Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Крепкой, иной по башке тебе даст бревном иль бочонком...

(Ювенал III)

«Здесь обращает на себя внимание не только теснота как таковая, но еще и особенность римской толпы – количество разнородных дел, которыми люди занимались одновременно на одном и том же ограниченном пространстве», – пишет Г.С. Кнабе, употребляя слово «толпа» в значении скученности, многолюдья. «Толпа» – в специальном смысле слова, как особая общность – рождалась в Риме из многолюдья тогда, когда общий интерес, страх, ликование или иной аффект на время отрывал людей от разнородных занятий, объединив на время «солидарностью в цели и единообразием в способе деятельности». Частота толпопорождения всегда возрастает в период социальных кризисов.

В эпоху, предшествовавшую образованию империи, политическая жизнь в Риме достигала необычайной остроты, собрания во время ежегодных выборов магистратов нередко переходили в вооруженные уличные столкновения. «В 53 году из-за консульских мест происходили настоящие битвы, так что консулы так и не были избраны», – читаем мы в книге по истории Древнего Рима. Далее в ней приводится такой случай. В начале 52 года недалеко от Рима на Аппиевой дороге случайно встретились следовавшие со своими вооруженными людьми два претендента на должность консула, выдвинутые противоборствующими сторонами. «Произошла ссора, перешедшая в свалку, в результате которой Клодий был убит людьми Милона. Убийство Клодия вызвало в Риме волнения. Толпа, в которой кроме плебеев было много рабов, возбужденная речами трибунов, друзей Клодия, торжественно перенесла его труп на Форум, в Гостилиеву курию (место сенатских заседаний), где был устроен погребальный костер; в результате возник пожар, во время которого сгорела курия. Толпы народа требовали мести за смерть Клодия».

Следующий пример образования толпы взят из события публичных похорон Юлия Цезаря на том же Форуме (Цезарь был убит 15 марта 44 г до н.э. сенаторами-заговорщиками во время заседания сената). Публичный ритуал сожжения умершего государственного деятеля по сути своей всегда предполагал скопление народа. Но для превращение этого скопления в толпу в данном случае требовалось дополнительное условие, а именно, убеждение народа в том, что произошло нарушение всеми почитаемого порядка. И в этом обстоятельстве масса людей черпала чувство своего права солидарно и единообразно выступить в защиту попранной справедливости. «В толпе, которая присутствовала на похоронах, было немало ветеранов и легионеров Цезаря, его клиентов и провинциалов, находившихся под его покровительством. Труп убитого диктатора был сожжен на Форуме, после чего возбужденная толпа направилась разрушать дома заговорщиков. С большим трудом удалось предотвратить погром и пожары». В этом фрагменте описаны два разных сгущения людей на площади: с начала – это упорядоченная традицией масса зрителей, участников похоронного ритуала, а затем – особого рода самоорганизованная и возникшая вне рамок принятого общественного порядка группа. Это и есть «толпа» в том смысле, которого мы будем придерживаться в дальнейшем изложении – действующая как коллективный субъект, анонимная по составу самоорганизованная группа, объеденная солидарностью своих членов относительно цели и единообразием в способе деятельности.

Европейское Средневековье – до его самого последнего периода, называемого эпохой Возрождения – мало располагало к толпообразованию. «Окруженный огромным миром, полным реальных и воображаемых опасностей, человек средневековья стремился уйти от этих опасностей, замкнувшись в собственном доме, – пишет А.Л. Ястребицкая в книге «Западная Европа XI-XIII веков». – Публичность античного быта эпохи, когда основную часть времени гражданин (во всяком случае, мужчина) проводил на улице /…/ – эта публичность отошла в прошлое вместе с просторными городскими площадями, открытыми театрами и местами заседаний совета, портиками и аллеями, где, прогуливаясь, философы наставляли учеников. В средние века быт организуется вокруг дома, хотя, конечно, дома были весьма различными/…/». Низкая плотность средневекового, почти везде крестьянского, населения, численность которого в Италии и других странах Западной Европы достигла античного уровня лишь к XIII веку, в целом не способствовала образованию людских масс, способных действовать как толпы.

С точки зрения массовых эксцессов можно было бы обратить внимание на такие редкие в историческом масштабе эпизоды как крупные крестьянские восстания. Но лишь расцвет позднесредневековых городов в XIV- XV вв. вернул массы и толпы в социальную историю. В ряде случаев речь идет о нищенствующих жителях средневековых городов. «Особенно много нищих появляется /…/ с XIV века, когда средневековая экономика начинает перестраиваться на новых основах и когда в ряде мест феодалы сгоняют крестьян в земли, предпочитая зависимому барщиннику наемного батрака. – пишет Ястребицкая. – В городах, особенно бурно развивавшихся в этот период, ниже прожиточного минимума находились /…/ от четверти до половины жителей».

И все же в эпоху Ренессанса массовость была связана не только с бедностью, но и с богатством, она была порождена самими формами публичной жизни городов, понимавших себя как коммуны, политически управляемые избираемыми властями. Выборы, борьба партий и групп, торжественные церемонии по различным поводам общегородского значения, а также практически непрерывные войны между городами и внутренние гражданские конфликты этой кризисной эпохи создавали среду, всегда чреватую специфическим для города площадным многолюдьем государственных церемоний, военных приготовлений, мятежей и переворотов, зрелищ и карнавалов.

Флоренция – крупнейший город, своего рода столица итальянского Возрождения. В 1406 году завершилась успехом осада флорентийскими войсками города Пизы, ближайшего к Флоренции морского порта в устье реки Арно. «Известие о захвате Пизы было встречено в городе с великим торжеством, – читаем у М.А Гуковского в кн. Итальянское Возрождение, – три дня Флоренция была иллюминирована, в ее главных церквах проходили благодарственные молебны, на площадях были проведены правящими гражданами три пышные воинские соревнования – так называемые джостры, на которых собирались громадные толпы зрителей и где богатые дамы гордо щеголяли невиданной роскошью своих расшитых золотом и драгоценностями платьев, на глазах всего народа нарушая все и всяческие законы против роскоши, так часто издававшиеся правительством». Редкий случай мирно настроенной толпы.

Выдающийся ренессансный гуманист, флорентинец Франческо Гвиччардини (1483-1540) в своей «Истории Флоренции (1509)». описывает действия городской толпы, решившей судьбу знаменитого доминиканского монаха-проповедника флорентийца фра Джироламо Савонаролы в 1498 году. Неожиданная и яростная вспышка народного возмущения человеком, еще недавно пользовавшимся почетом и любовью в городе, неожиданный стремительный перенос предмета агрессии толпы, роль личностей, способных сопротивляться увлекающей ярости этого сообщества анонимов – все это запечатлено в следующем описании погрома.

«После убийства [толпой ] Франческо Валори и разграбления его дома ярость народа обратилась на Паолантонио Содерини /…/; к его дому устремилось тогда много честных людей, которые не питали а Паолантонио такой ненависти, как к Франческо, – их послала туда Синьория, чтобы предотвратить беду; народ был усмирен; а если бы его не обуздали, то был бы нанесен величайший вред городу и положение в нем сильно ухудшилось/…/. Потом толпа вернулась в Сан Марко, который защищался очень отважно, и там, по-моему, выстрелом из арбалета выбили глаз у Якопо де'Нерли, который в этой смуте возглавлял партию, враждебную монаху, и имел огромное число сторонников среди юношей, носивших оружие, и среди многих недовольных; наконец, после нескольких часов борьбы, они силой ворвались в Сан Марко, схватили и повели во Дворец фра Джироламо, фра Доменико и фра Сильвестро из Флоренции, который, хотя и не проповедовал, был близок к фра Джироламо, и, как считалось, знал все его секреты.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В случаях массового недорода массовый кризиса
Флоренция городов истории

сайт копирайтеров Евгений