Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Второй группой условий, вызывавших и вызывающих совместную жизнь людей и взаимодействие их друг с другом, являются условия биологические. Под ними я разумею совокупность условий живой природы, в среде которой приходится жить человеку. Они сводятся к явлению нуждаемости одного животного организма в других, одного человека в другом.
Животные плотоядные для удовлетворения голода должны искать других животных. Животные одного пола для спаривания и размножения нуждаются в животных другого пола. Опасность от других животных часто заставляет животных соединяться в стада и совместно обороняться. В поисках пищи животные стекаются в места, богатые добычей; для удовлетворения потребности размножения они принуждены встречаться с животными другого пола, для самозащиты соединяться в стада, в стаи, в группы. А все это ведет к скоплению животных в определенных областях, ставит их в пространственную близость друг к другу, заставляет вступать во взаимодействие и образовывать кратковременные и длительные, солидарные и антагонистические коллективные единства. То же применимо и к человеку. В силу своих жизненных потребностей человек нуждается в другом человеке. Мужчина нуждается в женщине, и обратно, для удовлетворения потребности размножения, без чего род человече-

32

ский прекратил бы свое существование. Это ведет к ряду взаимодействий и союзов между обоими полами, начиная с союза ночного гуляки и проститутки и кончая семьей как союзом супругов. Результатом удовлетворения потребности размножения является увеличение народонаселения. Это обстоятельство снова благоприятствует возкникновению взаимодействия. Чем больше размножаются люди, тем плотнее населяется страна, следовательно, тем больше и многочисленнее становятся общества, тем чаще возникают между людьми процессы взаимодействия. Если бы не было препятствий, то в течение нескольких десятков лет люди весьма плотно заселили бы весь земной шар и не могли бы, при всем желании, не встречаться друг с другом. Рождение - следствие удовлетворении половой потребности — служит главным источником увеличения населения на всем земном шаре. У большинства народов обычно ежегодное число рождающихся превышает число умирающих. Так, в Соединенных Штатах Америки в среднем на каждую тысячу жителей ежегодно приходится 26 рождений и 19 смертей. Ежегодный избыток рождаемости над смертностью на каждую тысячу равняется 7-ми, а на все население Американских Штатов даст ежегодный прирост в несколько сот тысяч. Те же цифры для других государств таковы: Средний обычный прирост на 1000 жителей для Англии дает 13 человек, Германии 10 человек, Австрии 7 человек, Италии 5 человек, Норвегии 10 человек, Франции 2 человека, России 14 человек.
Отсюда видно, что благодаря рождаемости из года в год население всех стран, исключая Францию, ежегодно увеличивается. В течение года на все население земли приращение выразится в несколько сот тысяч. В силу этого земля населяется плотнее и плотнее, люди принуждены жить вместе, ибо жить в одиночку не хватает места, они чаще и чаще встречаются, значит чаще и чаще вступают во взаимодействие и образуют социальные группы.
Таково влияние биологического условия размножения. Оно притягивает людей друг к другу, заставляет их взаимодействовать и прямо и косвенно. Но этим его роль не исчерпывается. На почве половой связи людей между ними возникает не только телесная, но и духовная близость: симпатия, любовь, духовная потребность в близком человеке. Такие же чувства возникают между родителями и детьми. Все они начинают чувствовать себя близкими, своими, родными; зарождается родительский инстинкт и родительская симпатия, а все эти чувства заставляют их жить вместе, помогать друг другу, заботиться взаимно, т.е. взаимодействовать и жить совместно, одной семьей. Иными словами, к биологической связи, прикрепляющей мужчину к женщине, родителей к детям, и обратно, присоединяются новые социально-психические связи (симпатия, любовь и т.п.), которые еще сильнее связывают людей, мешают им рассыпаться и заставляют жить совместно. На этой именно почве образо-

33

вались социальные группы вроде семьи, рода, союза, единокровных и родственных людей и т.п. Рядом с биологической потребностью размножения к тому же результату вели и ведут и другие биологические потребности, в частности потребность в пище и самозащите: потребность в пище содействует возникновению коллективных единств или взаимодействию людей тем, во-первых, что она гонит их в места, богатые пищей. Такими местами являются места, богатые дичью, рыбой, плодородные и урожайные земли у земледельческих народов, богатые лугами области у пастушеских или скотоводческих племен. В такие места люди стекаются отовсюду: они "тянут" их к себе; из мест же, бедных пищей, бегут. Плодородные места оказываются густо населенными. При густоте населенности люди волей-неволей принуждены встречаться друг с другом, взаимодействовать и жить совместно. В итоге - общественная жизнь в таких местах становится неизбежной. Так было в прошлом. Так происходит дело и теперь. В таких местах возникли первые человеческие поселения - починки, городища, села, деревни, города и первые государства. В таких местах зарождались первые социальные группы. В такие места стремится население и теперь. Отсюда густота их населения, бьющая ключом общественная жизнь и множество коллективных единств, то длительных, то мгновенных, образуемых постоянно совместно живущими людьми.
Места, служащие пунктами удовлетворения голода - столовые, рестораны, рынки, базары и т.п., и теперь служат местом встречи множества людей и зарождения бесчисленных процессов взаимодействия.
Та же потребность удовлетворения голода заставляет одних людей нападать на других и отнимать их пищевые запасы, образовывать союзы для совместной добычи пищи (путем обработки земли, общей охоты, рыболовства, добывания плодов, путем закупочно-реквизиционных отрядов нашего времени и т.д.). Словом, голод заставляет людей встречаться с сочеловеками, ведет к стечению населения в плодородных местах, к созданию общих союзов для совместной добычи пищи, т.е. заставляет их взаимодействовать и образовывать коллективные единства или общества.
К тому же результату ведет и потребность в самозащите. В отдаленные времена, когда человек еще не был вооружен современными орудиями борьбы - ружьем, ножом и т.п., - когда он не имел еще укрепленных и хорошо построенных жилищ, в эти времена его жизни угрожало множество опасностей от диких зверей. Многие из них по своей силе и ловкости превосходили человека. Последний едва ли бы сумел выжить и победить их, если бы он боролся с ними один на один. Спасение заключалось в том, чтобы соединить свои силы многим людям и бороться совместно. По этому пути и пошло человечество. То, что было не по силам одному человеку, то было под силу многим людям, соединившимся вместе для защиты своей жизни. Но человеку угрожали и угрожают не только звери, но и другие сочеловеки.
Хорошее подтверждение сказанному дают нам голодные времена. В деревнях сейчас в общем живется сытнее, чем в городах. Поэтому люди бегут из городов в деревни. Города пустеют, деревни увеличиваются в населении. Рядом с этим мы видим, что люди бегут из областей, бедных хлебом и продовольствием (напр., из Петрограда и с севера), на юг, в губернии, богатые хлебом и питательными продуктами.

34

И в прошлом и теперь люди охотились и охотятся друг за другом: грабят, насилуют, убивают и т.д. От людей человеку угрожала большая опасность, чем от животных. Необходимость бороться за жизнь с людьми-врагами заставляла и заставляет людей, которым грозит опасность, соединять силы - взаимодействовать, - совместно защищаться и нападать. Это снова делало необходимым взаимодействие людей друг с другом и их совместную жизнь. На этой почве возникли и возникает множество оборонительных и наступательных союзов людей, начиная от сговора Ивана и Петра помогать друг другу в случае нападения на них Павла, начиная с каравана путников пустыни, соединяющихся в одну группу на случай нападения разбойников и кончая оборонительными и наступательными союзами двух племен, родов, государств и т.п.
Таким образом и эта потребность притягивала людей друг к другу, заставляла их встречаться и взаимодействовать, т.е. жить общественной жизнью.
Таковы основные биологические условия, заставлявшие и заставляющие людей составлять коллективные единства или общества.
Наконец, к тому же следствию приводили и приводят людей условия и потребности социально-психические. Под ними я разумею совокупность потребностей социально-психических, свойственных человеку как существу, обладающему сознанием и развитой душевной жизнью, во-первых; во-вторых, совокупность условий, вытекающих из самого факта жизни человека в обществе себе подобных. В ряду потребностей человека, наряду с потребностями в пище, размножении, в самозащите, имеются другое потребности, в частности - потребность общения с другими людьми, потребность умственной деятельности, чувственно-эмоциональных переживаний и потребность волевой деятельности.

Социально-психические условия возникновения социальных групп

Потребность общения с себе подобными состоит в том, что человеку трудно жить абсолютно уединенно. Его тянет к другим людям. Радость человека толкает его поделиться ею с другим человеком, горе требует утешения, уныние - ободрения, страх - защиты. Во всех подобных случаях человек ищет общения с другими людьми. Эта потребность, по форме различная у различных людей, одних влечет на улицу, потолкаться между сочеловеками, других - в кружок близких друзей, третьих - покалякать с соседями, четвертых - на бал, пятых - на митинг, шестых - в театр и т.д. Даже те, кого зовут "медведями нелюдимыми", и те не живут уединенно, а также общаются хотя бы с тесным кругом своих близких и родных. Полное одиночество оказывается невыносимым для человека. Даже относительное одиночество, в какое попадают люди в одиночном тюремном заключении, оказывается крайне тяжелым: оно быстро старит организм, вредно отзывается на здоровье, причиняет мучительные страдания и ускоряет смерть. Наблюдения над самоубийством людей в свою очередь показывают, что одной из главных причин самоубийства является рост одиночества человека. Словом, у человека есть подлинная

35

потребность общения с себе подобными, и эта потребность повелительно толкает человека искать общества других людей, вступать с ними во взаимодействие и жить совместной, общественной жизнью.
Наряду с этой потребностью человеку как организму, обладающему развитой нервной системой, свойственна потребность умственной деятельности и умственного общения с сочеловеками. Плохо ли или хорошо люди мыслят, это другой вопрос, но несомненно одно: человек мыслит и хочет мыслить. У каждого индивида есть умственный голод. Для его удовлетворения каждый человек создает множество теорий; иногда нелепых, абсурдных, наивных, реже - теорий точных, научных. Один утоляет духовный голод суевериями, верованиями в чертей, духов, в божества, другой - теорией Дарвина или Спенсера. Благодаря именно этой потребности история духовного развития человечества привела не только к созданию и развитию наук, но и множества суеверий и несуразных верований (вроде "дьявол покупает человеческую душу", "в каждом предмете есть своя душа" и т.п.), наполняющих эту историю от ее начала до наших дней.
Словом, эта потребность в умственной деятельности присуща человеку. Когда же человек понял, что знание — могучая сила, что оно составляет главное орудие в борьбе за существование, тогда он стал сознательно стремиться к усвоению точных знаний. Для достижения этой цели человек опять нуждается в других людях. Ученик нуждается в учителе, студент в профессоре, неграмотный в грамотном, чтобы один мог приобрести, а другой - передать знания. Все это вело и ведет снова к взаимному общению людей и к созданию коллективных единств. Мало того, любая наука для своего совершенствования требует объединения научных сил и совместной работы над научными вопросами. Это снова ведет к взаимному общению людей друг с другом. В итоге этой потребности создались и создаются множества коллективных единств в виде школ, гимназий, университетов, научных собраний, обществ, кружков, научных лекций и т.д., где удовлетворяется взаимно потребность в умственном голоде. Она же привела людей к общению путем книг, газет, журналов и др. проводников общения.
К взаимодействию вынуждала и потребность в чувственно-эмоциональных переживаниях. Она заставляла людей искать "сильных ощущений" и гонит снова человека к человеку. Одних — в театр, других — на кулачные бои, третьих — на всевозможные зрелища, четвертых — в компанию собутыльников, пятых — в цирк, шестых - просто в толпу, седьмых — на бал, на концерт, на "танцульку", восьмых — на религиозное собрание верующих и т.д. Все искусство и все общение людей на почве искусства выросло из удовлетворения этой потребности. Вне людей - она трудно удовлетворима. Радость в среде других радующихся людей гораздо сильнее и острее, чем радость одинокого, горе в среде других людей дает совершенно иные переживания, чем горе одиночное, и т.д. В тысяче форм эта потребность толкала и толкает людей друг к другу, заставляет их вступать во взаимодействие и образовывать коллективные единства. Влюбленный стремится к возлюбленной, человек, ненавидящий другого, -

36

к врагу, чтобы отомстить ему, любящий и симпатизирующий людям стремится к тем, кого он любит и кому симпатизирует, и т.д.
То же может быть сказано и о потребности в волевой деятельности. Человеку свойственно ставить себе цели и стремиться к их осуществлению. Эти цели могут быть разными у разных людей, но несомненно одно: что в той или иной форме они ставятся всеми людьми. Большинство из них таково, что осуществление их силами одного человека невозможно, во-первых; во-вторых, часто они затрагивают других людей. Все это ведет к тому, что человек волей-неволей должен встречаться и вступать в общение с другими людьми. Своими силами один человек не может даже перенести большого бревна. Для таких же дел, как постройка дома, церкви, города, как проведение дороги, как постройка парохода и лодки, как производство ряда орудий и инструментов, не говоря уже о тысяче других, еще более сложных и трудных дел, помощь других людей необходима. Осуществление этих целей опять требует взаимодействия с другими людьми. Хочет ли, далее, человек достигнуть власти над другими или славы, стремится ли он овладеть любимым человеком или убить врага, - для достижения всех этих желаний он снова и снова вынужден искать других людей и вступать с ними во взаимодействие.
Наблюдая за своим и чужим поведением, мы постоянно убеждаемся в правильности этих положений.
Таковы основные психические потребности, вызывавшие вместе с космическими и биологическими условиями взаимодействие людей друг с другом и возникновение коллективных единств. В том же направлении действовали и действуют множество условий, вытекающих из факта общественной жизни людей.
Таково, например, условие разделения труда. Человек, живущий в обществе, не самодостаточен. Он не может сам делать все. Развитие общественной жизни привело к тому, что каждый человек специализировался в какой-либо одной профессии: один - в земледелии, другой - в сапожном деле, третий - в кузнечном, четвертый - в столярном, пятый - в деле обучения и т.д. Число таких профессий в современном обществе — громадно; оно доходит до нескольких тысяч. При таком разделении труда, естественно каждый из нас не может сам все выполнять для себя и постоянно принужден обращаться к другим людям. Когда нам нужна одежда, мы обращаемся к портному, в случае нужды в сапогах - к сапожнику; за хлебом мы идем к хлебнику; за мясом - к мяснику; за газетой к газетчику, за книгой, материей и множеством других вещей - в магазин; для удовлетворения своих религиозных убеждений мы идем в церковь, для восстановления попранного права - в суд; для обучения - в школу и т.д. Словом, мы не можем удовлетворить почти ни одной потребности, не можем сделать шагу, чтобы не обращаться к посредству других людей. Разделение общественного труда (или профессий) ставит нас в постоянную зависимость от других людей, прикрепляет нитями необходимости к ним и мешает нам оторваться от других людей и жить без них.
Рядом с разделением труда людей тянет к другим людям их сходство. В настоящее время люди отличаются друг от друга рядом свойств: и по росту, и полу, и цвету кожи, и по убеждениям, и по религии, и партии, и

37

профессии и т.д. Среди множества людей нас тянет к тем, кто подобен нам. Мы любим и стремимся к людям сходным с нами в том или ином отношении. Русский стремится к русскому, православный - к православному, чиновник - к чиновнику, крестьянин - к крестьянину, коммунист всего больше к коммунистам, монархист - к монархистам; торговец вращается главным образом среди торговцев, дети всего лучше чувствуют себя в обществе детей, белые - в обществе белых, негры - среди негров и т.д. Словом, человек идет и стремится к сходным себе людям. Это условие снова заставляет людей вступать в тысячи взаимодействий с сходными индивидами.
Громадную роль в этом отношении играют и очерченные выше проводники общения людей. Создание языка, изобретение письменности книг, газет, журналов - открытие телефона и телеграфа, почты и железнодорожного движения, — все это привело к тому, что взаимодействие людей стало возможным через пространство и время. Благодаря этим проводникам коллективные единства рождаются ежеминутно пачками. Путем газет ежедневно тысячи и сотни тысяч людей общаются друг с другом и с редакцией газеты, узнают все то, что происходит на всей земле, это оказывает влияние на наше поведение, а наши поступки, в свою очередь, влияют на других. То же происходит путем книг, телефонов, телеграфа и т.д. Наш язык позволяет нам в любую минуту "соединяться" и взаимодействовать со всеми, знающими этот язык. Благодаря проводникам могут взаимодействовать тысячи людей, не знакомых друг с другом. Если тысячи людей веруют в одного Бога, то они могут быть не знакомы друг с другом, но так как все они веруют в одного Бога и все связаны с ним, то через его посредство они оказываются связанными друг с другом. Тысячи людей могут не ведать о своем взаимном существовании. Но если каждый из них признает своим вождем одного и того же человека, например, Ленина или императора, Керенского или Колчака, Вильсона или Ллойд-Джорджа, то, будучи связанными с одним и тем же лицом, они, через его посредство, оказываются связанными друг с другом.
Не будем перечислять других условий. Сказанное объясняет нам, каковы те главные условия, которые толкали и толкают людей к взаимодействию друг с другом и к общественной жизни. Оно делает понятным для нас, почему одни части земной поверхности густо населены, другие необитаемы; почему возникало и возникает постоянно множество коллективных единств; почему общественная жизнь была неизбежна для людей, почему она неизбежна и теперь. Наконец, вышесказанное делает для нас понятным отчасти (подробнее об этом ниже) и прочное зарождение общественной жизни в отдаленные времена, на заре человеческой истории.

Литература: П. Сорокин: Система социологии, т. I, гл. VII; ?.?. Ключевский: Курс русской истории, т. I, лекции III и IV; Палант: Очерк социологии, 1-я часть; Майр: Статистика и обществоведение, т. II, 50-93. Полезно проиллюстрировать диаграммы, показывающие степень населенности различных областей земной поверхности и познакомить с соответствующими статистическими данными. Дюркгейм: Разделение общественного труда (для влияния разделения труда); Михайловский: Что такое прогресс и статья о Дюргкейме (в "Откликах") для значения соц. сходства.
Остальную литературу см. в "Системе социологии".

38

§ 2. КАК СОХРАНЯЮТСЯ И ОБРАЗУЮТСЯ КОЛЛЕКТИВНЫЕ ЕДИНСТВА

В предшествующем параграфе мы видели, как возникают процессы взаимодействия и коллективные единства. Появившись, одни из них быстро распадаются. Люди, обменявшись двумя-тремя актами (например, случайный продавец и покупатель, люди, встретившиеся в трамвае, и т.п.), расходятся в разные стороны, забывают друг о друге и перестают взаимодействовать. Другие процессы взаимодействия, напротив, не исчезают быстро. Они тянутся годами. Люди, вступившие во взаимодействие, продолжают его. Продолжает свое существование и образуемое ими коллективное единство. Таковы, например, семья как коллектив супругов, пожизненная дружба ряда лиц как коллектив друзей; многолетнее взаимодействие учителя и ученика; постоянного покупателя и продавца; членов научного общества, совместно работающих в течение ряда лет, и т.п.
Встает вопрос: как это возможно? Каковы условия, поддерживающие это длительное взаимодействие и сохраняющие соответствующее коллективное единство! Иными словами, что заставляет людей не только вступать во взаимодействие, но и продолжать его?

Космические, биологические и соц.-психические условия существования группы

Ответ на эти вопросы после сказанного не труден. Такими условиями в общем и целом являются те условия, которые вызывают возникновение коллективных единств. Так, местность, удобная для жизни, прикрепляет к себе всех, кто в ней поселился. Прикрепляя к себе, она тем самым закрепляет их друг другу, т.е. заставляет продолжать взаимодействие, а тем самым поддерживает существование коллектива взаимодействующих. То же может быть сказано и о биологических факторах. И голод, и половая потребность, и потребность самозащиты, постоянно, требуя своего удовлетворения, не только сталкивают людей, но и прикрепляют их друг к другу и таким образом благоприятствуют сохранению возникшего коллективного единства. То же применимо и к социально-психическим факторам.

Почему группа из неорганизованной становится организованной

Все сказанное об услових, вызывающих возникновение коллективных единств, с соответствующими изменениями применимо и здесь. Не будем поэтому повторять сказанное. Но обратим наше внимание на следующее обстоятельство. Коллективное единство по мере продолжения своего существования из единства, часто не имеющего вполне определенных форм и очертаний, приобретает таковые, становится все более и более определенным; взаимоотношения его членов из неясных становятся ясными, из неопределенных - определенными, из неустойчиво-колеблющихся - устойчивыми и шаблонными, т.е. организованными. Короче, коллективное единство по мере продолжения своего существования кристаллизуется и организуется. Подобно тому, как насыщенный раствор какой-либо соли, испаряясь в спокойном состоянии, постепенно кристаллизуется, подобно тому, как

39

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Обещавшие народу все блага и
Население россии за последние годы беднеет в этом отношении
Революции такое поведение опять-таки усиливает риск гибели таких людей
Курсы физиологии человека

сайт копирайтеров Евгений