Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

стадии здесь было: и известное равенство, и братство, и общение имуществ.

Прошли века. Из гонимой религии бедноты и из группы неимущих христианская церковь уже в IV-V вв. стала богатой, а в VH-IX вв. главным богачом, овладевшим где 1/3, где 1/2 всей территории. И мы видим, как идеология и практика церкви и христианства декоммунизируется. В истории христианства «в экономическом отношении необходимо различать два периода: время до признания Константином христианства господствующей религией (321 г.) и время после этого. В течение первого периода экклезию (церковную общину) составляла вся христианская община вообще, согласно принципу всеобщего священства. Члены ее были равноправны. Даже рабы не представляли исключения. Состояние, когда "все принадлежит всем", всегда выдвигалось отцами церкви в качестве идеала. На постоянных братских трапезах (агапах) господствовало в полном смысле слова общее потребление».

После Константина эти трапезы прекратились и даже были запрещены. В течение того второго периода и экклезия была (уже только. - П. С.) община клира в более тесном смысле слова. "Благотворительность духовенства шла на убыль по мере роста церковных богатств. Расходы на бедных (patrimonium pauperum5*), вначале поглощавшие почти весь бюджет церкви, теперь понизились до четверти. Законодательство каролингов признает 1/4 церковных доходов принадлежащей епископу, 1/4 - остальному духовенству (недурно приспособились! -П.С.), 1/4 бедным и 1/4 входит в состав строительного фонда. Но даже эта пропорция сохранялась недолго. Начиная с псевдо-Исидора (9 стол.) под бедными стали разуметь только бедных членов духовного сословия. Таким образом, церковь окончательно разделалась с своей прежней ролью благотворительницы и... из клира (как и везде из уравнителей и коммунизаторов. - П.С.) постепенно сложилось поднимавшееся над мирянами и иерархически построенное первое сословие, материально и духовно независимое, с "характером indelebilis6*"57.

"Церковь, упрочивая себе господство, должна была принести немало жертв. В течение долгой борьбы, которая вознесла духовную власть над светской, смирение, любовь к ближнему, самоотвержение исчезли". "Скромная пустынь, с открытием мощей, превращалась в разукрашенный монастырь; суровые подвиги основателей отходили в область преданий" и монастыри превращались в места лени, обжорства, разврата и т.д. Жадность, корыстолюбие и стяжательство церкви росли. Теперь "всякий шаг священника должен был давать доход" (венчание, похороны, причащение и т.д.); "при жизни верующего каждый шаг его подлежал оплате; но жадность духовенства не останавливалась и пред смертным ложем верующего" (плата за похороны, напутствие, место могилы); введены были пошлины, взяточничество, симония, продажа индульгенций, как акций за счет банка - Христа и его подвигов, - при казначее - папе и

57 Онкен: Ист. полит, экон., 1908. 88-91; Ratzinger. Geschichte d. Kirklichen Armenpflege. 1884, 66 и ел., 236; E. Munsterberg. Gesch. d. offenu. Armenpflege. Handw. d Staatsw т 2 1909. 7-8.

389

т.д. В итоге в средние века "недвижимость церкви обнимала значительную часть наиболее плодородных земель Европы"58.

Уже при Григории Великом (ум. в 604 г.) "папский двор стал напоминать императорский. Наладились управление церковными землями и организация на них хозяйства под контролем особых чиновников. Папы выступают как политические вожди"59.

При такой эволюции декоммунизация идеологии церкви была неизбежна. И мы ее видим. "Основные принципы христианства (равенство, общность имущества) позже были значительно изменены или им придано было особое значение. Напр., "естественный закон" равенства был так изменен, что он допускал неравенство имущества и положения60.

Некоторое время вслед за прекращением коммунистической практики церкви "сохранялись еще коммунистические традиции древнего христианства. Отцы церкви, как и прежде, громили богатство и неравенство" (в IV в. Василий Великий, Иоанн Златоуст и даже в VI в. Григорий Великий и др.). Но это уже были отдельные вспышки, чем далее, тем делавшиеся более и более редкими, пока совсем не заглохли или пока коммунизм не был перенесен в потусторонний "град Божий", где omnia sunt communia omnibus7*, a на земле были признаны: и частная собственность, и неравенство, и привилегированное положение духовенства, и право эксплуатации, и право торговли и даже в определенной форме ростовщичество61. От былой идеологии бедноты у разбогатевшей церкви не осталось ничего, особенно в применении к себе самой (к другим мы вообще строги!). "Церковь стала богатой... Неудивительно, что по мере возрастания ее богатства она перестала управлять своим имуществом в пользу бедных; в церкви, особенно в богатых епископствах, распространились алчность и расточительность. Из коммунистического учреждения церковь превратилась в грандиозный механизм для эксплуатации, какой когда-либо видел мир... С тех пор имущество церкви стало считаться собственностью духовенства"62. Церковь превратилась в "вавилонскую блудницу", ее идеология совершенно "декоммунизировалась".

Описанное явление - типично. Оно в громадном масштабе рисует то, что в меньших размерах происходило и происходит постоянно. Та же история произошла и с нищенствующими орденами, дебютировавшими коммунизмом, - разбогатевши, кончившими противоположной идеологией. "Они забыли свои обеты и не помнят целей, для которых они учреждены. Их основатели хотели, чтобы они не имели никакого имущества. (Позже, разбогатевши) они (ордена), чтобы приобрести имущество и собрать

58 Ч. Ли: Ист. инквизиции, т. I. 1-26, см. всю 1-ую гл.

59 Карсавин: Культура сред. веков. 1918, 46-47. См.: Добшютц: Греч. мир и христианство. Ук. сб. Христианство. 64-65,66-67. В социальной области в итоге "христианство просто становится на почву существующего", даже в отношении признания рабства.

60 Хэней: Очерк экон. учений древности и средневековья. 444-445. Наппау. The spirit and origin of Christ. Monasticism, гл. Ill и IV.

61 Онкен: Ib., 91-98; Ковалевский: От прямого народоправства, т. I, гл. III и IV; Эшли: Ib., 141-188.

62 Каутский: Ц.р., 14-34.

390

деньги, объявляют добро злом, а дурное — добрым, соблазняют князей лестью, народ - ложью и ведут тех и других на ложные пути"63.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   



Влияние государственной группы бесконечно велико по сравнению с влиянием quot
Раз половая любовь вмещала в себе

сайт копирайтеров Евгений