Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

•  «Вербовка»

Осуществляемая внутри групп (эскадроны, караулы, спальные помещения в казармах), она отражает процесс институционального реклассирования, в результате которого индивид существует лишь в качестве члена своей группы, что делает его ответственным за все, что в группе происходит. Дедовщина или коллективное наказание, которые носят почти регулярный характер, основаны на

* Во фр. языке при обращении к вышестоящему военному чину сохраняется использование притяжательного местоимения, которое, как правило, на русский язык не переводится либо за меняется словами «товарищ», «господин». Ср.: «мой генерал» — «товарищ генерал» — Прим. пер.

[30]

глубоко «антииндивидуалистическом» принципе. Более того, приходится еще пройти через то, что Гоффман назы вает «физическая контаминация» (лично не контролиру емая скученность) и «моральная контаминация» (сосуществование с нежелательными и невыбираемыми людьми).

— Безусловное подчинение

Абсурдный или противоречивый приказ тем более эффек тивен как инструмент дрессуры, чем менее он обоснован своим содержанием (которое и не может быть выпол нено) и чем более — формальным качеством приказа («так надо», «обсуждению не подлежит»...). Приказ, достойный исполнения только потому, что он отдан аген том, уполномоченным институцией, вскрывает в крайней и очищенной форме отношение иерархической зависимости: «В Сэн-Сире, чтобы мы прониклись идеей, что вся кий приказ, каков бы он ни был, даже если он кажется идиотским (о чем низшему по чину не дано судить), и тем более если он таковым и является, должен быть вы полнен без колебаний и обсуждений» ( Federphil . Nos vings ans a Saint - Cyr . Paris , 1933). К этим процедурам, которые можно найти во многих других институциях, следовало бы добавить всякого рода «персонифицированные» методы, благодаря которым агенты институции от слеживают и третируют строптивых индивидов, «умни ков», «горлопанов» — в других обстоятельствах их бы назвали «заносчивыми» или «претендующими» — тех, кто много о себе воображает.

Негативный язык, использованный здесь для описа ния процесса искоренения типов поведения, обычных для гражданской жизни, таит в себе угрозу представить од номерного индивида по принципу механистической ме тафоры — «автомата». В самом деле, индивид, чьему «об ращению», если воспользоваться церковным языком, стремится способствовать институция, это тот, кто усво ил коллективный и деперсонифицированный порядок в такой мере, что более не нуждается в эксплицитных ука заниях, чтобы соответствовать объективным требованиям институции. Более того, он в состоянии проявить оп-

[31]

ределенную степень «инициативы», которая может быть признана и даже поощряема институцией с помощью про движения по службе (младший командный состав).

Во многих тотальных институциях можно найти это стремление к «конверсии» — замене «прежнего челове ка» «новым» с помощью не столько эксплицированных убеждений, сколько совокупности процедур, которые по добны своеобразной гимнастике.

Систематическое вдалбливание автоматизмов в тело столь значимо в подобных институциях (даже когда дело касается в основном заботы о душе) поскольку, доводя до крайности логику всякого ученичества, они обеспечивают полное соответ ствие Порядку. «Военный дух» вырабатывается с помощью специфической ортопедии — всех этих «ровняйся», «подбородок вперед», «держитесь пря мо», «грудь колесом», целью которых является ис коренение из тела одновременно и естественного, и женственного. Инкорпорированные в форме практических схем в жест и слово ценности «пря моты», «энергичности», «твердости», «чистоты», «точности», «решительности», «серьезности», «до бровольности» противопоставляются граждан ским ценностям, соотносящимся с «расхлябан ностью», «мягкостью», «неопределенностью», «ненормальностью», «легкомысленностью», «изыс канностью», «сентиментальностью» и «инстинктивностью». «Прямая» осанка мужчины с репута цией «лояльного», «честного» и «прямого» отра жает, или, лучше сказать, управляет таким же «прямым» и «решительным» духом и языком, ко торые проявляются в отвращении к «мелким при диркам» и предпочтении очевидностей («в боль шом коллективе дисциплина не роскошь, а своего рода необходимость»), близких к приказу и инст рукции. В словесном упражнении, каким являет ся жанр «рапорта», обнаруживается тот же идеал лаконичной сдержанности. «Факты» должны быть

[32]

поданы в краткой форме, оставляя за высшими чинами привилегию окончательной интерпрета ции; ни «болтовня», ни эмоции недопустимы, ког да речь идет об изложении сути, «отчете» о том, что «констатировано».

Техника умерщвления в младших семинариях

Младшие семинарии 1 прежних времен (они были отме нены в 1967 году), описанные Шарлем Сюо ( Suaud , 1975, 1976, 1978), во многих отношениях могут быть сравнимы с армией. Так, очевидной являлась их деятельность по систематической маркировке, с помощью которой семи нария стремилась трансформировать в будущего священ ника ребенка, чье призвание первоначально отнюдь не носило необратимого характера. Помимо обычных средств, среди которых униформа, регламентированный режим и время, насыщенное церемониями, были наиболее типич ными, существовал целый арсенал более изощренных мер, предназначенных регулировать внешне незначитель ные аспекты существования: на превосходство сакраль ного указывается во всех самых «профанических» видах деятельности таким образом, чтобы они не могли служить убежищем, опасным для духовной жизни («Едите ли вы, пьете ли вы, что бы вы ни делали, делайте во славу Бога»).

Первый пример ежедневной дрессуры: дортуар. «Время перехода ко сну строго регламентирова но. Как только трижды прочитана молитва Лее пе ред статуей Девы Марии, следует без промедле ния отправляться спать, строго соблюдая закон "Большой тишины" [...]. Чтобы подавить лукав ство, настоятельно рекомендуется обернуть во круг шеи четки и прочитать несколько молитв, что изгоняет всякую "дурную мысль" или всякий "дур ной жест". Когда при восстании ото сна "Прези-

1 Институции, которые давали специфическое среднее обра зование будущим семинаристам.

[33]

дент" (так называли воспитателя) прочтет молит ву " Benedicamus Domino " , следует немедленно встать, отвечая " Deo Gratias " , затем совершить свой туалет столь же тщательно, сколь и энергич но, однако не слишком увлекаясь "временем, от веденным для приведения в порядок волос", как об этом говорит инструкция, зачитываемая публично во время объявления оценок. Семинарист, наконец, крестясь, покидает дортуар, затем направляется в часовню, вновь приветствуя Деву Марию троекратным Ave ».

Второй пример: трапезная. Здесь также «принятие пищи [...] открывается молитвой и заканчивается чтением Нового Завета и жития Святых». Трапезная, которая хотя и «представляет меньше опасности, чем сон [...], также последова тельно становится школой хорошего поведения, приличия и чистоты». Тишина здесь обязательна, и семинаристы «должны разговаривать "умерен но", избегать "восклицаний и приступов смеха" [...], а также стараться не греметь столовыми при борами» ( Suaud , 1976).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Выбираемыми им ситуациями социолог использует инструменты ана лиза
Военная служба как ритуал перехода в народе служба в армии в возрасте 18 20 лет считается периодом
Времени отпуска командиров
Культурном производстве см в
Бурдье указывает на инволюцию государства утрату им социальных функций

сайт копирайтеров Евгений