<<< ΛΛΛ >>>
- В Устьсысольск.
- Почему же туда?
- А туда меня к Базову направил Паткошов.
Я объясняю, что Базова, вероятно, нет там, что он в Питере держит или готовится к экзамену на зрелость, и даю ему визитную карточку к A.A. Цемберу, знающему хорошо и русский, и зырянский языки и занимающемуся изучением зырян... Получаю взамен его карточку. Читаю: "Fuchs David Kafael"5*.
- Ну, а долго вы останетесь в Устьсысольске?
- Недолго... Придет товарищ, мало поучись зырянскому языку и потом поедем Мезень и Вашка...
- Мой путь тоже туда лежит. И я тоже еду, как этнограф.
- А, вот хорошо-то...
Зная русские обычаи, я справляюсь о том, если ли у него какой-нибудь "открытый лист", иначе могут быть недоразумения.
- Есть. Показывает "carte blanche" общества изучения Азии и Монголии.
- И у вас тоже?
— Нет! У меня от Императорского географического общества. Даю далее советы относительно земского билета для проезда на лошадях и др.
Дальше разговор переходит на зырян и зырянский язык.
— Зыряне мне очень нравятся. — Хороший народ. А зырянский язык удивительно богатый язык.
204
Мне оставалось только соглашаться с ним.
- Но знаете, положение его теперь неважное. Из школ сознательно или бессознательно он изгоняется. Ученики, разговаривающие на нем наказываются. В ряде школ (напр., Гамской) убавлено большинству учеников поведение только за то, что они разговаривали на родном языке.
- Почему же?
- Не знаю. Какие цели этими мерами преследуются и что хотят достигнуть...
- Не что иное, как уничтожить зырянский язык, раздается хрипловатый, низкий голос рядом со мной. Оглядываюсь и вижу священника.
- Да и давно пора, доканчивает он.
<<< ΛΛΛ >>>
Тем беспощаднее становится борьба за долю питания между отдельными лицами - закон о выборах в учредительное собрание
Скверное дело жить нелегально по деревням При наличности таких-то
|