Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В связи с централизацией культа гелиопольские и мемфисские жрецы пытались свести почитание многих местных богов к единому божеству, но это сведение идет в направлении монотеизма, т. е. религии, а не философии. То, что в памятнике заупокойной литературы Древнего

121

Египта «Книге мертвых» восемь богов рассматриваются как одно божество, не может быть отнесено к философии. Гелиопольская иерархия богов: Шу и Тефнут, Геб и Нут, Осирис и Исида, Сет и Нефтида — далека от того, чтобы скрытые в ее образах силы и стихии природы потеряли свою персонификацию. Сказание жрецов Мемфиса, столицы Египта в эпоху древнего царства, о верховном боге этого города Пта, создавшем мир словами, произнесенными его устами, сотворившем восемь других богов путем изречения мысли «сердцем и языком», целиком относится к религиозным мифам, хотя в этом мифе и имеются зародыши воззрений, близкие к идеалистическому учению о логосе (слове или речи), разработанном Филоном Александрийским в I в. н. э. Это сказание содержится в богословском трактате мемфисских жрецов, списанном, вероятно, в конце IV тысячелетия до н. э. по приказу фараона Шабака с древнего свитка, изъеденного червями. Архаическая форма языка, на котором написан трактат, подтверждает его глубокую древность. В 1901 г. Дж. Брэстед, изучавший этот памятник, пришел к выводу, что жрецы уже в глубокой древности умели размышлять на отвлеченные темы и создали понятия разума, обозначаемые у древних греков словами «нус» и «логос», которые затем покинули пределы Египта и распространились в различных странах. Вера в творческую силу слова бога, создавшего мир, восходит к вере в могущество магических заклинаний и существовала у многих народов Древнего Востока.

В Древнем Египте идеализм, возникший с распадом общества на классы, с отделением умственного труда от физического, не получил еще философской формы. Представление, что мышление — единственный двигатель жизни, так как голова заставляет чужие руки выполнять ее предначертания, было выражено лишь в религиозных мифах. Жрецы стремились возвеличить духовную деятельность по сравнению с физической, чтобы упрочить свое могущество. В мемфисском сказании о сотворении мира жрецы так излагали эти воззрения: «Возникла в сердце (мысль) в образе Атума... Язык повторяет все задуманное сердцем... и были созданы всякие работы и всякие искусства, труды рук... согласно этому приказанию, задуманному сердцем и выраженному языком и творящему назначение всех вещей... И он родил богов,

122

он создал города, он основал номы, он поставил богов в их святилища, он учредил их жертвы, он основал их храмы» (54, 84). Жрецы учили, что бог Амон заранее предусмотрел все, что потом понадобится человеку, даже «создал в зародыше правителей для людей». В религиозной оболочке развивалось ложное воззрение, что идеи являются источником возникновения всех вещей, а не материальное бытие — источник происхождения тех или иных вещей. Действительное отношение между бытием и сознанием людей было перевернуто вверх ногами. Идеи, порожденные человеческим мозгом, казались независимыми от окружающего материального мира, отражениями которого они были. Идеи принимались за нечто самостоятельное, изначальное, за бога Атума. Теология жрецов еще не превратилась в философский идеализм, так как оставалась выраженной в образах мифологии.

Зачатки светской философии в Древнем Египте и Вавилоне не могли освободиться от религиозной оболочки, так как господствующий там класс рабовладельцев был заинтересован в том, чтобы существовала жреческая псевдофилософия — астрологические воззрения о мире с их фатализмом, освящавшим непререкаемую власть царей и жрецов.

Звездная лжефилософия

Многие буржуазные историки религии утверждают, что древнейшая философия выросла из астрологии1 (от греч. astron — звезда и logos — учение), древней лженауки, основанной на вере в то, что расположение звезд на небе будто бы оказывает неотразимое влияние на судьбу как отдельной личности, так и целого народа и даже человечества. Еще в 1906 г. историк Г. Винклер основал в Берлине «Общество для сравнительного изучения мифов», которое издавало «Мифологическую библиотеку» в целях пропаганды несостоятельной идеи, что мировоззрение древних народов было астральным, т. е. в основе его находились мифы, отражающие движение солнца, луны, планет и их отношение к двенадцати знакам зодиака. Эта астральная философия зародилась в Ва-

1 Cм. J. Lindsay. Origins of Astrology. London, 1971.

123

вилоне, откуда она будто бы распространилась по всему миру. Винклер объявил, что вся культура Европы до XVI в. не что иное, как усвоение и повторение вавилонской мифологии. Он писал, что отказывается критиковать «астральную философию», так как «не желает исследовать, насколько она смешивает верное с ложным, то есть насколько она „истина"» (20, 58). Книги сторонников астральной теории, такие как «Звездное небо в поэзии и религии древних народов и в христианстве» А. Древса, «Библия и звезды» А. Немоевского, «Христос» Н. А. Морозова и др., содержат многочисленные натяжки и измышления, с помощью которых авторы пытаются подкрепить эту несостоятельную гипотезу. До каких нелепостей доходили панвавилонисты, видно хотя бы из того, что П. Иенсен в книге «Моисей, Иисус и Павел» заявил, что все они — измененные образы вавилонского богочеловека Гильгамеша.

Критика реакционных вымыслов панвавилонистов, считающих лишь немногие народы творцами культуры человечества и чрезмерно преувеличивающих значение астральных религий в ее развитии, не означает, конечно, полного отрицания влияния шумерской и вавилонской культуры на духовную жизнь древнего мира. Нет сомнения в том, что некоторые астрономические и астрологические сведения древних греков — вавилонского происхождения. Однако наличие аналогичных воззрений о небесных светилах у разных народов не обязательно означает заимствование, хотя эти аналогии и навели многих ученых на мысль о том, что греки получили астрономические познания из Вавилона.

Происхождение астрологических заблуждений восходит к древней магии. Именно этим можно объяснить возникновение астрологического символизма, например отождествления Солнца со львом, быком, петухом и золотом, астрологических аналогий, существующих только в воображении, но принимаемых за действительную связь, например ребенок, рожденный под знаком Весов, будет уравновешенным, рожденный под знаком Водолея неизбежно утонет и т. д. Изучение симпатической магии, основанной на принципе «подобное вызывает подобное», проливает свет на астрологические гадания. Тайны возникновения астрологических заблуждений, из которых в древнем мире сложилась астрология как гадание по

124

взаимному положению звезд и созвездий, также восходят к первобытным временам, когда человек отождествлял себя с окружающим миром. В Древнем Египте каждая часть зодиака ассоциировалась с той или другой частью тела. Овен — хозяин головы, шеи или плеча; Близнецы — хозяин рук; Рыбы — хозяин ног. В позднейшей египетской астрологии Солнце ассоциировалось со лбом, Луна с мозгом, Меркурий — с языком, Сатурн — с левым глазом, Юпитер — с правым, Марс — с правой ноздрей и Венера — с левой. Эти странные ассоциации произошли в результате наблюдений за звездами. «Два астролога становились друг против друга, один с северной стороны, другой с южной, — писал известный этнограф Л. Я. Штернберг, — и каждый держал над головой пальмовый лист, который в середине имел узенькую щель; каждый из них смотрел в свою щелочку на щелку пальмового листа своего визави, ища таким образом меридиан того созвездия, которое он хотел наблюдать в данный момент. При наблюдении замечали, что следующая часть зодиака приходится ниже лба по направлению правого глаза, а тому, который смотрел с другой стороны, приходилась противоположная часть зодиака против правого глаза, потому что, по мере того как мы спускаемся по зодиаку, точка наблюдения спускается ниже по телу наблюдателя, переходя постепенно к локтю, бедру, голени, ноге» (97,515). Поскольку каждая часть зодиака ассоциировалась с той или другой частью тела, это привело к заключению, что здоровье человека зависит от того или иного созвездия.

Буржуазные историки науки ошибаются, утверждая, что астрономия выросла из астрологических суеверий. Они всегда были лишь пустоцветом на дереве астрономических знаний. Гадания на основе взаимного расположения звезд и созвездий невозможны без наличия хотя бы самых первоначальных наблюдений за ними, т. е. зачатков астрономических знаний. Астрология как система гадания по гороскопу (по определению расположения планет относительно знаков зодиака в момент рождения данного человека) появилась значительно позднее зачатков астрономии, возникших вследствие практической необходимости еще у первобытных племен.

На берегах Двуречья при необычайной прозрачности воздуха и ясном небе астрономия достигла больших успехов, побуждаемая к своему развитию ирригационной

125

системой хозяйства. Исходя из шестидесятеричной системы счета, шумеры создали календарь, в котором год делился на двенадцать месяцев, а путь Солнца по небу — на двенадцать соответствующих участков, образовавших зодиакальный круг. Древневавилонский год определялся в 365 1/4 суток, цикл состоял из 18 солнечных лет или 223 лунных месяцев, после которых повторялись солнечные и лунные затмения.

Современная наука отвергает предположение, что в Месопотамии жрецы еще за 3000 лет до нашей эры обладали необычайными астрономическими познаниями. Регулярные астрономические наблюдения в Древнем Вавилоне велись с 747 г. до н. э. (так называемая эра На-бонссара). В результате этих наблюдений были определены точные величины продолжительности солнечного года и лунных месяцев. К 700 г. до н. э. был составлен Древневавилонский учебник астрономии, но в него включены записи более древних наблюдений. В III в. до н. э. были предвычислены движения планет и затмения Солнца и Луны. Вавилонские астрономы обладали почти 500-летним опытом непрерывных наблюдений за небом. По свидетельству античных авторов, в Вавилоне, Уруке и других городах существовали крупные астрономические шкоды, слава о которых выходила далеко за пределы этих городов. Греческая литература сохранила имена поздних вавилонских астрономов, в том числе Селевка, жившего во II в. до н. э. Он высказал догадку о гелиоцентрической системе мира.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Философией в том
Буржуазная философия
Не модернизировать развитие древней философии
Философия должна лишь истолковывать
После смерти его душа возрождается в теле человека более высокой касты

сайт копирайтеров Евгений