуты, часы, дни и месяцы. Гороскоп, составленный для каждого ребенка, служит важнейшим личным документом индуиста, в какой-то мере заменяющим метрическое свидетельство. В Индии весной 1962 г. паника охватила миллионы людей, когда астрологи предсказали наступление конца света в этом году.

Индийские представления об истории человечества как непрерывном движении по кругу сложились под влиянием наблюдений за сменой времен года. В индийских мифах часто выражается идея вечности мира. В развитии его регулярно повторяются четыре периода (манвантра) как фантастическое отражение смены четырех времен года. Вера в то, что круговорот мира завершается всемирным потопом, возникла под впечатлением того, что происходит в сельской местности после каждого сезона дождей. В Индии после октябрьской жатвы наступает прохладная погода — время изобилия, которая сменяется иссушающим зноем, высушивающим поля перед севом, а затем страшные тропические дожди затопляют всю страну, после чего годовой цикл повторяется вновь.

Наблюдения за регулярностью движения небесных тел, чередованием времен года, дня и ночи привели к идее о существовании во Вселенной «риты» (от слова «ри» — ходить, движение, дорога), «хода вещей», «порядка мира». Возможно, что рита означало путь, дорогу, по которой двигаются небесные светила, смену времени года, дня и ночи. В ведах говорится, что сами боги произошли от риты, рита — отец всего, благодаря рите небо и земля стали тем, чем они есть, вся Вселенная покоится на рите и движется по ней. «Утренняя заря возникает в соответствии с ритой... Год — колесница риты с 12 спицами... Скрывающийся в водах и растениях огонь, производимый людьми с помощью дров, есть порожденный ритой отпрыск. Водные потоки послушно следуют своим путем,

134

подчиняясь закону риты... Рита — это закон, пронизывающий весь мир, закон, которому должны повиноваться все боги и люди... Рита устанавливает нормы нашей морали. Он — всеобщая сущность вещей» (70, 88). В Авесте роль риты играет представление «аса». Возможно, что «дао»—основное понятие китайской религии даосизма, в которой астрология занимает большое место, так же как понятие «риты» в Индии, «тео» (я двигаюсь) в Древней Греции, — возникло под влиянием наблюдений за движением небесных светил. Слово «дао» (путь) изображается иероглифом, состоящим из двух частей:

«голова» и «идти», и восходит к представлению о пути и движении. Периодичность и закономерность обращения небесных светил была возведена в абсолют, обожествлена. В Индии верили, что рита, по которому движутся небесные светила, появился раньше всех богов, возникших из него. Даосизм также провозглашает, что дао появилось прежде «небесного владыки», из дао вышли все боги. Есть сходство между санскритскими словами «тео» и «дью» (бог, небо) и китайскими «тянь» и «дао». Поэтому предполагают, что вера в дао заимствована из Индии.

Астрология была широко распространена и в Китае. Судя по иероглифическим надписям на костях животных и панцирях черепах, китайцы по крайней мере за полторы тысячи лет до нашей эры производили наблюдения над астрономическими явлениями. В «Шуцзине» («Книге хроник»), написанной примерно в XI—VII вв. до н. э., говорится, что появление на горизонте в вечерние сумерки четырех созвездий, современные названия которых Гидра, Скорпион, Водомер и Плеяды, возвещает соответственно приход весеннего равноденствия, летнего солнцестояния, осеннего равноденствия и зимнего солнцестояния. Древним китайцам было известно 28 зодиакальных созвездий: Дракон, Черепаха, Тигр и Птица, что соответствовало весне, зиме, осени, лету, а также востоку, северу, западу и югу. В каждом созвездии было по семь звезд:

шея, корень, сердце, хвост, стропила, стена, желудок, клюв, колодец, ива, птичье крыло и т. д. В V—III вв. До н. э. китайские астрономы разделили звездное пространство, расположенное около небесного экватора, на двенадцать созвездий, назвав их животными: Мышь, Корова, Тигр, Заяц, Дракон, Змея, Конь, Овца, Обезьяна, Курица, Собака, Свинья. В книге «Шицзи» созвездия названы име-

135

нами императоров и наиболее известных вельмож. При императорском дворе, а иногда и при дворцах князей, содержались специальные астрологи, на обязанности которых лежало составление календарей и наблюдение за небесными светилами. Многие из гаданий этих звездочетов о счастливых и несчастливых днях, связанных с расположением звезд и планет, сохранились в огромной астрологической литературе, созданной даосами в средневековом Китае.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   




Отрицают наличие материализма у первых древнегреческих философов
Одушевление природы

сайт копирайтеров Евгений