Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

(15, 522—523)

Православные мистики видели в гибели атлантов справедливое возмездие бога. В 1917 г. священник Павел Флоренский с торжеством вспоминал в лекции «Пращуры любомудрия», что египетский жрец поведал людям забытую правду о наказании безбожников: «... упоенные собственною мощью, атланты развратились душою ? вызвали на себя гнев бога. За надмение и богоборство своих насельников Атлантида погибла в один день от труса и потопа, поглощенная безднами морскими» (90, 22).

Науке неизвестны какие-либо достоверные данные, подтверждающие существование или гибель Атлантиды. Нет фактов, которые свидетельствовали бы о грандиозных геологических катастрофах, вызвавших большие изменения поверхности земли в период существования челове-

183

чества ни в Атлантическом, ни в Тихом океане. Крупнейшие ученые — геологи, историки, этнографы — неоднократно заявляли, что вся история, рассказанная Платоном об Атлантиде, вымысел. Знаменитый норвежский путешественник и исследователь Т. Хейердал писал, что нет ни одного доказательства в пользу гипотезы об Атлантиде. На международной конференции ЮНЕСКО было вынесено решение, что следует остерегаться легковерного восприятия сообщений, связанных с «такими проблемами, как Атлантида и My».

В последние годы во многих изданиях были опубликованы сенсационные статьи о том, что новые открытия в восточной части Средиземного моря разрешили загадку Атлантиды. Ученые якобы обнаружили на дне Эгейского моря отложения вулканического пепла, покрывающего гигантскую площадь. Греческий сейсмолог Ангелос Галапопулос предполагает, что примерно за 1500 лет до нашей эры недалеко от острова Санторин произошел взрыв вулкана громадной силы, от которого погиб древний остров, принадлежавший минойской цивилизации. Экспедиция американского Океанографического института Вуд Хол в 1966—1967 гг. проверила эту гипотезу в районе острова Тира в Эгейском море. Найдены два скелета человека, летний дворец какого-то богатого аристократа, красочные фрески, деревянные предметы, глиняные кувшины. Но остатки этого минойского города нельзя отождествлять с Атлантидой, которая, согласно Платону, опустилась на дно морское за 14 веков до нашей эры. Размеры Атлантиды, превосходившие, по легенде, Азию и Америку, вместе взятые, нельзя даже сравнивать с территорией острова Тира. Возможно, что катастрофа, разразившаяся когда-то на Тире, могла повлиять на создание мифа об Атлантиде.

Проблема Атлантиды — не геологическая и не историческая проблема, это вопрос мифологии. Мистики с помощью призрака Атлантиды пытаются внушить веру в то, что был единый очаг всех древнейших культур, возникший еще в те времена, когда на земле, за исключением атлантов, жили только дикари. Такого очага никогда не существовало, как не было того, чтобы одна культура стала праматерью всех культур. Вместо мифических стран, где будто бы родилась философия, следует обратиться к ее действительной родине — к Древней Греции.

184

Причины «греческого чуда»

Появление эллинской философии в конце VII—начале VI в. до н. э. породило загадку: почему именно греческий народ создал философию, которая за короткий срок своего существования сумела указать пути развития на многие столетия вперед?

Возникновение древнегреческой философии когда-то тщетно объясняли географическими условиями. Ясное небо, мягкий климат, нежные очертания гор располагают к умозрению, к философскому созерцанию, поэтому там и воссиял «мировой разум». В действительности древнегреческий народ смог в своем познании подняться до уровня философии потому, что социально-экономическое развитие Эллады позволило это сделать. В VII—VI вв. до н. э. в небольших рабовладельческих городах-государствах (полисах), расположенных в южной части Балканского полуострова и на островах, которые окружают его, начался быстрый экономический подъем. В VII в. до н. э. были открыты более совершенные способы литья металлов, железная и медная руда стала добываться в самой Элладе. В стране успешно развивается сельское хозяйство, растут урожаи винограда и оливы, совершенствуется гончарное ремесло и изготовление тканей, усиливаются торговые и культурные связи между полисами и с восточными странами. Еще в VIII в. до н. э. возник греческий алфавит, появилось обозначение не только согласных, но и всех гласных букв. С первой половины VII в. начинается чеканка монет. «Деньги делают человека», «В богатстве — сила», «Богатство — душа человека», — начали утверждать поэты. В Элладе усиливается борьба между рабами и свободными, бесправными жителями и полноправными гражданами, демосом (народом) и родовой аристократией. Торговцы, ремесленники, средние и мелкие земледельцы добиваются конфискации имущества аристократии, перераспределения земель, отмены долговых обязательств. Сторонник родовой знати поэт Феогнид Мегарский в VI в. до н. э. писал: «Народ стал иной: те, которые прежде не ведали законов и прав, которые с козьими шкурами на плечах паслись подобно оленям за городскими воротами, теперь стали благородными. Простолюдины добились должностей и почестей. То, что принадлежало знати, стало Достоянием демоса, а благородные стали простолюдинами».

185

В VI в. до н. э. в большинстве греческих государств происходили восстания, закончившиеся победой рабовладельческой демократии над аристократией. «Они первые и единственные в то время, — говорил Лисий о греках, — изгнали бывших у них царей и установили у себя демократию... Властвовать друг над другом путем насилия, — думали они, — свойственно диким зверям, а люди должны законом определить справедливое, словом убедить, делом повиноваться тому и другому; закон должен быть царем, слово—наставником» (47, 47). Еще раньше в полисах начала исчезать царская власть, звание басилея (царя) если еще продолжало существовать, то за ним сохранялись только функции жреца.

Одна из причин возникновения философии в Элладе — расцвет рабовладельческой демократии. Свободные члены общины были гражданами, а не бесправными подданными деспота, как на Востоке, активно участвовали в управлении государством, пользовались политическими правами. К. Маркс отметил, что «первой основой философского исследования является смелый свободный дух» (2, 169). Гражданская жизнь, богатая бурными событиями классовой борьбы, способствовала развитию торговли, ремесла, архитектуры, скульптуры, поэзии, науки. В условиях неустанной политической борьбы, в которой эллины завоевали и отстаивали свободу, развивалось ораторское искусство и мастерство спора. Они привели к изучению законов мышления, к возникновению диалектики, искусства добиться истины путем раскрытия противоречий в суждении и в преодолении этих противоречий. С развитием торговли и товарно-денежных отношений возросла способность к рационалистическому анализу.

Одни ученые считают, что разгадка возникновения философии заключается в развитии рабовладения, в появлении понимания человека как вещи, в усилившихся противоречиях между господином и рабом, принявших форму отношений между богом и человеком, природой и людьми. Другие ученые полагают, что в период возникновения философии преобладало натуральное хозяйство, рабовладение не могло отразиться на ней, так как в то время общественно-экономической основой развития греческой культуры был труд свободных земледельцев и ремесленников, который не был еще вытеснен трудом рабов. Третьи ученые утверждают, что определяющее значение для воз-

186

никновения философии имело развитие товарного хозяйства и денежная форма стоимости, способствующие появлению философских абстракций, ссылаются на изречение Гераклита: «На огонь обменивается все, и огонь — на все, как на золото — товары и на товары — золото». Еще А. Богданов, преувеличивая роль меновых отношений в возникновении философии, считал, что под их влиянием произошло обособление нерелигиозного светского мышления, сформировалось отвлеченное понимание причинности.

Многие ученые сходятся на том, что эллинская философия выросла из тех же самых корней, побеги которых покрыли всю землю различными религиозными вымыслами. Философия действительно возникла в пределах религиозной формы сознания как антитеза мифологии. Философское рационалистическое познание родилось не из суеверий, а из зачатков знаний, возникших еще в доклассовом обществе, но содержащихся в нерасчлененной форме в религиозном сознании. Поэтому трудно согласиться с мнением Г. Н. Волкова, что «религиозная мифология предшествует научному взгляду на мир и в известной степени порождает его» (21, 76).

К. Маркс писал, что философия древнего мира «не обходится без предпосылок» (2, 119). Ф. Энгельс в труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства» отмечал, что взгляды и способ мышления старой родовой эпохи еще долго жили в традициях и только постепенно умирали. Если из-за плеча древнего грека, по словам Ф. Энгельса, выглядывает индеец, то пережитки его взглядов на Вселенную нередко просвечивают сквозь воззрения первых философов. В доклассовом обществе мир воспринимался в нерасчлененном единстве, природу не отделяли от общества, она объяснялась антропологически, не было абсолютного противопоставления живого и неживого, резкого дуализма духа и тела. Возникновение и развитие древнегреческой философии идет через преодоление такого миропонимания, но следы его еще были живы в сознании первых зодчих эллинской философии. Так, например, для ионийских философов космос — это единственный материальный, живой мир, где все вещи движутся и изменяются.

Н. Я. Марр так увлекался поисками первобытного содержания античных воззрений, что почти всю древнегреческую философию считал наследием доклассового

187

общества. В 1934 г. в статье «О лингвистической поездке в восточное Средиземноморье» он писал, что научная мысль, забрезжившая впервые в Греции, есть непосредственное наследие мышления первобытного общества — мышления, повсеместного в мировом масштабе. Н. Я. Марр ошибочно утверждал, что «мировоззрения не только Пифагора, но и Протагора, вообще стоиков и мифических личностей, приписываемые им философские положения, не исключая диалектических, — это мировоззрения всего человечества, собственно первобытного общества на определенной стадии, присваиваемые Средиземноморью и особенно грекам только потому, что они их записали и развивали... Требуется новый подход к философии и Аристотеля и Платона, коренной пересмотр мнимых их противоречий» (52, 2, 438). Отождествление зачатков философии, возникших при родовом строе, с философией развитого классового общества, каким была Древняя Греция, антиисторично. Эллинская философия как миропонимание рабовладельческого общества возникала в борьбе нарождавшегося класса рабовладельцев с воззрениями общинно-родового строя.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   


Возникло под влиянием наблюдений за движением небесных светил
Буржуазная философия
О возникновении философии как специфической формы общественного сознания
В буддийских монастырях была создана обширная религиозная литература

сайт копирайтеров Евгений