Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

ь до сих пор живет за счет процентов от капитала, на копленного за долгую коистантиновскую эпоху. Но сам капитал уменьшился, и скоро все богатство иссякнет. Два века револю ций лишили Церковь политической власти, Просвещение подо рвало ее влияние на культуру, а *отмирность» современного го родского человека резко ослабила ее психологическое воздействие, так что Церкви, возможно» скоро придется вернуться на зад и начать все сначала. Но пока она все еще бредет вперед, не изъяв теологию из того багажа метафизики, за который она крепко держалась в первые столетия своего существования, и гордо неся представление о собственной важности, которое она приобрела в те времена, когда была официальным источником имперской идеологии.

Но всему этому пришел (или вот-вот придет) конец. Запад ная христианская цивилизация, основанная отчасти на библейской Вести, отчасти на поздней греческой философии и отчасти на языческих представлениях, завершила свое существование. Она все еще живет лишь в сознании неотомистских теологов и романтиков культуры. Миновала пора и того сплава проте стантизма и буржуазной культуры, который родился в XVII-XVI1I веках и переживает агонию в последние пятьдесят лет. По своей организации, теологии, связи с остальным миром сегодняшние институциальные церкви — всего лишь разбога тевшие и более лощеные отпрыски живших в прошлом веке ро дителей. Их организация (в основе которой приход по месту жительства) опирается на социальные принципы примерно 1885 г ., т,с, эпохи, когда не было в ходу автомобилей, отсутствовала регулярная железнодорожная связь и еще далеко было до индустриализации. До сих пор сохранившаяся одиннадцатичасовая воскресная литургия была приурочена в тогдашнем аг рарном обществе к промежутку между даумя дойками. Пропо ведь остается одним из последних жанров публичного дискурса, где наша культура не допускает ответа со стороны слушателей. В мобильном современном обществе, быстро движущемся к тому, что Самнер* назвал «тотальной индустриализацией*. Цер ковь стала реликтом патриархальной, аграрной, донаучной культуры.

И Церковь вовсе не сожалеет о своей роли представителя прошлого. Напротив, похоже, что ей эта роль нравится, В пери оды стремительных перемен и культурных изменений всегда ощущается острая потребность в институте, который воплощал бы образ «старого доброго времени* со всей его мнимой просто той, надежностью и устойчивостью. Поэтому сегодняшняя Цер ковь в США без устали напоминает американцам об их религи-

• Уильям Грэхэм Самлер (1840—1910) — американский экономист

214

озном наследии. Она гордится своими обветшалыми ритуалами и не забывает праздновать всевозможные годовщины, желательно с переодеваниями в старинные костюмы. Она крепко держится за все, что делает ее «старой верной Церковью», потому что ей нечего предложить тем, кто обращается к ней в поисках нового, с вопросом о будущем. Ранняя Церковь всегда смотрела вперед в напряженном и нетерпеливом ожидании последних дней и нового прихода Господа. Сегодняшняя смотрит назад, лелея воспоминания о первых американских переселенцах или об основании Первой церкви в какой-нибудь Тополиной Долине,

Анахронизм церковной позиции нигде не обнаруживается так разительно, как в жизни университета. Церковь предпри няла три попытки разрешить проблему американских универси тетов, и все эти попытки отличает стремление так или иначе вернуться к минувшему. Сначала Церковь стала основывать собственные колледжи и университеты. Это, конечно, попытка возврата к средневековью. Сама идея «христианского* колледжа или университета после распада средневекового синтеза утра- тила смысл. Эпитет «христианский* может быть применен к университету в том же смысле» что и к обсерватории или лабо ратории. Ни один из так называемых христианских колледжей, которыми богат Средний Запад США, не может теологически удовлетворительно объяснить, почему он по-прежнему носит столь странное наименование. Для этого могут быть убедитель ные исторические, социальные или даже эмоциональные при чины» но никак не теологические. Тот факт, что колледж был основан священнослужителями, что среди его преподавателей или студентов много христиан, что он обязательно имеет (или не имеет) собственную церковь, что часть его счетов оплачива ется конфессиональной организацией, — все это не может быть достаточным основанием, для того чтобы именовать какой-либо институт тем словом, которое Библия — да и то очень редко — применяет к последователям Христа. Идея развития в Америке системы «христианских университетов» потерпела крах еще до того, как начала осуществляться.

Потом церкви решили действовать через местное население и предложили особые формы работы конгрегациям, члены ко торых так или иначе включены в жизнь университетов. Это была вторая попытка, и она свидетельствует о гораздо более здравом и разумном подходе. Однако очень скоро обнаружилась и его несостоятельность. Оказалось, что у университетской публики совершенно иные интересы и ценности, нежели у живущих рядом горожан. Дело в том, что сотрудники н студенты универ ситета не просто жители того же города, хотя бы и временные: по существу они принадлежат к другому сообществу, несмотря на то что географически оно может пересекаться и отчасти со-

215

впадать с сообществом горожан. Постепенное осознание невоз можности установить отношения с университетской общиной через структуры приходской церкви имело большое значение- Оно показало, что церкви поняли главный принцип, определяющий жизнь общества в XX веке: наши функциональные взаимоотно шения внутри сообщества людей со сходными интересами стали для нас гораздо важнее, чем отношения внутри географически определенного сообщества. А это и есть важнейший признак того явления, которое мы называем урбанизацией. В большом городе люди оказываются членами групп, не обязательно связанных определенным пространством: их могут объединять работа, досуг, учеба, место жительства, выбор магазинов. Осознание этого факта церквами имело гигантское значение. Однако реакция — уаы! — оказалась глубоко ошибочной.

Церковь попробовала «прийти к студентам». Это знамено вало начало третьей фазы. Была сделана попытка пересадить на университетский кампус конфессионально организованную цер ковь (под видом клуба со столом для пинг-понга и с не слишком суровым пастором). Но это был все тот ^е старый спектакль с новыми декорациями. Предполагалось, что люди, носящие оди наковые конфессиональные ярлыки, будут с определенной ча стотой собираться под одной крышей и приводить интересу ющихся друзей, если при этом их не переманят «клубы* других конфессий (т.е. здесь действовали те же правила, что и в отношениях между приходскими церквами). Иногда такие сту денческие центры примыкали к зданию обычной церкви. В дру гих случаях студентам предлагалось самим искать местных « распределителей» религии с теми конфессиональными ярлы ками, к которым молодые люди привыкли с детства, В Детройте это называлось «верность марке*, С социологической точки зре ния, это почти та же модель, которая лежит в основе земля честв. Работающие среди Студентов пасторы из разных фондов образовывали университетский аналог пасторских советов, а за тем советов церквей, где в тысячный раз повторялись все те же старые анекдоты о баптистах и методистах, а разные группы приглашали друг друга в свои уютные гостиные послушать ^невероятно интересных* ораторов.

По мерс развития этого начинания требовалось все больше времени для координирования взаимодействия разных фондов и для выработки общих планов. Как и в родных городах студен тов, многообразие фондов создавало картину бурной жизни, о которой свидетельствовали всегда заполненные доски объявле ний. Но вся эта деятельность происходила внутри особого мира, существовавшего рядом с миром университета. Университетам это движение пользы не принесло: ведь в объединениях типа *дом вдали от дома» <на некоторых кампусах они прямо так и назывались) студенты одной конфессиональной «марки* строили

свои взаимоотношения за счет отношении, предлагаемых самим университетом.

Конечно, для многих контакты, возникавшие в этих «клубах*, были формой компенсации. Тот, кому не удалось при нять участие в издании университетской газеты, мог нажимать на кнопку копировальной машины, помогая выпускать какие-нибудь «Вести фонда имени Уэсли», Тот, кто по финансовым или этническим причинам не мог стать членом студенческого землячества, находил утешение в воскресных баптистских пикниках. Однако сама идея свидетельства и служения внутри уни верситета часто терпела неудачу. А вечно озабоченные дирек тора фондов были постоянно заняты, участвуя в конференциях то приходских, то университетских пасторов, координируя свою работу с деятельностью других фондов, бесконечно совещаясь, пытаясь обеспечить крышу над зданием, стоившим пятьдесят тысяч долларов, и объясняя официальным представителям своей церкви, почему в программах фонда участвует только 9% студентов пресвитерианской ориентации.

Мы все еще переживаем третью фазу этого поражения Цер кви. Правда, в последние годы появились и обнадеживающие явления: была отвергнута идея конфессионального деления н оставлена попытка согнать всех университетских студентов в организованные фондами центры. На некоторых кампусах по явились экуменические группы и общины студентов и препода вателей. Вселяет оптимизм идея малых групп, где организован ность сочетается с принципиальной открытостью, а также идея вовлечения самого университета, причем на его условиях- Кроме того, следует сказать несколько Слов в защиту двух христиан ских студенческих организаций, которые по-своему сохраняли элементы этого подхода даже в те времена, когда конкуриру ющие стороны пытались убедить студентов принять всерьез межконфессиональные дрязги. Я имею в виду две совершенно разные организации: Христианское братство «Интерварсития* и студенческую ассоциацию ИМКА/YWCA ".

Я отнюдь не пытаюсь защищать негодную теологию многих активистов «Интсрварситий, однако силу и упорство этой по- своему замечательной организации нельзя, как это часто де лают, объяснить просто тем, что она опирается на поддержку тупых и узколобых людей. На многих кампусах *Интерварсити& была единственной организацией, где христианское студенческое

• InierVamiy Christian Fellowship — межконфессиональная евангелическая организация. миссионерскую работу среди студентов США и Канады.

•• YMCA/YWCA — Young Men's (Women's) Christian Association — международна s организация -Христианская ассоциации молодых людей (женской молодежи)-; имеет студенческие отделение

III

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Где живут теологи
Для городской жизни это необходимо


Сейчас христианам следует поддерживать дальней шую секуляризацию американского общества

сайт копирайтеров Евгений