Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Постараемся бегло подтвердить каждые из этих положений и путем прямого наблюдения, и путем исторических свидетельств. Начнем с явлений первого рода.

Они мной были описаны и охарактеризованы уже во ? ?. "Системы социологии"52. Там они формулированы были в зависимости от положения индивидов в системе социальных координат; теперь я подвожу под эту зависимость "основу", даю "объяснение" этого частного случая трансформации человеческих душ и поведений, наступающих при перемене индивидом "бедной" позиции на "богатую" и обратно. Одна из причин такой трансформации — колебание кривой питания и пищетаксиса.

«Человек, бывший в группе бедняков, этот человек, перейдя в группу богатых, фатально будет иным человеком. Из его тела при таком переходе помимо его воли вынимается душа "бедняка" и вкладывается "душа богача"... Какой-нибудь бедняк, яростно бичующий и ненавидящий богачей - "грабителей", провозглашающий собственность - кражей, попав

52 См.: Сорокин: Система социологии, т. II; гл. V-VI и особ. стр. 452-457.

386

в богачи, быстро трансформируется и очень скоро с пеной у рта начинает защищать священные права собственности» и т.д.53. Так было всегда. Исключений из этого правила нет54. Так было и так есть. Для большей убедительности не мешает привести ряд исторических фактов, показывающих, как одна и та же социальная группа, являясь носителем коммунистической и сродных идеологий в бедном состоянии, разбогатев, "декоммунизируется" в своей идеологии, в своих поступках, убеждениях и речевых рефлексах.

Античный мир. Мы видели, что здесь немало было социальных революций и социальных групп, совершавших последние под знаменем идеологии и лозунгов: уравнения, обобществления, коммунизма.

Каков был итог таких революций? - Простой и стереотипно тождественный. Передаю слово Пельману, разюмирующему итог этих попыток.

"В Греции... в продолжение нескольких веков против собственников велась борьба, девизом которой было равенство, справедливость и братство, и как часто решающая роль доставалась массе и ее вожакам! Обнаруживались ли в ее образе действий следы того идеального сознания права и солидарности, которое считали возможным внушить массе чарами своего наскоро задуманного плана спасения апостолы ликурговой государственной идеи? Неистовые взрывы ненависти и мстительности, кровавые насилия, убийства, грабеж, разбои, дикая разнузданность таковы были явления, которыми сопровождались попытки практического осуществления экономического и социального уравнения. В достаточной степени обнаружилось, что коллективистические чувства массы, идея братства (????????), по крайней мере, настолько же обусловливались эгоистическими интересами, как и капиталистический индивидуализм, что элементарное влечение индивидуального самолюбия не менее сильно сказывалось в политике обездоленных, чем среди партий, отстаивавших интересы собственников. Не обнаруживалась ли беспрестанно, наряду с правомерным озлоблением, вызываемым нищетой и эксплуатацией, еще алчность к имуществу ближнего, которого изгоняли для того, чтобы самому - и притом только самому - занять его место" ... "Идею равенства порождает у массы отнюдь не абстрактная теория о равенстве людей, а... влечение к повышению счастья, желание обладать большим, занять другое более выгодное положение... Масса желает иметь то и стать тем, что имеет и чем является выше ее стоящий класс... Низший желает прежде всего стать равным высшему, но что же будет, когда он станет равным ему?.. Став равными с другими, люди желали бы уже и стать господами... Желают, как метко замечает Платон, овладеть не только имуществом других,'но и ими самими"... "Поэтому не случайно, конечно, в последние века греческой истории почти всегда, когда равенство было лозунгом в кончавшейся победой борьбе низшего против высшего, стремление индивидуума стоять выше других принимало

53 Ib. 452-453.

54 См. ряд правильных замечаний на эту тему у Pareto: Trattato di sociologia generale. 1916. V. I. § 1153 и ел., v. II 248 и ел.

387

грубейшие формы тирании. В этой последней характерно воплощалась алчность масс... Лица, выигрывавшие от революции, не обнаруживали того духа солидарности и справедливости, на который претендовала социальная демократия... Нигде не оказывалось ни следа... равенства и братства. Чуть только достигалась ближайшая цель социальной революции, т.е. более или менее значительное число ее участников овладевало капиталом или земельными участками, вскоре обнаруживалось, что побудительный мотив их действий имел совершенно индивидуалистический характер, что не самоотверженная преданность идее общности, а личные интересы влекли отдельных лиц к борьбе. А эти интересы, требовали, чтобы отдельное лицо удерживало то, что было приобретено им при общем грабеже, и чтобы это приобретенное им достояние, точно так же, как и для прежнего собственника, становилось для него средством для повышения уровня существования. Теперь эти люди скорее имели основание бояться сатурналий революционной фразы. Так как от нового переворота они могли уже не выиграть, а лишь потерятъ.то им нечего уже было драпироваться в пролетарскиреволюционное облачение. Они обыкновенно становились реакционными, как в экономическом, так и в политическом отношениях. Beau possidentes! (Блажени имущие!).

Этот девиз удерживается и после экспроприации прежних собственников. Изменился лишь личный состав собственников. И новые собственники мало смущались тем, что возле них снова возникали неравенство и бедность. О том, что для предупреждения этого следовало бы беспрестанно возобновлять раз произведенный передел, они, конечного желали и слышать, раз только они сами оставались собственниками. .. Поэтому братство вряд ли длилось значительно дольше, чем пока не была побеждена враждебная партия и не был закончен грабеж. Истинно демократическое государство, в котором уже не существовало бы никаких различий между богатыми и бедными, оставалось вечно откладываемой надеждой" и т.д.55 Таков обычный исход множества греческих социальных революций и делавших их групп. Пока группа бедна она берет коммунистическую идеологию; разбогатела - отшвыривает

ее.

То же происходило и в Риме56. То же повторялось, как сейчас увидим, и во всех успешных социальных революциях позже: и они кончались тем, что рать уравнителей, завладев богатствами, "декоммунизировалась" в своих поступках, убеждениях и речевых рефлексах. Беру второй крупнейший факт и соответствующую группу: Христианство и христианскую церковь.

Оно дебютировало как идеология коммунизма, как идеология бедноты, составлявшей в первое время главную массу христиан. В этой первой

55 Пельман: Ист. ант. ком. и соц., 469-470 и сл„ 494-498 и passim. См. также: Durmann: Ц.р., 39 и ел., § 18, 46 и 52.

56 См.: Пельман. Ib., 503-582; Ростовцев: Римской Империи, гл. II.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Же такое нормативное суждение иначе говоря
429французская революция провозгласила
Государство снабжало определенным пайком воды

Говоря словами сорокина

сайт копирайтеров Евгений