Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

Борьба за власть, за справедливость, за выживание (например, в случаях массового недорода), за веру или по другим чрезвычайным обстоятельствам, которые касаются множества людей, происходящая в формах случайных выплесков социального напряжения – это явный признак общественного, культурного, кризиса. Древний Рим периода гражданских войн – это Рим кризиса республики. Войны и внутренние конфликты итальянских городов обозначают кризисное пограничье между жизненными укладами Средневековья и Нового времени. В других землях Европы установление основ Нового времени также прошло через полосу тяжелейшего кризиса сер. XVI- сер. XVII вв., воплотившегося в религиозных и светских войнах, в распаде сложных общественных и экономических структур, который сопровождался обильным произрастанием простейших массовидных агрегаций.

«Тридцатилетняя война имела страшные хозяйственные, экологические и цивилизационные последствия», – пишет о первой общеевропейской войне 1618-1648 гг. философ и историк культуры Э. Ю. Соловьев в кн. «Прошлое толкует нас». (Стоит обратить внимание на то, как в его описании возникает слово «массовый» – в значении простейшей из форм человеческих ассоциаций, а также в значении множеств, характеризуемых сходством, однотипностью поведения людей (далее цитируем с сокращениями, выделяя курсивом слово массовый): «Немецкое земледелие было подорвано./…/Прекратили свое существование целые отрасли ремесла. За каждым недородом следовал массовый голод./…/. Убийства, голод, эпидемии и, наконец, вызванная войной массовая эмиграция почти вдвое сократили население Германии. Немецкие университеты. еще недавно лучшие в Европе, почти прекратили свою деятельность. Повсеместно закрывались церковно-приходские школы. Богатые библиотеки и художественные собрания были либо уничтожены, либо вывезены из страны. Война, наконец, привела к массовой деморализации и росту преступности». Современный автор свободно пользуется термином «массовый» там, где его исторические предшественники выражались иначе. «Бедствия в Германии, – писал по тому же поводу выдающийся немецкий поэт, драматург и теоретик искусства Фридрих Шиллер (1759-1805), – достигли столь крайнего предела, что миллионы языков молили лишь о мире, и самый невыгодный мир казался им благодеянием небес».

Опыт Шиллера, мыслителя эпохи Нового времени, склоняет его относиться ко множеству людей как арифметической сумме индивидов. Шиллер видит в любом множестве не массу, но сумму индивидов. Каким бы большим не было число людей, переживавших историческую сходную судьбу, каждый человек, с этой точки зрения, неповторим, он приходит в общую беду своим путем и уходит из нее, если может, тоже один, на собственный страх и риск. Общая судьба, ставшая единой для множества и превратившая множество людей в их многочисленное единство, массу, действующую как один исторический субъект – такого еще ни в опыте, ни в сознании Шиллера и его современников не было и быть не могло. Исторический опыт коллективного действия масс сложился сначала в ходе Великой французской революции (1789-1799 гг.) и был многократно умножен социальными конфликтами, революциями и войнами XIX и XX веков. Только под влиянием этого нового опыта слово «масса» («массовый») приобрело широкое употребление, стало едва ли не ключевым для характеристики социальных явлений и событий новейшей эпохи: это привычные нам массовые зрелища, массовое искусство, массовые издания и массовые коммуникации, массовый спрос и массовое производство, массовые увлечения и места массового отдыха, массовые конфликты и оружие массового уничтожения массовые страхи и массовые ликования, массовые протесты и другие массовые акции и т. п. Нет смысла пытаться перечислить все.

 <<<     ΛΛΛ   

Найдорф М. К понятиям толпа и масса социологии 11 барышни
Становится специальным понятием

сайт копирайтеров Евгений