Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

На ниву шумный рой летит.

Несмотря на то, что толпа состоит из множества индивидов, она обычно физически обозрима, и описывается в действии как его единый субъект. В приведенных примерах толпа «жужжит» за обедом, «валит» в гостиную, «мазуркой занята», «не видит ничего». В литературе встречаются выражения, типа, «орущая (галдящая, вопящая, разъяренная, притихшая) толпа», толпа может «стоять неподвижно», «застыть», а может, врываться куда-то, бежать, течь, заполнять собою пространство – храма, дворца, улицы или площади. В разных случаях толпу описывают как внимающую или ждущую, безразличную или агрессивную, паникующую или пассивную. Толпа может угрожать и быть преступной – грабить, врываться, захватывать, забить до смерти. Толпа может спасти, отбить жертву у насильника, палача. Политическая толпа стала решающим фактором ряда «бархатных» или «цветных» революций последнего десятилетия. Но и в этом случае речь идет обязательно о физически зримой, реальной уличной толпе.

Слово «масса» преобразуется в социологическое понятие (в смысле человеческой «массы») во второй половине XIX века, когда толпы становились политически все более значимыми и попали в поле зрения складывавшейся тогда науки об обществе. При этом за словом «толпа» сохранилось значение фактического скопления людей, тогда как слово «масса» стало приобретать свойство научного термина, обозначающего особый класс человеческих общностей. Например, когда французский философ Огюст Конт (Conte, 1798-1857), которого считают отцом современной социологии, использует наряду с терминами «народ», «класс», «пролетарии», термин «пролетарская масса», он имеет в виду, разумеется, не ту или иную конкретную толпу, но физически необозримую совокупность людей, связанных между собой признаком их принадлежности к пролетариату.

Другой классик социологии Эмиль Дюркгейм (Durkheim, 1858-1917) применяет термин «масса», когда говорит о гипотетически простейшей форме общности, основанной на абсолютном сходстве ее членов («О разделении общественного труда»): «Если попытаться мысленно установить идеальный тип общества, у которого связь зависела бы исключительно от сходств, то должно представить его себе как абсолютно однородную массу, части которой не отличаются друг от друга и, следовательно, не приложены друг к другу, которые, словом, лишены всякой определенной формы и организации. Это была бы настоящая социальная протоплазма, зародыш, откуда возникли все социальные типы. Мы предлагаем назвать характеризованный таким образом агрегат ордой». «Масса», таким образом, становится специальным понятием, отражающим наиболее простые формы человеческих ассоциаций (лат. associatio – соединение), которые в классическую эпоху социологии считались преодоленными самим ходом общечеловеческого развития.

Понятия «толпа» и «масса» оказываются связанными, но не синонимичными: толпа – всегда физически цельное, видимое и действующее множество людей, масса – понятие, характеризующее любое множество людей, взятое простейшим способом, с точки зрения его количества (энергии) и плотности. «Масса» может быть частичной характеристикой толпы, но не только. Такие скопления людей, которые постоянно образуются на вокзалах, торговых площадках, на людных пляжах и т.п., не будучи толпами, могут быть описаны как массы. С другой стороны, «масса» может быть характеристикой множеств, не имеющих вида физически зримой общности (масса читателей, зрителей, слушателей и т.д.). На практике, однако, слова «толпа» и «масса» часто используются весьма нестрого, иногда как простые синонимы.

Употребление слова «масса» в значении неразличенного множества встречается повсеместно, включая и тексты самого Дюркгейма. Например, сравнивая частоту самоубийств в северной и центральной частях Франции, Дюркгейм говорит о них суммарно, как о «двух областных массах населения», намеренно оставляя за рамками рассмотрения их состав и качественные различия. В этом случае «масса» употребляется не как социологическое понятие, а как результат простого сложения не подлежащих учету однотипных элементов; точно так же о массе как о неопределенной сумме говорят, указывая на массу открывшихся возможностей или массу подробностей какого-либо происшествия, говорят о массе машин, кафе и магазинчиков на улицах или массе впечатлений и т.п.

В период «войн и революций» XIX века и до конца Второй мировой войны 1939-1945 гг. понятие социальной «массы» чаще всего относилось к пролетариату – наименее структурированной части буржуазного общества, с которой связывали свой политический интерес идеологи коммунизма. «Революционная пролетарская масса есть, – писал Л.Троцкий в статье «Пролетариат и революция». – Нужно уметь единовременно на всем пространстве России вывести эту массу на улицы и сплотить ее общим кличем». Безусловно, «пролетарская масса» для Троцкого здесь – не просто констатация того, что в России имеется множество пролетариев, но социологическое понятие, описывающее известным образом обособленную физически необозримую, но реально существующую ассоциацию людей. В коммунистической лексике обращает на себя внимание нередкое употребление слова «масса» во множественном числе. «Надо всеми силами собирать, проверять, изучать… объективные данные, касающиеся поведения и настроения не отдельных лиц и групп, а масс»,- писал В.И.Ленин; «… к массам надо научиться подходить особенно терпеливо и осторожно, чтобы уметь понять особенности, своеобразные черты психологии каждого слоя, профессии и т.п. этой массы».

Чередование форм множественного и единственного числа слова «масса» в этой фразе указывает на то, что для Ленина не только пролетариат, но и другие социальные группы и профессиональные слои были интересны политически прежде всего как различные «массы», т. е. как простые формы человеческих ассоциаций, подлежащие революционной мобилизации или, как мы знаем из позднейшей истории, массовому преследованию и уничтожению. Во второй половине ХХ века понятие «масса» стало широко использоваться для описания людских множеств, объединенных признаком сходного действия или сходных взглядов, но не имеющих физически обозримого воплощения. Стало принято говорить о массе болельщиков данной команды, массе покупателей данного товара, массе читателей данной книги или газеты, массе вкладчиков, радиослушателей, посетителей, сторонников, участников чего-то и т.п.

Таким образом, понятие «масса» описывает самую простую форму человеческих ассоциаций, все случаи множеств, характеризуемых сходством, однотипностью поведения людей, а также их личных свойств, которые проявляются в рамках этих массовых ассоциаций и взаимодействий. Понятие «масса» характеризует также мощность этих множеств, с точки зрения их численности и плотности скопления на определенной территории.

Как известно, массы – только один из типов человеческих общностей, среди которых различимы, например, такие как семья, формальные и неформальные организации, партии, союзы и другие политические институты, включая государство, которые организованны иначе, чем массовые общности. Где, как и почему образуются такие массовидные агрегации, в чем состоят создаваемые ими психологические и социальные преимущества для отдельных индивидов и групп в целом, каковы созидательные и разрушительные возможности масс, наконец, как возможны массовые цивилизации – все это поле проблем для целого комплекса гуманитарных наук. Среди проблем, связанных с исследованием причин и условий массообразования – в той части, где они обоснованы представлениями людей о мире и себе в этом мире, составляют содержание задач культурологии масс и массовых обществ.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Теснятся барышни к татьяне мужчины гостиную
Множество людей в ней организовано простейшим способом

сайт копирайтеров Евгений