Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

Национализм и сепаратизм, питающиеся у молодежи скорее общедемократическими идеями и ценностями, неизбежно ведут молодых татар к новой заинтересованности в исламе, как основе татарской культуры и идентичности. На наш взгляд, появление такой новой заинтересованности (а не просто удержания традиционных ценностей и традиционной веры) можно заметить, если сравнить ответы на некоторые вопросы татар 18-29 лет и татар 30-39 лет. В целом каждая следующая возрастная группа у татар - более религиозна, чем предшествующая, более молодая. И на вопрос: "Верите ли Вы в Бога?" "да" отвечают 66% татар 18-29 лет и 74% - 30-39 лет. Но в ответах на некоторые вопросы самая молодая группа "неожиданно" показывает не меньшую, а большую религиозность. Так, говорят, что религия для них - очень важна 21% лиц 18-29 лет и 12% лиц следующей возрастной группы, за преподавание религии в школе - 54 и 42%, полностью соблюдают пост месяца Рамадан - 12 и 8%, не употребляют, как это требует ислам, алкоголя - 34 и 14%, не едят свинины - 38 и 29%. Самые молодые чаще, чем 30-летние, выбирают и разные положительные эпите-ты ислама: "прогрессивный" - 43 и 35%, "терпимый" - 52 и 44%, "гуманный" - 50 и 49%, "миролюбивый" - 52 и 46%, "способствующий развитию культуры" - 38 и 35%, "способствующий развитию демократии" - 23 и 14%.

Молодые татары, которым больше, чем старикам, свойственно стремление к отстаиванию своей идентичности и к "статусному" равенству татар с русскими, к "идейному" национализму, не могут не обращаться в поисках этой идентичности к исламу. При этом они не могут не привносить в ислам своих ценностей и не сталкиваться с реальностью мусульманского традиционализма. Теоретически из такого столкновения может вырасти агрессивная исламская идеология, отрицающая традиционалистский лоялизм - тенденция, которую мы можем отчетливо видеть в северо-кавказских республиках. Некоторые, впрочем, очень слабые, признаки данной тенденции у татар, на наш взгляд, можно заметить. Как мы уже говорили, молодые татары в целом склонны лучше относиться к другим народам, чем старые. Однако среди них есть меньшинство, дающее самые плохие оценки, и меньшинство это - больше, чем у лиц старшего поколения. Например, хотя "очень хорошо" относящихся к евреям среди молодых татар больше, чем в выборке в целом (20 и 11%), среди них и больше тех, кто относится к ним "плохо" и "очень плохо" (21 и 16% и 7 и 4%) Далее, мы уже видели, что среди молодых — больше, чем среди всех опрошенных, тех, кто хорошо относится к бракам с русскими (68 и 62%). Но тех, кто проявляет негативное отношение к такому браку среди молодежи - не меньше, чем среди всех татар (плохое отношение — 20 и 19%, очень плохое — 4 и 7%) и значительно больше, чем в следующей за ними возрастной группе 30-летних - 8 и 2% (у молодежи значительно меньше тех, кто не знает, как ответить на этот вопрос - 6 и 11% в татарской выборке в целом). Есть крохотное меньшинство молодежи, считающее, что переход из ислама в православие должен наказываться. В возрастных группах 30-50 лет такого мень-шинства нет вообще. Среди молодых нет сторонников того, чтобы законодательство основывалось исключительно на шариате, но тех, кто считает, что оно должно учитывать требования шариата - заметно больше, чем в следующей возрастной группе (42 и 25%). Все это - очень маленькие "отклонения", но все они указывают в одном направлении, на появление небольшого агрессивного националистически-религиозного меньшинства8. Однако пока эта тенденция в массовом сознании татар, очевидно, очень слаба и, на наш взгляд, больше шансов, что заинтересованность мо-лодых татар в исламе приведет к иным следствиям. Татары - народ, который с конца прошлого века и до революции сочетал колоссальную тягу к европейской культуре, большую, чем у других мусульманских народов, "открытость" европейскому просве-щению с преданностью исламу. И это сочетание породило тогда наиболее "просве-щенную" и "модернистскую" форму ислама не только в Российской империи, но, очевидно, и во всем мусульманском мире9. И вполне возможно, что "на новом витке спирали" этот прерванный русской революцией процесс будет возобновлен10.

Примечания

1 Результаты наших исследований были опубликованы в работах: Kimmo Kaariainen. Religion in Russia after the Collapse of Communism. The Edwin Mellen Press, 1999; Киммо Каариашен, Дмитрий Фурман "Верующие, атеисты и прочие (эволюция российской религиозности)" // Вопросы философии. 1997, № 6; Киммо Каириачнен, Дмитрий Фурман "Люди на тающей льдине" // Вопросы философии. 1999. № I.

2 Различие в отношении русских к татарам и исламу и татар к русским и православию наиболее ярко видно в том, какие эпитеты выбирают респонденты для своей и чужой религии. Так, для ислама характе-ристику "прогрессивный" выбрали 5% русских и 47% татар, "реакционный" - 20% русских и 2% татар. Для РПЦ характеристику "прогрессивная" выбрали 25% русских и 35% (больше, чем русских) татар. "Реакциониая" - и русских и татар по 2%. "Терпимым" назвали ислам 9% русских и 59% татар. "Нетерпимым" -19% русских и 1 % татар. РПЦ "терпимой" назвали 45% русских и 35% татар, "нетерпимой" - 1 % и 3%.

3 Исследование, проведенное в ноябре 1998 года ВЦИОМ, получило схожую цифру - 5,7%. См. "Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены. Информация и анализ". 1999. № !. С. 87. Вообще результаты наших и вциомовских исследований религиозности, обобщенных в серии статей Б. Дубина в "Мониторинге", очень близки.

4 Если татары заметно больше, чем русские, верят в общие для обеих религий представления (рай, ад и т.д.), то разного рода "парарелигиозные" и "паранаучные" идеи пользуются у татар и русских приблизительно'одинаковой популярностью. Так, в астрологию верят 43% русских и 45% татар, в колдовство -47% и те же 47%. Правда, в переселение душ татары по каким-то причинам верят чаще, чем русские - 20% и 31%. . [

5 Возможно, с этим чуть более оптимистичным татарским взглядом на современных людей связано и то, что татары несколько больше, чем русские, доверяют любым общественным институтам - от правительства (25% русских и 34% татар) до телевидения (50 и 54%) и от милиции (28 и 47%) до европейского Союза (27 и 33%).

6 При этом ни один верующий татарин не считает, что надо как-то осуждать и наказывать человека, перешедшего из православия в ислам. "Золотое правило" этики - не делай другому того, что ты не хочешь, чтобы он делал тебе, во взаимоотношениях религий друг с другом действует очень плохо.

7 "Очень хорошо" относятся к татарам 11 % всех русских и тоже 11 % молодых русских, просто хорошо -73 и 68%, скорее плохо - 8 и 12% и "очень плохо" - 1 и 2%.

* Именное этом направлении эволюционировало отношение к исламу националистической татарской партии "Иттифак", в 1997 г. провозгласившей: "Мы, националисты-мусульмане, начинаем борьбу за создание исламского государства в Татарстане". См. Мухаметшин Р. "Ислам в общественно-политической жизни Татарстана", в сборнике: "Этиичиость и конфессиональная традиция в Волжско-Уральском регионе России", под редакцией А. Юнусовой и А. Малашенко. М., 1998. С. 26.

9 Наиболее полно история татарского просвещения и реформаторского мусульманского джадидского движения изложена в книге: Azade-Ayse Rohlich "The Volga Tatars (A Profile in National Resilience) "/Stanford, 1986. В громадной мере то соединение ислама с современным образованием, о котором мечтает и к которому призывает современный пакистанский мусульманский реформатор Фазлур Рахман, было уже осуществлено татарами, причем волны от татарского джадидского движения распространялись среди всех мусульманских народов Российской империи и за ее пределами.

10 Свидетельством того, что такого рода идеи живут в сознании современной татарской интеллигенции, может служить статья Р. Хакимова: "Евроислам" в межцивилизационных отношениях". НГ-религии. 23.10.1997. С. 4

 <<<     ΛΛΛ   

Все же разделяются большинством русских
Также русских

сайт копирайтеров Евгений