Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

a) Так, нередко он преодолевает сопротивление инстинкта самосохранения. Ряд лиц, толкаемые половым двигателем, ради одного взгляда, поцелуя, улыбки или обладания любимым человеком жертвовали жизнью или рисковали ею. В разных формах это проявляется и теперь.

В древности за недозволенные половые сношения полагалась смерть в виду наказания. Невзирая на это, люди совершали это "преступление" и платили за это жизнью.

Косвенно половой инстинкт весьма часто побеждает инстинкт самосохранения. Таковы все факты истощения организма на почве половых излишеств, пользования услугами проституции с риском заразиться тяжелыми болезнями и т.д.

b) Преодолевается им нередко и влияние социально-психических факторов поведения. Многие аскеты, монахи, священники и верующие люди, несмотря на религиозные запреты, несмотря на погибель души и прочие религиозные угрозы, в которые они верили, не имели сил победить этот

97

инстинкт и впадали в "плотский грех". История гетевской Маргариты символ тысячи историй, совершавшихся и совершающихся ежедневно.

Целые века, начиная с 14 и 15 столетий, церковь боролась с незаконной половой жизнью, с невенчанными браками, и увы! ее усилия остались с значительной степени бесплодными. Люди грешили и грешат в этом отношении, невзирая на все угрозы адом, погибелью души и земными наказаниями.

Точно так же весьма часто преодолевает половой инстинкт и влияние нравственно-правовых раздражителей. И право, и нравственность культурных людей осуждали и осуждают недозволенную половую жизнь вне узаконенного брака. И, однако, в прошлом, как и теперь, люди грешили и грешат в этом отношении. Многие мужчины и женщины начинают жить половой жизнью до брака; мужья и жены изменяли и изменяют друг другу, часто не желая этого делать. В таких фактах, — а их сотни и тысячи, — всего яснее сказывается огромное влияние полового импульса. Подталкиваемые им, люди часто теряют честь, совесть, разоряются, "пускают в трубу" свои и чужие состояния, честные делаются преступниками, неубийцы — убийцами, друзья — врагами и т.д.

Играя на этом инстинкте, от человека добывается ряд поступков, которые, без его влияния, он не совершил бы. Всем известны случаи рабства влюбленных, могущества любовниц над любовниками. Имена Клеопатры и г-жи Помпадур, как и ряда других любовниц, игравших коронованными любовниками, всем известны. Экземпляры лиц, разорившихся на почве любовной страсти, сделавшихся человеконенавистниками от неудачной любви, или напротив, благодаря положительному влиянию любимого человека "остепенившихся", совершивших ряд крупных дел, такие экземпляры нередки и встречаются всюду.

Отсюда само собой следует громадное влияние этого инстинкта на социальную жизнь. Это влияние проявляется как в ряде социальных институтов/так и в ряде социальных процессов.

Влияние его на социальную жизнь

Институт брака и семьи - краеугольный камень всякой общ. группы — вызван к жизни этим инстинктом. Не будь его - не было бы и этих социальных учреждений.

Проявляется его влияние и во всех областях общественной жизни. В праве ему обязаны существованием множество норм, регулирующих отношения родителей и детей, супругов и родственников. Все т.н. семейственное и наследственное право, плюс значительная часть норм вещного, уголовного и публичного права представляют социальное отражение этого инстинкта.

В религии он проявлялся и проявляется: в обоготворении детородных органов (культ fallow'a, y нас Ярилы), в появлении богов и богинь плодородия, в культе "Мадонны", в "Таинстве брака", во множестве молитв и обрядов.

В области искусства его роль громадна. "Любовь" служила всегда любимой и главной темой стихов, лирики, поэм, романов, повестей, драм, трагедий и комедий. Любовь - тема живописи и ваяния. Музыка — дитя

98

любви и сама направлена на возбуждение или смягчение любовных иллюзий. Пляски, танцы, балы и т.п. — детища того же инстинкта. Больше того: сама любовь, как правильно указывает один социолог, Де-Роберти, есть самый популярный, самый доступный и самый распространенный вид искусства. Художник слеп и видит только нужные для его типа черты. Так же слеп и влюбленный. Он видит, как и художник, в любимом человеке только то, что ему нравится. Художник преобразует действительность. Преобразует ее и влюбленный: для него нет прозаической девицы из Тобозо, а есть прекрасная Дульцинея Тобосская.

Словом, влияние этого инстинкта на общественную жизнь огромно. Проявляется оно и в сотне социальных процессов: он вызывал факты похищения женщин одной группы другою (похищение сабинянок, похищение и увоз женщин, практикуемый у ряда народов); через это - порождались войны и нападения. Им же вызван обычай перехода жениха в группу невесты для ее отработки (Иаков, отрабатывающий Рахиль и Лию у Лавана), им же вызываются половые преступления; благодаря ему существует институт проституции и т.п.

Сказанным, однако, социальная роль полового инстинкта не исчерпывается. Он оказывает колоссальное влияние через размножение людей. Увеличение народонаселения — таково естественное следствие удовлетворения половой потребности. Этот факт сам по себе имеет громадное значение. Это значение столь велико, что оно в конце 18 в. вызвало к жизни теорию Мальтуса, нашедшую множество сторонников. Мальтус, изучая рост населения, пришел к выводу, что население каждый 25 лет удваивается. Сравнивая его рост с увеличением питательных продуктов, он вывел заключение, что население растет в геометрической прогрессии, а запас питательных продуктов только в арифметической. Это означало, что все появляющиеся на свет не могут существовать, ибо на всех пищи не хватит. Значит, значительная часть людей обречена на голод, нужду, смерть. И ничто от этой участи не может их избавить. "На великом пиру природы для них нет места: она повелевает им удалиться и не замедлит привести это повеление в исполнение". Согласно этой теории выходит, что нужда неизбежна для людей. Голод, эпидемии, войны неизбежны; путем их излишек населения удаляется со сцены жизни. Более безнадежной теории трудно выдумать. Только одно средство может помочь в этой беде, по мнению Мальтуса; это - прекращение размножения, достигаемое путем нравственного обуздания полового инстинкта. Такова сущность этой теории, имевшей громадное влияние на множество мыслителей. Ниже мы увидим ее ошибочность. Но она отчетливо показывает всю важность размножения людей на ход исторических событий и судьбы человечества.

Влияние полового инстинкта через размножение

В более новое время ряд социологов, в частности М. Ковалевский и Кост, отчетливо обрисовали нам влияние роста населения на ход социального развития и общественной жизни. Рост населения, говорят они, является одним из главных (а по Косту - главный и единственный) факторов социальной эволюции. От роста и количества населения зависит: сила и

99

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Самой совершенной формой правления является
Реальность - обман
Любая профессия
У меня от императорского географического общества
Абсолютна ли эта космических факторов зависимость всегда

сайт копирайтеров Евгений