Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Плодотворное сочетание методов современной социологии и истории религии позволяет увидеть в торжественных шествиях Мисс Америки нечто большее, нежели просто широко реклами руемые средствами массовой информации развлечения и празд нества. Разумеется, это тоже есть, но не только это. Мы находим здесь массовое культовое действо, изобилующее разнооб разными древними ритуальными атрибутами и свидетельствующее о том, что Она занимает все большее место в коллектив ной американской душе.

Эта молодая женщина — конечно, сама того не сознавая, — символизирует нечто превосходящее ее самое. Мисс Америка символизирует Ее — первообраз, стоящий за многими дру гими образами. В этом она подобна Мадонне, которая является в разных обличьях — как Лурдская, Фатимская или Богоматерь Гвадалупе, — но всегда узнается как Мадонна. Так же узнаваема и Она.

Она вездесущая икона общества потребления. Рекламируя пиво, Она весела и простонародна. Рекламируя ювелирные украшения, Она сдержанна и изысканно шикарна. Но во всех этих явлениях Она безошибочно узнаваема. Со своей пышущей здоровьем улыбкой, откровенно сексуальным телом (которое официально считается девственным), окруженная всевозмож ными товарами, несущими ее изображение, Мисс Америка оли цетворяет жалкие порывы и противоречивые страхи своей куль туры. *И вот идет Она, твой идеал!»

Мисс Америка стоит в длинном ряду богинь, восходящем к Исиде, Церере и Афродите. На ее древнее происхождение ука зывает все — начиная от связанной с ней сложной системы сек суальных запретов и кончая символическими дарами, приноси мыми ей во время коронации. Но окончательно мы убеждаемся в этом, обнаружив, что в своей культуре Она играет столь же религиозную роль, что и Кибела — в своей. Да и сами их функ ции совпадают и состоят в том, чтобы создать надежную личную

идентичность для участников культа Н освятить некоторую систему ценностей.

Посмотрим, каким образом Она дарует идентичность поенчщенным, В своей книге «Второй пол" Симона дс Бовуар пишет, что «никто но рождается женщиной* 2 . Рождается существо женского пола, которое остановится женщиной» в соответствии с образцами и смыслами, предлагаемыми культурой. В классичес кий период христианской цивилизации таким образцом в какой- то мере была Мадонна. В результате Реформации значение Марии в протестантской и особенно пуританской символической системе значительно уменьшилось или даже воасе сошло на нет. Некоторые утверждают, что это устранение образа Марии было следствием чрезмерного рвения и привело к существенному обеднению западной культуры, от которого она так и не смогла оправиться. Кое-кто даже полагает, что пресловутая неспособность американских писателей создать значительный женский образ (в американской литературе нет ни своей Федры, ни Анны Карениной) объясняется именно этим искусственным отсут ствием ключевого женского идеала.

Не вдаваясь в эту увлекательную тему, мы, однако, можем с уверенностью сказать, что сегодня немногие молодые амери канки, даже приверженные католицизму, находят в Деве Марии образ идентичности. Где же они ищут этот образ, кото рый — как убедительно показала Симона де Бовуар — им столь необходим? В большинстве случаев прототипом женскости, ко торую они йиляг в сбоил матерях, подругах и многочисленных героинях масс-медиа, служит Она.

В своей работе «Идентичность и жизненные циклы» Эрик Эриксон напоминает нам, что идентичность ребенка формиру ется не просто родителями, но родителями "сверх-Я". А Иначе гоноря, создавая собственную идентичность, девушка основыва ется не на образе матери, а на том образе, который был идеалом ее матери. И как раз здесь формативную роль играет то, что Фрейд назвал «идеологиями сверх-Я„. традициями расы и народа*. И тут тоже действует Она* наделяя идентичностью тех, кто — чаще всего бессознательно — воспринимает Ее воплощение женскости.

Чтобы осмыслить сложный психологический процесс, а результате которого юная американка становится участницей культа Ее и таким образом приобретает идентичность женщины, требуется подробно исследовать жизнь американских подро стков. Очевидно, что подобный анализ обнаружил бы некоторые поразительные аналогии с «дикими? обычаями, посредством ко торых посвященные мистериальных культов участвовали в ма гической жизни своего божества.

Мучительный ежевечерний ритуал молодых американок, состоящий в накручивании волос на металлические трубочки,

1 У 0

привычному человеку вряд ли напомнит ритуал, существующий у некоторых африканских племен, где мужчины надрезают себе кожу на руках, чтобы уподобиться своему тотему — тигру. Но с точки зрения антрополога, эти два способа подражания своему божеству различаются только тем, что для африканцев мучение кончается после инициации, а для американок оно должно по вторяться ежевечерне. Такая роскошь доступна лишь культуре, которая оставляет человеку много свободного времени.

Дли анализа второй функции культа Ее, которая заключается в отражении и поддержании определенной системы ценно стей, полезно вспомнить о роли Мадонны в христианской культуре XII— ХIII веков. Подобно тому как Мадонна выражала и освящала идеалы эпохи, создавшей Шартрский собор' (jto ясно увидел Генри Адаме**), точно так же Она символизирует цен ности и устремления общества потребления. (Не забудем, что коронация Мисс Америки происходит не в политической столице, а в Атлантик-сити или Майами-бич, т.е. в центрах развлечения и потребления,) Кроме того, Она вполне может быть использована в корыстных целях. Если раньше люди платили золотом за то, чтобы Мадонна благословила их сомнительные предприятия, то сегодня Мисс Америка предоставляет свою драгоценную благосклонность — за определенную плату — изготовителям часов, холодильников и бритвенных лезвий. Хотя в ее честь не строятся соборы, однако без Нее не могло бы устоять никакое здзнне массового внушения. Ее стилизованное изображение маняще улыбается нам со страниц журналов и телеэкранов, обещая блаженство в раю потребителей.

Она — отнюдь не Мадонна, Она даже в некоторм роде анти-Мадонна. Она зеркально отражает добродетели, традиционно связанные с Марией, — бедности, смирение, жертвенность. Она поразительно противоположна Марии, особенно той, которая предстает перед нами у Лукн <1;4б— 55). Мисс Америка вовсе не дает благ алчущим, а вместо этого участвует в бесконечных по шлых телерекламах. Она возвышает сильных, превозносит бога тых, а голодных отпускает ни С чем, внося в их жизни еще больше отчаяния. Таким образом, Она поддерживает и концен трирует в себе существующую систему ценностей. И на соци альном, и на политическом уровне Она действует как богиня независимо от того» так ли это на самом деле.

• Знаменитый готический собор во французском городе Шаргр, посвященной Мадонне. Был построен в XII—XIII вв.

•• Гекрн Брукс Адаме 1IR3B— 1918) — амерн*анекий историк и писатель, автор литературно-зстетического исследовании средневековой Франциской куль туры -Гора Сен-Мишель к Шартр» (1904) Работа написана с позиций пуритан-

Забавно, что протестанты почти вовсе не заметили расцвета культа Ее, в то время как католики no крайней мере обнару жили понимание важности этого явления. Во многих местах ка толическая церковь не разрешает своим членам участвовать в конкурсах красоты, и эта мера продиктована не одним только ханжеством. Любопытно, что исторически протестантизм осо бенно упорно противостоял женским культам, в то время как католицизм неоднократно успешно приспосабливал и использо вал существовавшие д разные исторические периоды языческие культы.

Если справедливо прецпоюженис о том, что Она во многом функционирует как богиня, тогда культ Ее требует серьезного анализа с позиций протестантской теологии. Все* что хоть отча сти функционирует в качестве божества, не будучи Богом, есть идол. Когда творцы Реформации и их последователи из числа пуритан сопротивлялись культу Марии, это делалось не из же ноненавистничества. Просто они отвергали все — будь то мужчина, женщина, животное, догмат или институт, — что хоть в малейшей степени ограничивало прерогативы, принадлежащие одному лишь Всемогущему Богу. Макс Вебер подчеркивает, что, когда пророки Израиля обличали культы плодородия, они не имели ничего против самого плодородия. Нужно протестовать не против сексуальности, а против ее культа. И разумеется, не против красоты, а против конкурсов красоты.

Поэтому возражение протестантизма против культа Ее дол жно основываться на понимании того, что Она есть идол. Она функционирует как источник ценностей, как то, что наделяет человека личной идентичностью. Но и ценности, которые Она олицетворяет, и идентичность, которую Она дарует, — неподлннные. Как и всякий идол, Ока в конечном счете сотворена нами самими и не может нас сплети. Блага, которые Она выдает за окончательное удовлетворение наших потребно стей, — физический комфорт, успех в любви, бесконечные развлечения w наслаждения — на самом деле никогда не приносят удовлетворения. Они порождают лишь бесконечное стремление вверх, ведут к еще более ненасытному стремлению и к невротическому цинизму. Пугающая социальная нестабильность, от ко торой Она обещает нас избавить, — увы! — не исчезает даже после того, как мы очищаем свое дыхание, кожу и подмышки Ее священными снадобьями. Она — безжалостная богиня, все больше и чаше требующая от человека доказательств верности. Как и сама королева товарного производства в условиях растущей экономики, сулимое Ею удовлетворение всегда будет маячить перед нами на полшага впереди.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Не религиозный акт делает человека христианином
Аналогичный времени монархии в еврейской истории
Подобно тому как мадонна выражала
Разговор о боге мирским языком прежде всего требует
Комитет в своем решении исходит из зрелости американ ского общества

сайт копирайтеров Евгений