Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Большая религиозность и большая традиционность татар сочетается с их более строгими и традиционными моральными оценками.

Так, согласны с тем, что родители должны делать для детей все, что в их силах, даже ценою собственного благополучия, 53% русских и 66% татар, что дети обязаны любить родителей вне зависимости от их достоинств и недостатков - 74 и 86%, что в браке очень важна верность супругов - 72 и 84%, что в браке очень важно иметь детей - 63 и 73%. Не согласны с тем, что должна быть свобода сексуальных отноше ний - 57% русских и 67% татар, не согласны с тем, что институт брака устарел - 73 и 82%. Считают, что женщина, не имея детей, не может жить полнокровной жизнью — 86% и 92%, при этом одобряют женщину, родившую ребенка вне брака -40% и 32% и т.д.

Считают категорически недопустимыми аборты 10% русских и 35% татар, разводы - 4 и 33%, выгодную ложь - 30 и 51%, супружескую измену — 32 и 60%, взятки - 69 и 76%, проституцию - 63 и 75%, самоубийство - 58 и 77%.

Несколько более строгая и традиционная семейная мораль татар проявляется не только в их ответах на вопросы, оценках разных утверждений и ситуаций, но в какой-то мере и в поведении. Так, среди опрошенных русских разведенных или раздельно живущих с мужем или женой 14%, среди опрошенных татар - 7%, из русских респондентов не имеют детей 20% и имеют только одного ребенка - 34%, из татар - 19 и 27%.

Говорят, что работа для них "очень важна", 61% русских и 70% татар, "очень горды" своей работой 34% русских и 33% татар, совершенно не горды - 28 и 17%, верят, что упорный труд в конечном счете вознаграждается - 16 и 21%, заявляют, что работа является самой важной частью их жизни - 5 и 9%.

Татары несколько больше склонны доверять людям. Считают, что сейчас людям нельзя доверять — 78% русских и 76% татар, что доверять можно - 18 и 19%, что люди сейчас помогают друг другу меньше, чем раньше - 82 и 79%, больше - 3 и 5%.5

С возникающим образом более традиционного, сплоченного и "морально устойчивого" общества хорошо гармонирует и то, что татары в целом более довольны жизнью. Так, очень счастливыми называют себя 4% русских и 25% татар, просто счастливыми - 42 и 54%, крайне недовольными жизнью - 17 и 7%, очень довольными 4 и 17%. Ожидают, что через пять лет будут очень довольны жизнью, 8% русских и 23% татар, что будут очень недовольны - 9 и 5%. Пять лет назад были очень довольны 10% русских и 22% татар. Полностью довольны семейной жизнью 14% русских и 27% татар.

Русские проявляют также заметно меньший, чем татары, интерес ко всем сферам жизни, кроме политики. Как "очень важные" для них охарактеризовали семью 75% русских и 81% татар, друзей - 29 и 40%, религию - 10 и 31%, работу - 61 и 70%, даже досуг - 20 и 28%. И только в отношении к политике соотношение иное - как "очень важную" для них сферу жизни ее охарактеризовали 7% русских и те же 7% татар, а как просто важную - 20 и 19%. Степень готовности участвовать в разного рода политических действиях у русских выше, чем у татар. Например, сказали, что уже принимали участие в демонстрациях, 13% татар и 23% русских, что никогда не стали бы участвовать в демонстрациях - 59 и 45%, что уже участвовали в забастовках - 3% татар и 5% русских, что никогда не стали бы в них участвовать - 72 и 54%.

Относительно большее недовольство жизнью и ощущение себя несчастными русских, несомненно, объясняется не объективными причинами, каким-либо большим преуспеванием татар, а потерей нравственных ориентиров, моральным и идейным кризисом, охватившим русское общество после падения КПСС и распада СССР значительно больше, чем более традиционное и устойчивое, более погруженное в простые "человеческие" заботы татарское. Если все сферы деятельности, кроме политики, где особых радостей русские явно не испытывают, оцениваются ими как очень важные для них меньше, чем татарами, естественно, что и радостей от жизни они получают меньше. Тем более, что статус России в мире после падения СССР понизился, а статус Татарстана с его "суверенитетом", договором о разграничении полномочий с Россией и реально очень высокой степенью автономии, наоборот, повысился, что также не может не сказываться на общем мироощущении представителей этих народов.

"Аномическая" природа русской "несчастное", на наш взгляд, отчетливо видна при сравнении объективного экономического положения татар и русских и их "экономического самоощущения", субъективной оценки своего положения. По данным нашего опроса русские в среднем богаче татар. Так, лиц, чей семейный доход не превышает 500 рублей, среди русских респондентов - 16,8%, среди татарских — 18,2%, а лиц с семейным доходом от 3000 и выше у русских - 7,9%, у татар - 2,6%. Лиц с личным доходом до 500 рублей у русских - 43%, у татар - 52%, с личным доходом от 3000 рублей - у русских - 2,8%, у татар - 0,7%. Но различие в самооценках экономического положения у русских и татар - прямо противоположное. Более богатые русские считают, что их положение хуже среднего, значительно чаще, чем более бедные татары. Как хуже среднего - оценили свое экономическое положение 59% русских и 38% татар, как лучше среднего - 7 и 8%, как среднее - 30 и 52%. Недовольны своим материальным положением русские также заметно больше более бедных татар - полностью недовольны 28% русских и 17% татар, полностью довольны 2% русских и 15% татар.

И к богатству и деньгам более бедные татары стремятся несколько меньше, чем более богатые русские. Размеры зарплаты как важнейший фактор при выборе работы назвали 91% русских и 88% татар, а хороший коллектив - 4 и 8%. Определили экономический рост как важнейшую задачу государства 70% русских и 68% татар (при этом заметно чаще, чем русские, татары выбирают как важнейшую цель государства "движение к гуманному обществу" - 5% русских и 11% татар).

Мы уже говорили о том, что татары в громадной мере восприняли господствующую русскую систему взглядов (славянские братья русских оцениваются татарами много выше, чем их собственные мусульманские и тюркские братья) и изменение мировоззрения татар подчиняется в основном "русским ритмам" - победа коммунизма и атеизма у русских означала эту же победу у татар, то же самое - падение коммунизма и атеизма и обращение к религии и т.д. В социально-политической сфере (кроме группы вопросов, связанных со статусом Татарстана и национальным характером российского государства) это видно особенно четко. По "общим" вопросам почти никаких различий между татарами и русскими нет. Симпатии и тех и других практически одинаково разделены в соответствии с их социальным положением и объективными демографическими характеристиками между вспоминаемым с ностальгией социализмом и новыми идеями демократии и свободного рынка. Татары, пожалуй, только чуть-чуть больше симпатизируют социалистическому прошлому, что вполне соответствует их чуть более низким доходам и образованию и чуть более высокому удельному весу сельских жителей.

Так, считают, что в конечном счете свобода важнее равенства, 34% русских и те же 34% татар, что равенство все же важнее свободы - 42 и 47%. Безоговорочно за частную собственность - 4% русских и также 4% татар, за государственную - 21 и 20%. За то, чтобы предприятиями управляли частные владельцы - 14% русских и 10% татар, чтобы ими управляло государство - 20 и 15%. За возвращение к советским порядкам - 16% русских и те же 16% татар, за то, чтобы не возвращаться назад, но взять все лучшее у советской эпохи - 70% русских и 74% татар, чтобы как можно быстрее и дальше отойти от советских порядков — 8 и 6%.

И у русских, и у татар единственная партия, имеющая действительно массовую поддержку - КПРФ. Как партию, наиболее адекватно выражающую их взгляды, назвали КПРФ 15% русских и те же 15% татар, собираются голосовать за КПРФ -17 и 21%.

Иную картину мы видим, если переходим к вопросам, связанным с национальным и конфессиональным характером России, ее великодержавием и статусом Татарстана.

При всей колоссальной роли русской культуры и русских идеологических оценок в татарском сознании, татары, что вполне естественно, значительно меньше, чем русские, ощущают Россию своим государством. Так, из разных вариантов ответа на вопрос: "Представителем какой общности Вы ощущаете себя?" ответ: "представителем России" как первый выбор назвали 36% русских и 11% татар, как второй выбор - 33% русских и 19% татар. Ответ: "представителем своей национальности" выбрали соответственно 8 и 14% русских и 35 и 26% татар. Большую гордость в связи с тем, что они - граждане России испытывают 25% русских и 11% татар, некоторую гордость - 42 и 45%, не очень горды этим - 20 и 28%, совершенно не горды - 9 и 10%. 21% татар считают, что в конце концов Татарстан должен стать полностью независимым от России государством.

Естественно, что при этом среди татар меньше, чем среди русских, сторонников российского великодержавия. Так, считают, что Россия должна быть такой же сверхдержавой, какой был СССР и какой сейчас являются США, 51% русских и 43% татар, что страны СНГ - не нормальные жизнеспособные государства и не могут существовать без России — 46 и 40%, что, наоборот, это — такие же государства, как и Россия - 33 и 40%. Всякого рода "милитаристские" тенденции свойственны татарам также меньше, чем русским. Так, обороноспособность страны назвали в качестве первого и второго выбора из возможных важнейших целей государства 50% русских и только 37% татар, считают, что каждый здоровый молодой человек должен пройти через службу в армии, 39% русских и 36% татар.

Однако самые большие различия - в отношении к свободе совести и государственному покровительству религии.

С тем, что все религии должны иметь равные права, полностью согласились 26% русских и 61% татар, просто согласились - 37 и 32%, не согласились - 20% и 3%, полностью не согласились - 3 и 0%. С тем, что РПЦ должна иметь привилегии, полностью согласны 22% русских и 2% татар, просто согласны - 31 и 11%, не согласны -29 и 66%, полностью не согласны - 4 и 15%. С привилегиями для ислама полностью согласны 1% русских и 5% татар, согласны - 5 и 13%, не согласны - 55 и 60%, полностью не согласны - 21 и 13%. Считают, что в школе должно преподаваться православие - 13% русских и 2% татар (надо учесть, что среди татар в нашей выборке 7% - православные, а не мусульмане), что религия должна преподаваться по выбору родителей - 9 и 33%, что преподавать следует науку о религии - 42 и 32% и что вообще не нужно преподавать никакую религию или науку о религии - 20 и 24%.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Русскими нет молодых стариков
2 различие в отношении русских к татарам

сайт копирайтеров Евгений