Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

371

мущение питают его. Ему нечего опасаться потерь, так как бедноте терять нечего"7.

Возьмите, далее, идеологию первичного христианства. В первое время она была идеологией коммунистической, предписывавшей, если не юридически, то морально: у кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища — делай тоже; богатый - раздай имущество бедным, ибо легче верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому войти в царствие небесное8. В ряде первых христианских общин, в частности в Иерусалимской, "никто ничего из имения своего не называл своим.все было общее" (Деяния Апостолов, 4, 32, 34, 4, 44-45)9. Здесь был полный потребительский коммунизм, и Анания и Сапфира, утаившие часть имущества,были наказаны смертью. В более мягкой форме, но тот же коммунизм потребления существовал и в других ранних общинах: Коринфской, Фессалийской, Ефесской и т.д.

Словом, как ни пытались и пытаются смягчить эту черту ряд теоретиков христианства, - она несомненно была ему присуща10"11.

Ему присущ был и ряд других черт коммунистически-социалистической идеологии, вроде положений, формулированных раньше и повторявшихся позже: "не трудящийся, да не ест" (ап. Павел), "богатые - ленивые трутни" (Иоанн Златоуст), "частная собственность по своей природе есть неправда" (Климент Алекс, и др.), "природа создала общее право для всех, узурпация отдельных лиц вызвала частное право, корысть разделила владения" и т.д. "Бесстыдная речь"! — говорит св. Амвросий защитнику собственности. "Частная собственность противоречит природе" и т.д. Эти воззрения отразились даже и в Corpus juris Сг-nonici, где наряду с браком и воспитанием детей, как учреждениями естественного права, было признано,как отголосок воззрений раннего христианства: Communis omnium possessio et omnium una libertas3*, после чего прибавлено нелогичное дополнение: Acquisitio eorum4* и т.д. — проявление позднейшей изменившейся идеологии церкви12.

7 См.: Пельман: Ib. 563-564, 570-574, 556 и 503-582; M. Weber: Agrarverhaltnisse im Altertum, в Handw. f. Staatswis., 2. Suppl. В., стр. 12.

8 См.: ев. Матф. VI, 19, 20, 24, 25-34; XIX, 23-24, ев. марка, IV, 19; ев. Луки: XVIII, 22, 24, 25; VI, 20-25, 29-34; Деян. Апосг. IV, 32-35 и др.

9 "Христианская община в Иерусалиме, в первые годы ее существования, была коммунистическим братством, в котором отказ от частной собственности достоверно был общей практикой; коммунизм - общим правилом". 1.0 Hannay. The Spirit and Origin of Christian monasticism. Lond., 1903. 39-40; Э.Ф. Добшютц: Древнейшие христианские общины в "Раннем Христианстве", СПб., Брок-Ефрон, 355-356. Сохранялся коммунизм и позже. "Мы живем сообща как братья, имея общее достояние. Имея одно сердце и одну душу, можем ли мы быть против общего имущества? У нас все общее, кроме жен". Тертуллиан. Apologeticus. XXXV-XLVI.

10-11 См.: Добшютц. Ц. ст., 290-291, 300-301, 325 и др. и особенно Пельман: Ист. ант. комм. изд. на нем. 1912 г. 2. Bd., 587-644. Рус. перев. этой части под заглавием: "Ранний христианский коммунизм". Казань, 1920; Эшли: Экон. ист. Англии, 141 и ел.; См. также: Гарнак. Сущность христианства в сб. "Раннее христианство". 54, 73-74, 77-78, 103 и др.; Ю. Лихер: Религия Иисуса и начало христианства. Там же, 187; Каутский: От Платона до анабаптистов. "Предшеств. нов. социализма". Том I. 22,29 и др.

12 См.: Пельман: Ранний христианский коммунизм. Passim; Эшли: Ц., р. 141-145,232-233; Cor. Inr. Canonini, Deer. I, disL I, c. VII. В этом отношении Пельман особенно ярко показал,

372

К кому же всего легче прививалась эта идеология? Из кого рекрутировались ее адепты?

"Кто составлял большинство общины? - Босяцкий пролетариат"13.

Нищие, беднота, рабы - вот тот слой, к кому она быстро привилась и среди кого имела успех. Герои христианства - "Блажени нищие". Имущество церковное - partimonium pauperum14.

И первые христианские монастыри-коммуны состояли из бедноты. "Те же слои народа, которые дали первых христиан, явились и материалом для монастырей. Это были в большинстве бедняки" "Большинство монастырей представляло собой союзы бедняков"15. "Служению Божию (servitutis Dei), - жалуется Августин, - посвящают себя большей частью рабы или вольноотпущенники, или крестьяне, ремесленники и прочие плебеи" (De opere monachorum). Здесь особенно сильно проводился коммунизм.

"Чувство частно собственности особенно сильно подавлялось (extirpated) в монастырях". Правило гласило: "Пусть никто не владеет никакой собственностью: ни книгой, ни пером, ни письменной доской, ничем, абсолютно ничем (sed nihil omnino)"16.

Позже в состав христиан вошли и богачи, но дух и практика разбогатевшей христианской церкви к этому времени (как увидим ниже) резко изменились. Если время от времени по разным поводам и воскресала первичная коммунистическая идеология, то без всякого результата и успеха у официальной церкви; фактическое же оживление принимало формы "ереси", возникало опять-таки среди бедноты и преследовалось самой церковью и носителями ее власти.

И позже коммунистические идеологии, возникавшие на почве христианства, опять-таки вербовали своих адептов из среды бедноты главным образом. Коммунизм древнего христианства соответствовал потребностям бедного пролетариата17.

"За весьма малым исключением господствующие классы почти не принимали участия в зарождении (такой) ереси. Как общее правило, ересь первоначально распространялась среди массы простого народа... Удары, поставившие существование (официальной церкви и иерархии) в

что идеология христианских пастырей первых веков в отношении коммунизма "по смелому оптимизму не уступала фантазиям Бебеля". См. у него отрывки из проповедей Иоанна Златоуста и др.

13 Каутский: Ib., 29.

14 "Христианство - первоначально было религией низших слоев народа". ? Добшютц: Греческий мир и христианство - в сб. "Христианство в освещении протест, теологов" СПб., 1914,55.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Профессиональная болезньquot

Таблицы с рядом двухзнач
Сколько на вненадельной- 12 пуда
30 октября

сайт копирайтеров Евгений