Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Марцинковская Т. История детской психологии

ВВЕДЕНИЕ 2

Глава 1. ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УЧЕНИЯХ АНТИЧНОСТИ, СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 4

Возрастная психология Древней Греции 4
Подход к психическому развитию детей в период эллинизма 12
Психологические аспекты обучения и воспитания детей в период средневековья 18
Вопросы психологического развития детей в эпоху Возрождения 22

Глава 2. ПОДХОД К ПРОБЛЕМАМ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В ФИЛОСОФСКИХ ТЕОРИЯХ СОЗНАНИЯ 24

Исследования психологического развития детей в Новое время 24
Выделение детской психологии в самостоятельную область психологической науки 34

Глава 3. РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЙ XX в. 43

Стенли Холл и его концепция педологии 43
Основные теории детского развития первой трети XX в. 44

Глава 4. ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ШКОЛАХ 54

Психоаналитическая концепция детского развития 54
Подход к психическому развитию как к научению в школе бихевиоризма 66
Исследования психического развития детей в гештальтпсихологии 71
Исследования познавательного развития в русле генетической психологии 76
Подход к психическому развитию в гуманистической психологии 81

Глава 5. РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ 88

Становление отечественной детской психологии 88
Формирование и развитие советской детской психологии 91
Развитие отечественной детской психологии в 50–60-е годы 104

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 107


Марцинковская Т.Д.
История детской психологии
ВЛАДОС
1998

История детской психологии: Учебник для студ. пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 272 с.
Раскрываются закономерности формирования взглядов на психику ребенка от античного периода до нашего времени Сложный путь развития научных идей рассматривается в связи с общественными устремлениями и ценностными ориентациями
Для студентов педагогических вузов

Исследования психического развития детей начались со вре мен античной психологии Первые же работы, связанные с поисками основ психики, основ души (первоосновы души – архе), при вели психологов к идее о развитии души и необходимости изу чить как факторы, определяющие (детерминирующие) это разви тие так и его этапы

Одним из первых ученых, исследовавших проблему развития (генезиса) психики, был известный философ Гераклит. Им была разработана идея мирового года (по аналогии с временами года), которую он перенес и на развитие души Он считал, что душа человека рождается, растет и совершенствуется, затем постепен но старится и, наконец, умирает Проводя сравнение между душой и огнем, который, по его мнению, является первоосновой мира, Гераклит измерял степень совершенства и зрелости души по степени ее огненности tf TaK , душа ребенка еще сырая, влаж ная, постепенно она высыхает, становится все более огненной, зрелой, способной к четкому и ясному мышлению В старости душа опять постепенно пропитывается влагой, отсыревает и че ловек начинает плохо и медленно соображать) Таким образом, Гераклит не только впервые сказал о развитии души, но и связал это развитие с мышлением, отождествляя психическое развитие с развитием интеллекта Такой подход характерен для многих теорий психического развития, в которых предполагается, что фор мирование личности, эмоциональной и волевой сферы детей яв ляется лишь следствием развития интеллекта

Впервые вопрос о развитии личности детей и формировании у них нравственного, социально одобряемого поведения был по ставлен греческим ученым Протагором, одним из основателей школы софистов. Именно ему принадлежит знаменитое изречение: «Человек есть мера всех вещей». Это изречение предпола гает относительность и субъективность человеческих знаний, невозможность выработать общее для всех понятие, в том числе и понятие добра и зла, так как то, что есть добро с точки зрения одного человека, то по мерке другого может быть злом В то же время Протагор говорил о том, что, с точки зрения общества, существует понятие блага и зла, понятие о хорошем и плохом поведении. Именно он впервые поставил вопрос о том, можно ли человека путем планомерного воздействия на него в личном общении сделать лучше в нравственном смысле, помочь ему преодолеть трудности жизни. Целью такого воздействия он счи тал не только совершенствование человека с точки зрения объективных критериев нравственности, но и помощь в его адап тации к тем социальным условиям, в которых он живет. С точки зрения Протагора, естественное развитие души ребенка, без це ленаправленного социального воздействия на него, не может помочь ему в такой социализации. Так, уже в Древней Греции был впервые поставлен вопрос о том, какие условия являются оптимальными для формирования социально активной и адаптированной личности ребенка. Протагор пришел к выводу, что, с точки зрения социальной адаптации, наиболее важно именно внешнее влияние, которое заключается в обучении детей при емам воздействия на других. В условиях греческой демократии одним из способов такого воздействия было ораторское искус ство, способность словом увлекать людей и убеждать их в своей правоте. Поэтому именно обучение приемам ораторского искусства считал Протагор главным при воспитании детей Эту точку зрения разделяли многие ученые Древней Греции и Рима, а потому способности, связанные с ораторским искусством, счи тались одними из самых главных критериев одаренности. Спо собность к красноречию давала возможность более активного участия в общественной жизни, помогала достичь более высо кого статуса. Поэтому Протагор считал, что благодаря обуче нию и упражнению человек может нравственно усовершенство ваться и стать более достойным гражданином.

Особое внимание на формирование психики детей обращали и такие выдающиеся ученые Древней Греции, как Демокрит, Со крату Платон и Аристотель.

Греческий философ и психолог, один из основателей атомис тической теории мира Демокрит родился на севере Греции в городе Абдеры в знатной и обеспеченной семье. Его родители постарались дать ему самое лучшее образование,однако сам Демокрит счел нужным предпринять несколько длительных путешествий, чтобы углубить свои знания не только в Греции, но и в других странах, прежде всего в Египте, Персии и Индии. На эти путешествия он потратил почти все деньги, оставленные ему родителями, а потому, когда он вернулся на родину, его сограж дане посчитали его виновным в растрате состояния и назначили судебное заседание, в котором Демокрит должен был доказать правомерность своего поведения либо навсегда покинуть родной дом. В свое оправдание он, доказывая пользу полученных им знаний, прочитал народному собранию основные положения своей книги «Большой мирострой», которая, по мнению современников, была его лучшим произведением. Сила его убеждения была на столько велика, что сограждане поняли его правоту и посчитали, что деньги были им потрачены с пользой. Его не только оправда ли, но и вручили награду в 500 таланов (очень большая сумма денег в то время), а также воздвигли медные статуи в его честь. Рассказы о нем свидетельствуют о его глубокой житейской мудрости, наблюдательности и обширных знаниях, недаром сограж дане обращались к нему за советами в сложных ситуациях.

Его эрудиция проявляется и в его сочинениях, к сожалению, дошедших до нас только в отрывках. Основу его теории составляет атомистическая концепция основы которой были разработа ны учителем Демокрита Левкиппом., Согласно этому взгляду, весь мир состоит из мельчайших, невидимых глазом частиц – ато мов. Человек, как и вся окружающая природа, состоит из атомов, образующих его тело и душу. Душа также материальна и состоит из мелких круглых атомов, наиболее подвижных, так как они должны сообщить активность инертному телу. Таким образом, с точки зрения Демокрита, душа является источником активности, энергии для тела. После смерти человека душа рассеивается в воздухе, а потому не только тело, но и душа смертна.

Демокрит считал, что душа находится в нескольких частях тела – в голове (разумная часть), груди.(мужественная часть), печени (вожделеющая часть) и в органах чувств) При этом в органах чувств атомы души находятся очень близко к поверх ности и могут соприкасаться с микроскопическими, невидимыми глазу копиями окружающих предметов (эйдолами), которые но сятся в воздухе, попадая и в органы чувств. Эти копии отделяют ся (истекают) от всех предметов внешнего мира, а потому эта теория познания носит название «теория истечений». При сопри косновении эйдолы с атомами души происходит ощущение и именно таким образом человек познает свойства окружающих предметов. При этом все наши ощущения (в том числе зритель ные и слуховые) связаны с контактами, так как ощущение не может происходить без непосредственного соприкасания эйдолы с атомами души. Обобщая данные нескольких органов чувств, человек открывает мир, переходя на следующий уровень – по нятийный, который является результатом деятельности мышле ния. Таким образом, по Демокриту, существуют две ступени в познавательном процессе – ощущения и мышление, которые возникают одновременно и развиваются параллельно. При этом он подчеркивал, что мышление дает нам больше знаний, чем ощущения. Так, ощущения не позволяют нам увидеть атомы, но Путем размышления мы приходим к выводу о их существовании.

Невозможность понять до конца окружающую действитель ность, по Демокриту, относится и к законам, которые управляют миром и судьбой человека.Демокрит утверждал, что в мире нет случайностей и все происходит по «заранее заданной причине». Он писал о том, что люди придумали идею случая, чтобы при крыть свое незнание и неумение управлять. Но на самом деле случайностей нет, все причинно обусловлено. Этот подход носит название всеобщего детерминизма] а признание необходимости всех совершающихся в мире событий рождает фаталистическую тенденцию в понимании человеческой жизни, отрицает свободу воли человека. Критики Демокрита, анализируя эти взгляды, под черкивали, что при таком понимании невозможно не только управ лять собственным поведением, но и оценивать поступки людей, так как они зависят не от их нравственных принципов, но от судьбы. Особенно, негативно оценивались эти взгляды Демо крита с точки зрения развития нравственности и формирования поведения детей, так как, если все заранее обусловлено, невоз можно влиять на поведение ребенка, невозможно направлять его психическое развитие в сторону, не предусмотренную в его судь бе, хотя сам Демокрит стремился совместить фаталистический подход к судьбе с активностью человека при выборе нравствен ных критериев поведения.

О нравственном развитии как основе всего психического развития детей говорили практически все ведущие ученые этого периода, уделяя существенное внимание правильному воспитанию, которое имело, с их точки зрения, большее значение, чем при родные качества. Такой же точки зрения придерживался и Де мократ.

Он писал о том, что моральные принципы не даются человеку от рождения, но являются результатом воспитания, поэтому люди становятся хорошими благодаря упражнению, а не природе. Воспитание, по мнению Демокрита, должно дать человеку три дара: "хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо делать.! Он также "писал о том, что дети, которые выросли в невежестве, подобны танцующим между мечами, поставленными вверх лезвиями. Они погибают, если при прыжке не попадают в то единственное мес то, где следует поставить ноги. Так и невежественные люди, ук лоняясь от следования верному примеру, обыкновенно гибнут. Сам Демокрит оценивал воспитание как очень трудное дело; по этому сознательно отказался от брака и не желал иметь детей, так как считал, что от них бывает много неприятностей и при этом в случае удачи последняя приобретается ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе не сравнимо ни с одним другим.

Хотя Демокрит и придавал нравственному формированию большое значение, ведущую роль этического развития в общем психическом развитии человека выделил Сократ. Г лившая „цель воспитания, по Сократу, – личное самосовершенствование че ловека, в образовании которого он выделял две, ступени –изу чение этики и изучение специальных практических жизненных вопросов. Этот подход к воспитанию вытекал из основных поло жений психологической концепции Сократа.

Сократ родился в столице Греции –Афинах. Получив обыч ное для того времени начальное образование, он стал воином, участвовал в нескольких битвах и показал себя храбрым и вы носливым солдатом. По возвращении на родину он принимал активное участие в культурной и политической жизни Афин, где в тот период наиболее распространенной философской школой была школа софистов, с представителями которой полемизиро вал Сократ.

Сократ также считал своим долгом принимать активное участие в общественной жизни Афин, при этом он далеко не всегда соглашался с мнением большинства в народном собрании и в суде присяжных, что требовало немалого мужества, особенно в период правления «тридцати тиранов». Свои расхождения с боль шинством Сократ считал результатом того, что он всегда стремился к соблюдению законов и справедливости, о которых часто не заботится большинство людей. В 399 г. до н.э. его обвинили в том, что «он не чтит богов и развращает юношество», и пригово рили к смерти 361 голосами из 500. Он мужественно принял приговор, выпив яд, хотя многие его ученики стремились спасти учителя, устроив ему побег из Афин. Поведение Сократа на про цессе, так же как и его смерть, способствовали широкому распро странению его взглядов, так как доказывали, что жизнь Сократа неотделима от его теоретических этических воззрений.

Сократ не записывал свои рассуждения, считая, что только устное общение в живой беседе приводит к нужному результа ту – воспитанию личности. О его взглядах нам известно из трех основных источников – комедий Аристофана, воспоминаний Ксе- нофонта и сочинений Платона. Все авторы подчеркивают, что именно Сократ впервые подошел к душе прежде всего как к ис точнику нравственности человека, а не как к источнику активности тела, как это было принято до него в теориях Гераклита и Демокрита. Сократ говорил о том, что душа – это психическое качество индивида, свойственное ему как разумному существу, действующему согласно нравственным идеалам.

Сократ связывал нравственность с поведением человека, го воря о том, что это благо, реализуемое в поступках людей. Одна ко для того, чтобы оценить тот или иной поступок как нравствен ный, надо предварительно знать, что такое благо. Поэтому Сократ был вынужден связать нравственность с разумом, подчер кивая, что добродетель состоит в знании добра и в действии соот ветственно этому знанию. Например, храбр тот человек, который знает, как нужно вести себя в опасности и поступает соответ ственно своим знаниям. Поэтому прежде всего надо обучать детей добру, показывать им разницу между хорошим и плохим, а потом уже оценивать их поведение.

Ознавая разницу между добром и злом, человек начинает познавать и самого себя. Поэтому так важно раннее обучение детей, особенно таким знаниям, как добро и зло. Проанализиро вав развитие психики детей, формирование у них знаний об ок ружающем мире и о себе, Сократ пришел к выводу о том, что в основе этого процесса лежит развитие того, что заложено в душе ребенка. То есть он доказал, что психическое развитие – это саморазвитие, саморазвертывание врожденных способностей.

 ΛΛΛ     >>>   

вляется источ ником активности человеческой личности
Признавал влияние искусства на эмоциональную сферу чело века
Проведенные роджерсом

чувство неполно ценности
Малашкина М. Популярная история психологии книгу психолога

сайт копирайтеров Евгений