Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

15 Каутский: Ц., ст., 95.

16 Hannay: Ц„ р. 246-247. См. об этом кроме указанных работ: Янсен: Geschichte des deutsch. Volkes seit dem Ausgang des mittelahers. T. I. 412; Gieseler: Lehrbuch der Kirchengeschichte. 3 изд., I. 545 и др. и указ. работу Пельмана.

17 Каутский. Ц., ст., 95.

373

опасность,были нанесены людьми темными, проповедовавшими между бедными и угнетенными, оскорбленными и униженными"18.

Так именно обстояло дело с патаренами и катаррами, у которых практика и идеология были коммунистическими в значительной мере и которые вербовались главным образом из низших слоев народа.

Так было с арнолъдистами, католическими бедняками, валъденсами, гумилиатами, с апостольскими братьями и беггардами19.

Не представляют из этого правила исключение и крайние секты лоллардов, носившие разные названия (в Англии: "диггеры", "люди пятой монархии" и т.д.) и имевшие явно выраженную уравнительно-коммунистическую идеологию. Главная масса их членов опять-таки состояла из бедняков20.

Не иначе обстояло дело и с таборитами, основавшими в Таборе настоящее коммунистическое государство, с полным отсутствием частной собственности и с "равенством в условиях жизни всех членов общины". Главный контингент их состоял из бедняков, "секвестрировавших в общий котел" сначала свои богатые группы и католическую церковь, потом соседние народы, области и города. Позже к ним стеклись "подонки всех народностей"21.

То же приходится сказать и о богемских братьях-коммунистах (секта Хельчицкого), и о последователях Том. Мюнцера, основавших в Мюльгаузене коммунистическую общину с принципом: "omnia sunt communia и каждому все должно даваться по мере его потребности", и о коммунистических сектах Швейцарии XIV и XV вв., но Мюнстерских коммунистах во главе с Иоанном Лейденским, организовавших коммуну "Нового Иерусалима", и о ряде крайних течений анабаптизма. Их последователи рекрутировались преимущественно из бедноты, из пролетариата, мелких ремесленников или, по словам Меланхтона — из "черни", по словам Фишера - из "простонародья"22.

18 ЧЛи: История инквизиции. СПб., 1911. Т. V, 39, 58 и др.

9 "Omnem nostram possessionem cum omnibus hominibus communem habemus" — положение каттаров. Состав их был в значительной мере из низших слоев, см.: Карсавин: Очерки религ. жизни в Италии в ??-???? вв. СПб., 1912. 5, 22, 52, 216. То же у арнольдистов, которые вербовались главным образом из тех же низших слоев и антисобственническое настроение которых вне сомнения. Ib. 67-70, 76, 80, 216. То же у католических бедняков, вальденсов и гумилиатов. У вальденсов, "по их словам, нет собственности". Около них сплачивались главным образом средние и низшие слои населения". Ib. 89, 96, 139-140, 165, 155, 164, 216. То же у гумилиатов. Ib. 238 и ел.; Мосгейм: Ketzergeschichte. I. 224, 321, 378 и др.; Каутский: Ц., р. 129-130, 132-133, 146-147; ЧЛи: история инквизиции. Т. I. 36, 83 и passim.

20 См.: Gooch: The history of engl. democr. ideas in seventeenth century. Cambr., 1898. 200-202; Каутский: Ib., 165-166 и др.; Ковалевский: От прямого народоправства к представительному. Т. II. 159, 347-425. Его же: Родоначальники английского радикализма. "Русская Мысль". 1891 г.; Бернштейн: Коммунистические и демократо-социалистические течения в Английской революции XVII в.- Предшеств.нов. социализма. Т. II. 64-263.

21 См.: Каутский: Ib. 189,198-199,187-203; Denis.

22 См.: Каутский: 203, 253, 262, 280-281, 288-289, 290 и ел., 320-321, 322, 337-341, 344, 347,361-366.

374

Нужно ли говорить, что то же явление мы видим в 18, 19 и 20 веках. Многочисленные и разнообразнейшие по форме, но сходные по своим практическим рецептам и осуществлениям, социалистические, коммунистические, коллективистические и уравнительные теории и идеологии не важно, как они называются: социализмом, коммунизмом, коллективизмом, якобинством, эгалитаризмом или иначе, а важно то, что они требуют поравнения и раздела богатств, конфискации достояния богачей, пытаются ввести равенство не только юридическое, но и имущественное, организовать на общественных началах всю жизнь и т.д., - все эти идеологии, начиная с якобинства, бабувистов и кончая марксизмом, анархизмом, прудонизмом и т.д.; находили и находят своих последователей не среди богачей-банкиров, капиталистов, крупных аграриев, и т.п., а среди бедноты; среди пролетариата городского и сельского, интеллигентного и неинтеллигентного, среди беднейшего крестьянства, среди нищих и голодных групп без определенных занятий и среди босяков или, говоря словами Лебона, - "среди неприспособленных" - еще точнее, среди групп плохо и недостаточно питающихся. Исследование питания различных социальных групп 19 и 20 в. показывает, что в ряду их питание индустриальных рабочих (кроме небольших высокооплачиваемых слоев) больших городов, порвавших связи с деревней и земледелием и живущих исключительно заработной платой, является наихудшим во Франции, Германии, Бельгии, Австрии и других странах. Оно хуже даже, чем питание крестьян, местных провинциальных ремесленников, рыбаков и прислуги, не говоря уже о питании зажиточных слоев. Оно недостаточно и количественно и качественно23. Эти же слои в 19 и 20 в. были слоями, к которым всего легче прививались крайние коммунистические идеологии и лозунги. Из них же главным образом вербовались и вербуются члены и последователи этих идеологий и соответствующих партий24. Недаром же сами эти последние присоединяют к своему названию "социалдемократическая" или "коммунистическая" партия прилагательное "рабочая", "пролетарская", или еще "партия бедноты"; недаром их девиз и лозунг: "диктатура пролетариата" или "диктатура бедноты"; недаром же в их гимнах и песнях, начиная с "Интернационала", поется: "Вставай проклятьем заклейменный, весь мир голодных и рабов!" Наконец, прямое исследование состава таких партий показывает, что большинство

23 См.: A. Grotjahn: Uber Wandlungen in der Volksemahrong. Staats- und Socialwissensch. Forschungen, herausgegeben von G. Schmoller. B. XX. H. 2. 1902, 34-35, 54-57, 64-72. Гротьян в своей работе дает общую сводку многочисленных исследований "пищевых режимов" (количества и качества пищи: хлеба, картофеля, жиров, мяса, молока и т.д.) различных основных социальных групп. См. у него подробности.

24 Целый ряд исследователей, лроде Зомбарта, правильно указывают, что "существеннейшей чертой пролетарского движения является тенденция к коммунистическому устройству жизни". "Коллективистические и коммунистические теории постоянно завоевывали себе адептов среди рабочих классов", говорит и Левассер. См. историю коммун.социал. движений XIX в. в работах: Sombart'v. Sozialismus und Soziale Rewegung. 1905, 11,8. Passim; для Франции Levasseur: Histoire des classes ouvrieres, T. ? и II. Ук. раб. Isambert'a; F. Mehring: Geschichte d. deutsch. Sozialdemokratie, 1897-1898. Есть русский перевод, для Англии: работы Веббов и др. См. далее огромную литературу по истории социал-коммун. коллективистических партий, по истории Интернационала и т.д. (Ш. Жида, Bourguin'a, Иекка, Лаврова и др.).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Каждый человек штампуется его профессией сообразно образу
Отвечает мне мой собеседник
С другой приходилось видеться со многими людьми в связи с подготовкой переворота на севере
Удовольствие - вещи далеко

сайт копирайтеров Евгений