Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Итак, видимое множество людей не всегда может быть правильно описано терминами «толпа» и «масса»: все зависит от того, как организовано это множество – простейшим способом или более сложно, чем в толпе, и умеем ли мы эту сложность различать.

Например, наступающие войска обычно бывают планомерно организованы, хотя это может быть и незаметно неопытному глазу, тогда как отступающие войска, иной раз, потеряв управление, превращаются в толпы людей, объединенных одним желанием – как можно скорее покинуть поле боя. Поэтому сказать о наступающей армии как о «массе войск» – значит ограничиться только ее простейшей, количественной характеристикой. Сказать же об одной, наихудшей из форм отступления, что это «бегущая толпа» – значит совершенно верно указать на то, что множество людей в ней организовано простейшим способом, а именно, без разделения ответственности, только лишь солидарностью в цели и единообразием в способе деятельности.

Публику в зрительном зале или на футбольном стадионе отделяет от состояния толпы один признак – организованность расположения, привязка зрителей с помощью билетов к местам сидения. Иногда во время матча и всегда после него, как только зрители смешиваются, покидая свои места и направляется к выходам, публика преобразуется в толпу – в множество людей, объединенных солидарностью в цели и единообразием в способе деятельности.

Нередко мы сталкиваемся с не строгим употреблением слова «толпа» в значении «масса (народу)»; имеют в виду при этом не более чем простое скопление людей, обозримое множество, построенное как сеть анонимных соседств. Никакой другой организованностью случайная очередь, или простое пляжное многолюдье, или простое сборище зевак на базарной площади (замечательно описанное в рассказе А.П.Чехова «Брожение умов») не обладают и поэтому «толпой» как коллективным субъектом деятельности не являются..

Следовательно, мы можем столкнуться с двумя рядами случаев употребления термина «толпа». Во-первых, когда видимое скопление людей организовано простейшим способом – как сказано, без разделения ответственности, только лишь солидарностью в цели и единообразием в способе деятельности. Во-вторых, когда действительная организованность людей наблюдателю не понятна или им пренебрегаема, и он усматривает в скоплении людей не более чем толпу. Например, организованных забастовщиков, чтобы унизить, нередко называли «толпой бунтовщиков». Подчеркнем еще раз, что тесное скопление людей, если они не связаны между собой солидарностью в действии, не составляет толпы в строгом смысле этого слова. При этом любые общности могут быть охарактеризованы как массы, если существенным в них представляется количество, энергия и плотность.

2.

Исторически скопления людей в такие общности, для описания которых термин «толпа» является исчерпывающе полным, возникали обычно под влиянием чрезвычайных обстоятельств – социальных или природных стихий, которые внезапно разрушали устойчивые формы социальных взаимодействий. Ни народные собрания в античных полисах, ни общественные ирригационные или строительные работы или воинские ополчения в ранних цивилизациях не были простыми толпами: это примеры пусть временных, но регулярно возобновляемых и правильно организованных (институциональных) общностей. Трудно сказать, были ли ритуальные скопления людей – такие, например, как многолюдные культовые собрания у храмов в эпоху Древности в Египте или Месопотамии – структурированы более сложно, чем это присуще массовой толпе. Безусловно, однако, что религиозно-гражданские ритуалы в городах Древней Греции или в Риме, включавшие уличные шествия и танцы, несение идолов и театральные представления, выполнялись не толпами, а хорошо организованной городской общиной (полисом).

В целом следует сказать, что организация жизни в обществах прошлого, начиная с самых ранних, обычно основана на структурах разделенной ответственности – семейно-родовых, государственно-правовых, корпоративных. Эти объединения людей более сложные, чем те, что основаны на единообразии в действиях и простой солидарности анонимного соседства. Массовидная толпа для них – это исключение, эксцесс, опасное и нежелательное социальное образование, возникающее в ситуациях войн, катастрофического голода и эпидемий, восстаний, стихийных бедствий или других общественных невзгод.

Второй, кроме сбоев в правильной организации жизни, важнейшей общей предпосылкой для толпообразования должно было быть достаточно плотное проживание людей, достижимое лишь в городах. Рим, крупнейший город Древнего мира, в этом смысле – наиболее продуктивный случай. Теснота – характерное свойство древнеримского городского пространства, а римские толпы – наиболее известные примеры этого рода массовидных образований в Древности. «Римская «форма жизни» обладала определенными структурными особенностями, – пишет историк Древности Г.С. Кнабе («Древний Рим – история и повседневность»). – Древняя римская прямая демократия предполагала физическое присутствие всех граждан при решении дел общины», «теснота воспринималась… как одно из частных, но вполне ощутимых проявлений демократической полисного общежития, простоты и равенства и в этом смысле как ценность», «стихия римлян – плотное и бодрое многолюдство, неотделимое от деятельности, движения, энергии». Однако, римское плотное многолюдство – это еще не толпа, хотя римские авторы используют слово populus в значениях как «народ», так и «толпа»:

…мнет нам бока огромной толпою

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Три дня флоренция была иллюминирована
За каждым недородом следовал массовый голод

сайт копирайтеров Евгений