Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Необходимо отметить, что, несмотря на многие недочеты (в частности, недостаточную апробацию при разработке, малое число вопросов), тесты Бине и сегодня считаются одними из самых удач ных и наиболее адекватно измеряют интеллектуальное развитие детей. Именно при их использовании коэффициент интеллекта является достаточно постоянной величиной, в то время как у тес тов Векслера, которые представляют собой в определенной степе ни их модификацию, IQ может и изменяться в течение жизни.

Бине положил начало развитию тестологических исследова ний, и в течение сравнительно короткого отрезка времени (10-15 лет) было разработано большое число тестов, измерявших раз ные стороны психической жизни детей. Однако все эти тесты исследовали детей от 3 лет и старше и оставляли в стороне детей раннего возраста. Этот серьезный пробел был восполнен исследованиями известного американского психолога Арнольда Луция Гезелла.

А.Л. Гезелл – создатель Иельской клиники нормального дет ства, в которой изучалось психическое развитие детей раннего возраста – от рождения до 3 лет. Периоды младенчества и ран него детства были в центре научных интересов Гезелла в связи с тем, что он считал, что за первые три года жизни ребенок проходит большую часть своего психического развития, так как темпы этого развития наиболее высоки именно в первые три года, а затем со временем постепенно замедляются. На этой основе им была создана и периодизация психического развития, в которой выделялось три периода – от рождения до года, от года до трех лет и от трех до восемнадцати лет, причем первый период харак теризуется максимально высокими темпами психического разви тия, второй – средними, а третий – низкими.

Исследования Гезелла, в отличие от работ Н.М. Щелованова и его Лаборатории генетической рефлексологии, которая также изучала детей раннего возраста, были направлены не на анализ закономерностей развития психики в первые три года жизни, а на разработку нормативности этого развития.

В клинике Гезелла была разработана специальная аппаратура для объективной диагностики динамики психического развития маленьких детей, в том числе кино- и фотосъемка, «зеркало Гезелла» (полупроницаемое стекло, применяемое для объективного наблюдения за поведением детей). Он также ввел в психологию новые методы исследования – лонгитюдный (метод продольного изучения одних и тех же детей в течение определенного периода времени, чаще всего с рождения до подросткового возраста) и близнецовый (сравнительный анализ психического развития монозиготных близнецов). На основе этих исследований была вы работана система тестов и показателей нормы для детей от 3 месяцев до 6 лет по следующим показателям – моторика, речь, адаптивное поведение, личностно-социальное поведение. Моди фикация этих тестов (как и тестов Бине) лежит в основе современной диагностики психического развития детей.

Особая роль в развитии детской психологии в этот период времени принадлежит известному американскому психологу и социологу Джеймсу Марку Болдуину. Д.М. Болдуин был про фессором университетов Принстона, Балтимора, Торонто, Мехи ко и Женевы, а также президентом Американской психологической ассоциации (1897). Он был одним из немногих ученых того времени, кто считал необходимым исследовать не только позна вательное, но и эмоциональное и нравственное развитие ребенка. Он также настаивал на изучении личности не изолированно от общественного процесса, но внутри него, говоря о том, что соци альное окружение является не внешним условием, но внутренним фактором развития личности ребенка.

В своем произведении «Духовное развитие с социологической и этической точки зрения (исследование по социальной психоло гии)» (1913) Болдуин отмечал, что необходим диалектический подход к анализу духовного развития, т.е. изучение личности с социальной точки зрения и изучение общества с точки зрения личности.

Говоря о том, что в духовном развитии переплетаются приоб ретенные и врожденные качества, Болдуин отмечал, что и соци альная среда и наследственность определяют уровень социальных достижений человека в данном обществе, так как в процессе социализации дети обучаются одинаковым вещам, т.е. всем да ются одинаковые знания, всех учат одинаковым нормам поведе ния, моральным законам. Индивидуальные различия заключа ются не только в скорости усвоения, но и в возможности адап тации к тем нормам, которые приняты в обществе. Поэтому, от мечал ученый, индивидуальные различия должны лежать в пределах того, чему ииндивиды должны выучиться и что принять. Сход ные мысли высказывали и такие этнопсихологи как М. Мид и Р. Бенедикт, которые развивали теорию «модальной личности». Од нако они считали, что модальная личность связана не с социумом, культурой, но с наиболее распространенным в данной нации ти пом психодинамических реакций. На основе проведенных иссле дований Бенедикт и Мид пришли к выводу, что в основе социальных эмоций лежат врожденные, индивидуальные качества, а обряды, культура лишь закрепляют и утверждают эти эмоции. Необходимо подчеркнуть, что к такому выводу их привело и то, что объектом их изучения были не современные, но традиционные общества, традиционная, замкнутая культура, сохранившаяся в от дельных районах Полинезии и Латинской Америки.

Болдуин же пришел к выводу о том, что современное ему общество влияет на формирование не только эмоций, но и лично стных качеств детей. Процесс социализации, по мнению Болдуи на, влияет и на формирование самооценки, так как «хороший» человек хорош, как правило, с точки зрения людей его круга, т.е. в самооценке, как и в оценке окружающих, проявляется общая система ценностей, наблюдающаяся в обычаях, условностях, социальных учреждениях. При этом существуют как бы два круга норм (или санкций, как пишет Болдуин) – более узкий, относя щийся непосредственно к тому семейному кругу, в котором жи вет ребенок, и более широкий, того социума, народа, страны, к которой он принадлежит. Так как все дети данного круга и данной нации попадают примерно в одинаковые условия и учатся одному и тому же, то не существует противоречий между личны ми и общественными нормами у среднего человека, подчеркивал Болдуин. Такие противоречия возникают только у выдающихся людей, которые считают возможным поставить себя выше обще ства и жить по собственным законам. Так опять возникает мысль о сверхчеловеке. Однако, в отличие от Ницше, Болдуин, как и античные психологи, подчеркивал, что это не обязательно асоци альная личность, это может быть и человек, просто обогнавший свое время.

С позиций общественных норм и ценностей Болдуин рас смотрел и такие понятия, как одаренность и гениальность. Для него в исследовании одаренности важно было не только изу чить разницу в IQ у нормальных и одаренных детей, но про анализировать, насколько одаренность данного человека прини мается обществом. Таким образом, гений и общество должны быть согласны относительно пригодности и правильности новых мыслей, их соответствия общественным ценностям. Исходя из такой оценки одаренности, понятно, почему Болдуин настаивал на необходимости общественного обучения всех детей, в том числе и обучения игре. Он одним из первых отметил социальную роль игры и рассмотрел ее не только как форму предупражне-ния, но и как инструмент социализации, подчеркнув, что она подготавливает человека к жизни среди сложных социальных отношений.

Придавая большое значение распространению психологических знаний, Болдуин основал в 1895 г. один из первых научных психологических журналов «Психологическое обозрение» (1895). Изданный в 1901-1905 гг. под его редакцией «Словарь филосо фии и психологии» стал значительным научным событием того времени и неоднократно переиздавался.

В своем трехтомнике «Генетическая логика» (1903-1908) Бол дуин обосновал концепцию познавательного развития детей. Он доказывал, что это развитие состоит из нескольких стадий, начи нающихся с развития врожденных двигательных рефлексов. За тем идут стадия развития речи и стадия логического мышления, которая завершает этот процесс. Отмечая огромное значение со циального окружения, которое стимулирует формирование познавательных функций, Болдуин выделял и специальные меха низмы развития мышления – ассимиляцию (интериоризацию воз действий среды) и аккомодацию (изменения организма). Эти по ложения теории Болдуина оказали влияние на взгляды извест ного психолога Ж. Пиаже, который в тот период обучался в Женевском университете и был учеником одного из ближайших друзей Болдуина Э. Клапареда.

Если для Болдуина наибольший интерес представляло изучение взаимодействия личности и общества, то немецкий психолог Вильям Штерн поставил в центр своих исследовательских ин тересов анализ духовного развития ребенка.

В. Штерн получил образование в Берлинском университете, где он учился у известного психолога Г. Эббингауза. После полу чения докторской степени его приглашают в 1897 г. в универ ситет в городе Бреслау, где он проработал в должности профес сора психологии до 1916 г. Оставаясь профессором этого уни верситета. Штерн основал в 1906 г. в Берлине Институт при кладной психологии. Одновременно он начал издавать «Журнал прикладной психологии», в котором он, вслед за Г. Мюнстербер- гом, развивал концепцию психотехники .] Однако наибольший ин терес у него вызвали исследования психического развития детей. Поэтому он в 1916 г. принял предложение стать преемником из вестного детского психолога Э. Меймана на посту заведующего психологической лабораторией в Гамбургском университете и ре дактора «Журнала по педагогической психологии». В это время он также был одним из инициаторов организации Гамбургского психологического института, который был открыт в 1919 г. В 1933 г. Штерн эмигрировал в Голландию, а в 1934 г. переехал в США, где ему предложили должность профессора в Дьюкском универ ситете, которую он и занимал до конца жизни.

Штерн одним из первых психологов поставил в центр своих исследовательских интересов анализ развития личности ребенка.

|Изучение целостной личности, закономерностей ее формирова ния стало целью разработанной имчеории персонализма. Это было особенно важно в начале века, так как исследования детс кого развития в то время сводились преимущественно к изуче нию познавательного развития детей.! Штерн также уделил вни мание этим вопросам, исследуя этапы развития мышления и речи. Однако с самого начала он стремился исследовать не изолиро ванное развитие отдельных когнитивных процессов, а формиро вание целостной структуры, личности ребенка|Основы теории персонализма, развиваемой Штерном, изложены в его фунда ментальном труде «Личность и вещь» (1906-1924).

Штерн считал, что личность – это самоопределяющаяся, сознательно и целенаправленно действующая целостность, обладаю щая определенной глубиной (сознательным и бессознательным слоями). Он исходил из того, что психическое развитие – это саморазвитие, саморазвертывание имеющихся у человека задатков, направляемое и определяемое той средой, в которой живет ребенок. Эта теория получила название теории конвергенции, так как в ней учитывалась роль, которую играют в психическом развитии два фактора – наследственность и среда. Влияние этих двух факторов анализировалось Штерном на примере некото х рых основных видов деятельности детей, главным образом игры.

(Он впервые выделил содержание и форму игровой деятельности, доказывая, что форма неизменна и связана с врожденными каче ствами, для упражнения которых и создана игра В то же время содержание задается средой, помогая ребенку понять, в какой конкретно деятельности он может реализовать заложенные в нем качества|Таким образом, игра служит не только для упражнения врожденных инстинктов (как считал К. Гросс), но и для социали зации детей.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

По содержанию оно должно быть выше уровня актуального развития
Марцинковская Т. История детской психологии психологии 4 исследования
Психология Я
Среды в этом развитии
Осознание которого составляет суть мышления ситуации решения

сайт копирайтеров Евгений