Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Татарское религиозное и национальное меньшинство естественно прежде всего боится национализма большинства и связанных с ним тенденций к приданию религии этого большинства государственного, официального характера. Поэтому совершенно вне зависимости от своих общих социально-политических ориентации (мы видели, что в отношении к социализму и свободному рынку и демократии особых различий между татарами и русскими нет) и вне зависимости от характера собственной религии (хотя ислам относится к другим религиям относительно терпимо, идеи равенства религий ему чужды в большей степени, чем христианству), оно апеллирует к светским и демократическим ценностям, которые все же разделяются большинством русских.
3
Ислам для татар - важнейший символ национальности и важнейшая ценность, которую татары готовы отстаивать от "русско-православных" поползновений на официальную роль православия. 98% татар хорошо относятся к исламу. 59% безоговорочно выбирают для него характеристику "терпимый", те же 59% - "гуманный", 55% - "миролюбивый", 47% - "прогрессивный", 44% - "способствующий развитию культуры", 27% - "способствующий демократии" (обратим внимание на иерархию выбираемых положительных характеристик, в благоприятном влиянии на культуру и демократическое развитие все-таки есть некоторые сомнения). Но как реально ислам воздействует на ценностные ориентации?

Ответить на этот вопрос - крайне сложно и однозначно на основании наших данных просто невозможно. Дело прежде всего в том, что социально-демографический состав группы татарских верующих отличается от состава всей татарской выборки. Так, в выборке лиц 18-29 лет - 20%, среди верующих - 14%, 30-39 лет - 20 и 19%, 40-49 лет - 19 и 11%, 50-59 лет - 12 и 27% и старше 60 лет - 26 и 35%. Лиц с образованием меньше 7 классов среди верующих - 26%, в выборке в целом - 18%, с высшим образованием - 11 и 15%. Также, как и среди русских верующих, среди татарских относительно меньше горожан и мужчин. Вычленить эти факторы мы не в состоянии. Поэтому мы можем лишь показать, с какими ценностными ориентациями связана у татар вера, но не можем четко сказать, где в этих особенностях ценностных ориентации - собственно влияние ислама, а где других факторов.

Естественно, что как и русские православные верующие татарские мусульманские демонстрируют более жесткую мораль, чем неверующие. Одновременно мораль верующих татар несколько жестче и строже, чем мораль верующих русских. Мы не будем приводить все ответы на моральные вопросы и ограничимся лишь несколькими примерами. Так, не согласны с тем, что люди должны пользоваться сексуальной свободой - 67% всех татар и 70% верующих. (У русских не согласны 57 и 60% верующих.) Согласны с тем, что в браке особенно важна супружеская верность, 84% татар и 90% верующих татар. (У русских - 72 и 77%.) В этих и других аналогичных моральных вопросах сказать, что в ответах верующих - от веры, а что просто от преобладания среди них людей старшего возраста и поколения, которое все - и верующие, и коммунисты-атеисты - имело более строгие моральные оценки, невозможно. Лица старшего поколения дают в ответах на них "отклонения" от средних ответов, сходные с "отклонениями" верующих.

Оптимизма у татарских верующих также больше, чем у русских. Так, счастливыми и "очень счастливыми" назвали себя 66% верующих татар (всех татар - 69%), несчастными и очень несчастными - 28% верующих (столько же, сколько и среди всех опрошенных татар). У русских счастливы и очень счастливы - 48% верующих и 51% всех опрошенных, несчастны и очень несчастны - 48 и 44%.

В какой-то мере верующие татары больше, чем не верующие, ощущают психологический и культурный барьер с русскими и стремятся этот барьер сохранить. Так, к бракам с русскими верующие татары относятся несколько хуже, чем не верующие. "Очень хорошо" относятся 5% всех татар и 3% верующих, просто хорошо - 57 и 50%. Согласны с тем, что переход из ислама в православие - личное дело, 61% всех татар и только 52% верующих. Заявляют, что они порвали бы отношения с таким человеком и что он должен быть наказан, - 5%. Среди неверующих и "колеблющихся" татар таких людей просто нет6. Верующие несколько хуже неверующих относятся к разным религиям и дают чуть более высокие оценки представителям мусульманских народов и чуть более низкие — западным. И снова мы не можем сказать, что здесь — от веры и что - от других факторов. Старики татары, например, вне зависимости от своей религиозности, относятся к смешанным бракам значительно хуже "среднего татарина" и даже хуже "среднего верующего татарина".

Естественно, что среди верующих татар еще больше (71%), чем среди всех опрошенных (61%), тех, кто полностью согласен с равноправием всех религий. Несогласных с этим - 4% верующих и 3% населения. (Среди русских несогласных - значительно больше - 17%, а среди верующих русских удельный вес несогласных поднимается до 26%.) Одновременно среди татарских верующих - несколько больше тех, кто за и "полностью за" привилегии для ислама - 21 и 18%. (Среди русских сторонников привилегий православия - на порядок больше - 56% среди верующих и 53% среди всех опрошенных.) Процент верующих, считающих, что шариат должен быть реально действующим законом, - совершенно ничтожен (3% верующих и 2% всех опрошенных). Но тех, кто считает, что требования шариата вообще не должны учитываться в законодательстве, среди верующих все-таки заметно меньше -29 и 34%.

В этой группе вопросов, более или менее непосредственно связанных с религией, различия позиций верующих татар и русских и особенно верующих русских -максимальные и больше, чем различия позиций "средних" татар и "средних" русских. Но из ответов на другие вопросы мы видим, что мусульманская религиозность у татар во многом связана с большим, а не меньшим, принятием "русских ценностей", большей лояльностью к российскому государству и русской нации и, как и православная религиозность у русских, с вполне советским "социалистическим" консерватизмом.

Так, "очень хорошо" относятся верующие татары к русским и православию даже чаще, чем неверующие, К русским - 37% верующих и 32% всех татар, к православию - 34 и 28%. Поразительно, но и "полностью против" привилегий для РПЦ среди верующих татар несколько меньше, чем всех опрошенных татар - 13 и 15%, Доверяют правительству - 40% верующих и 34% всех опрошенных, милиции - 53 и 47%, армии - 66 и 57%, РПЦ - 51 и 51%. Очень горды тем, что они - граждане России - 12 и 11%, просто горды - 46 и 45%.

За возвращение к советским временам - 12% верующих и 11% всех татар (для сравнения - 19% верующих русских и 16% всех русских), за то, чтобы как можно быстрее и дальше отойти от них - 5 и 6% (у русских - 5 и 7%). С тем, что распад СССР можно и нужно было предотвратить, согласны 57% верующих и 54% всех татар (у русских - 60 и 55%), с тем, что он был неизбежен - 23 и 32% (у русских - 24 и 30%). Считают, что их взгляды лучше всего выражает КПРФ, - те же 15% и среди всех опрошенных и среди верующих (среди русских - 17 и 15%), но готовы голосовать за КПРФ 21% опрошенных и 25% верующих (у русских - 19 и 17%). Все эти отклонения позиций татарских верующих от "среднетатарских" - в том же направлении, что и отклонения позиций русских верующих от "среднерусских" и вполне объяснимы особенностями социальной композиции этих групп. Специфически религиозный фактор здесь практически не просматривается.

Таким образом, во-первых, реальный, традиционный ислам в Татарстане, как и православие в России, очень мало, кроме специфических вопросов, связанных с религиозными правами верующих, где он объективно стоит за демократические ценности и противостоит православию, влияет на социально-политические и прочие оценки. Во-вторых, он, опять-таки, как и православие, прекрасно уживается с консервативными (в специфически "советском" смысле этого слова) и "лоялистскими" по отношению к России настроениями.

И тем не менее в одном и очень важном вопросе позиции верующих татар отклоняются от "среднетатарских" в противоположном, "антилоялистском" и сепаратистском направлении. И именно в этом вопросе они отклоняются и от позиции людей старшего поколения. Это - вопрос о будущем Татарстана. С тем, что Татарстан в будущем должен быть полностью независим и вне России согласились 21% всех опрошенных татар, в том числе 23% верующих, 16% колеблющихся и 18% неверующих, в группе лиц моложе 30 лет - 34%, а в группе лиц старше 60 лет - 15%. Это - очень интересное отклонение, на котором мы еще остановимся в дальнейшем.
4
Пока что мы видели статику татарского сознания. Чтобы попытаться проникнуть в его динамику и в какой-то мере представить себе его будущее, мы должны сравнить сознание молодых и старых татар. Разумеется, мы не можем сказать на основании наших данных, что в различиях сознания молодежи и стариков - от различия возрастов и исчезнет, когда теперешние молодые станут завтрашними стариками, и что - от различия поколений. Но можно предположить, что исчезнет далеко не все и, глядя на татарскую молодежь, мы все же в какой-то мере видим и татарское будущее.

Как и русская молодежь, татарская - менее религиозна, чем старики, но религиознее русской молодежи. Назвали себя верующими среди лиц 18-29 лет 22% русских и 50% татар (всех русских, как мы уже говорили, - 40%, всех татар - 60%). Сказали, что религия не играет никакой роли в их жизни 16% молодых и 10% всех татар (у русских - 32 и 25%). Но при этом роль новой религиозности у русской молодежи - больше. Воспитанными религиозно назвали себя 12% молодых русских (на 10% меньше, чем тех, кто назвал себя верующими) и 45% татар (на 5% меньше). При этом, несмотря на больший, чем у татар, рост религиозности молодежи в последнее время, различия в религиозности стариков и молодых у русских все же значительно заметнее, чем у татар. У русских верующими назвали себя 52% лиц старше 60 лет (на 30% больше, чем молодых), у татар - 66% (на 16% больше). У татар среди молодых людей 18-29 лет 73% говорят, что родители разделяют их религиозные взгляды, и те же 73%, что родители разделяют их моральные воззрения, у русских - 66 и 64%. Изменения в татарском сознании - более "плавные", эволюционные, чем в русском, разрыв между поколениями у татар - меньше, общество - более однородное и сплоченное.

Как и у русской молодежи, у татарской - менее жесткие, чем у стариков, моральные взгляды, но при этом, как молодые татары религиознее молодых русских, так они и моралистичнее их. Например, считают очень важной супружескую верность - 79% молодых татар, 84% всех татар, 65% молодых русских и 72% всех русских. Считают, что женщине, чтобы жить полнокровной жизнью, нужно иметь детей, 88% татарской молодежи, 92% всех респондентов татар, 76% молодых русских и 86% всех опрошенных русских. Считают полностью недопустимой ложь - 34% молодых и 51% всех татар и 19% молодых и 30% всех русских. Татарская молодежь ощущает себя более счастливой, чем лица старшего возраста. Очень счастливыми и счастливыми назвали себя 75% молодых татар и 69% всех опрошенных. Молодые русские тоже счастливее старших, но заметно несчастнее своих татарских сверстников. Среди них очень счастливы и просто счастливы 61%, а среди всех русских — 46%. Несчастных среди молодых татар - 18%, а "очень несчастных" нет вообще. Молодых русских несчастных - 29%, а "очень несчастных" - 5%.

Как и русская, татарская молодежь в целом более терпима и "открыта". Процент респондентов, выразивших хорошее и "очень хорошее" отношение к разным нациям у молодых татар выше, чем у стариков. Например, очень хорошее отношение к американцам выразили 21% татар в возрасте от 18 до 29 лет и 10% татар старше 60 лет (у русских - 17 и 7%), к немцам - 20% молодых и 6% стариков (у русских - 10% и у тех и у других), к англичанам - 18 и 6% (14 и 9%), к финнам - 20 и 4% (14 и 9%).

К русским молодые татары относятся значительно лучше старых. Среди татарской молодежи очень хорошее отношение к ним выразили 43%, среди стариков - 30%. (У русских "встречного движения" не заметно, русская молодежь относится к татарам даже чуть-чуть хуже, чем лица старших возрастов.)7 Очень хорошее отношение к бракам с русскими выразили 6% молодых татар и 0% старых, очень плохое - 4 и 16%. Согласились с тем, что переход кого-либо из ислама в православие - его личное дело, 76% молодых татар и 30% старых, сказали, что порвали бы отношения с таким человеком и что его нужно наказать - 5% старых татар и 1% молодых. Сказали, что были бы счастливы, если бы кто-то из их знакомых перешел из православия в ислам, 8% молодых и 22% стариков. Но одновременно с хорошим отношением к русским молодые татары высказывают и высокую степень национальной гордости. Так, очень хорошее отношение к татарам высказали 61% молодых татар и 49% старых. Ощущают себя прежде всего представителями своей национальности 39% молодых татар - меньше, чем стариков старше 60 лет (46%), но больше, чем всех опрошенных татар (35%).

Как и русская молодежь, молодые татары проявляют большую, чем представители старшего поколения, склонность к идеям свободного рынка и демократии. Но и в этих вопросах, как и в вопросах, связанных с религиозной верой, различия между позициями молодежи и стариков у татар — меньшие, чем у русских (45% татарской и только 35% русской молодежи говорит, что у них общие с родителями политические взгляды) и демократически-рыночные идеи у молодых татар несколько слабее, чем у их русских сверстников. Так, выбирают скорее свободу, чем равенство - 48% молодых и 35% стариков (у русских - 48 и 16%). Безоговорочно предпочитают частную собственность - 13 и У/о (у русских - 17 и 1%), государственную - 9 и 32% (5 и 33%). Безоговорочно согласны с тем, что надо установить большее равенство в доходах - 7 и 23% (у русских - 8 и 26%), с тем, что различия в доходах должны быть большими, ибо это способствует развитию инициативы - 14 и 11% (15 и 5%). За возврат к советским порядкам - 11 и 27% (у русских -5 и 36%), за то, чтобы как можно скорее и дальше от них отойти - 13 и 8% (19 и 5%). Считают, что КПРФ наиболее адекватно отражает их точку зрения - 11 и 17% (у русских - 3 и 28%).

Считают, что распад СССР можно и нужно было предотвратить - 48% молодых татар и 62% стариков (у русских - 37 и 73%), что он был неизбежен - 45 и 15% (55 и 14%). Думают, что Россия должна быть не супердержавой, а нормальной страной - 50 и 34% (у русских - 46 и 35%), что страны СНГ - нормальные страны, такие же, как Россия - 50 и 28% (у русских - 41 и 33%). Очень горды, что они - граждане России -13 и 15% (у русских - 23 и 35%), горды, но не очень - 45 и 48% (44 и 41%), не горды -27 и 18% (25 и 23%), совершенно не горды - 13 и 1% (10 и 7%).

Полагают, что Татарстан и дальше будет в составе России, 23% молодых и 30% стариков, что напротив, он станет полностью независимым государством — 34 и 15%.

Мы снова вернулись к цифрам, характеризующим отношение к независимости. Мы видим, что молодежь значительно больше за независимость Татарстана, чем "средние татары" и чем старики, несмотря на то, что психологические и культурные барьеры между молодыми татарами и русскими значительно меньше, чем у людей старшего поколения, и отношение молодых татар к русским лучше. Молодые - скорее за независимость, несмотря на то, что они же более спокойно смотрят на татарско-русские смешанные браки и даже на обращение татар в православие. Ясно, что этот "идейный" национализм и сепаратизм молодежи имеет происхождение отнюдь не в культурной и психологической обособленности, в традиционализме, который, как мы видели, прекрасно сочетается у старых верующих татар с лоялизмом в отношении российского государства. Напротив, этот сепаратизм скорее связан с большим усвоением молодежью демократических ценностей. Молодые скорее - за право Татарстана на независимость несмотря на то, что они также скорее допускают право татарина перейти в православие и жениться на русской, и именно потому, что они склонны признавать эти права. Идея независимости усваивается вместе с демократическими идеями, как одно из разного рода "свобод", "равенств" и "прав" - право на самоопределение.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Мы сопоставили ответы живущих в татарстане татар с ответами русской части общероссийского опроса
Русско православных

сайт копирайтеров Евгений