Пиши и продавай! |
Гумилиаты. С обогащением резко изменилась и их идеология. Компромиссность постепенно росла. В итоге "гумилиаты к половине ХШ в. не гумилиаты начала его, религиозное воодушевление покинуло орден и он уже не стоял на гребне религиозной волны'164. Табориты, состоявшие главным образом из более бедных слоев, выступили коммунистами, захватили богатства и основали коммунистическое государство с полным и равным коммунизмом потребления. Но по мере обогащения путем грабежа и захватов коммунистическая идеология у них стала выветриваться. Они "скоро уничтожили адамитов и открыли частной собственности путь в свое общество. И эта последняя с присущим ей образом мысли - с завистью и жадностью - тем быстрее вытеснила коммунизм в его братские отношения, чем скорее росло благосостояние, даже богатство таборитов - плод их беспрерывных грабежей. Равенство средств существования начало исчезать, в Таборе уже можно было найти бедных и богатых и последние становились все менее склонными уделять первыми от своего избытка"65. Сходное происходило и в коммунистическом "Новом Иерусалиме" Иоанна Лейденского. Главные лидеры коммунизма, во главе с "королем" И. Лейденским, захватив богатства, львиную часть присвоили себе, уделяя крохи - и то в первое время - рядовым адептам; позже, когда наступил ужасный голод, "лидеры" не обнаруживали никакого желания равномерно делиться со всеми коммунистами продовольствием. "Коровы, которые там еще есть (200 коров), писал современник, съедаются королем и его приближенными за спиной коммуны. Мы удивляемся, что община не замечает обмана короля'166. Такая же "декоммунизация" идеологии произошла и с вальденсами, и с богемскими братьями. По мере обогащения они "становились в значительной степени оппортунистами и буржуа". "Некоторые вальденсы, пишет брат Грегор, сознавались, что удалились с пути своих предшественников. У них существовал вредный обычай принимать от людей деньги и накоплять богатства, не заботясь о бедных", и т.д. 63 Th. Walsingham: ffistoria AngUcana. Lond., 1863, II. 13. 64 Карсавин: Ц.р., 283. 65 Каутский: Ц.р., 198. См. указ. работы Denis'St и Palacky. 66 Каутский. Там же, 964. 391 "Участь вальденсов постигла вскоре и богемских братьев. Благодаря прилежанию и трудолюбию они разбогатели. Но с увеличением благосостояния многие из важных членов секты стали находить строгую дисциплину все более стеснительной. Дисциплина эта не допускала в интересах равенства, чтобы один был богаче других, запрещала увеличение имущества путем торговли и ростовщичества. С увеличением благосостояния начали возникать столкновения по имущественным делам. Между братьями начало возникать мало-по-малу более умеренное направление, признававшее и собственность и не требовавшее при вступлении в общину (с 1480 и особенно с 1491 г.) отказа - от имущества, допускавшее участие во власти, занятие должностей, ведение войны, получение прибыли и занятие торговлей. В итоге "исчезли все установления богемских братьев, напоминавшее первоначальный коммунизм, из их литературы старательно выброшены были все коммунистические традиции, и они стали очень зажиточными капиталистами, почтенными отцами семейств, приличными бургомистрами и присяжными, талантливыми генералами и государственными деятелями"67. Обращаемся к якобинцам с их лозунгом имущественного равенства. Пока они были санкюлотами — они возглашали уничтожение богачей, захват и секвестр их достояния, равенство и общественное благо. Но как только дорвались до этих богатств - картина меняется: вместо "национализации" идет присвоение богатств себе, их грабеж и воровство, взяточничество и вымогательство и — при их положении — весьма выгодная покупка ими национализированной недвижимости, сделавшей их богачами. "На этом-то и строят свои громадные состояния ловкие террористы; этим объясняется происхождение их колоссальных богатств, которыми мирно пользуются после Термидора эти заведомые негодяи, бывшие до Термидора каждый в своем кантоне маленькими Робеспьерами, эти патриоты, которые теперь строят вокруг Орлеана дворцы, которые в Валенсьенне,разграбив общественную и частную собственность, владеют домами и имуществом эмигрантов, приобретенным ими на торгах за цену в сто раз ниже их действительной стоимости". Комитеты якобинцев забирали себе лучшее из всего; в то время, как масса голодала, они старались путем угроз, грабежа, конфискаций сколотить деньгу про черный день в будущем. Разбогатев, они забыли быстро старую идеологию, стали рьяными собственниками, составили класс будущих капиталистов, у которых не возьмешь легко их собственность, которые положат за нее душу и жизнь с усердием новообращенных прозелитов68. Из их-то среды при Наполеоне и Реставрации и вышли самые рьяные дельцы капитализма и защитники собственности. То же явление происходило и позже в многочисленных коммунистических общинах, особенно в Австралии и Америке.Они или богатели и тогда "декоммунизировались", превращаясь в капиталистическое товарищество, допуская неравенство, нанимая часто рабочих и т.п., как случилось с шекерами, гармонистами, с коммунами: Зоар, Аврора и Бе 67 Каутский: Ib., 208-211. 68 См.: Taine: Les origines, T. III. Revolution. Livre troisieme, 289-379, 360-364 и passim: Les 392 тель69, или переходили в собственность ловких членов, или беднели и распадались70. То же самое видим и в новое время на истории социалистических и коммунистических партий. Есть ли хоть одна из них, которая провела бы фактически эти принципы в пределах своей партии для начала? - Нет. Всюду здесь царит неравенство71. Реальность это бульварная скамья |
|
|
|