Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Говоря о том, что душа есть форма осуществления способного к жизни тела, Аристотель подчеркивал, что тело от души отде лить нельзя.,. Тем самым отвергались различные версии о прошлом и будущем души, способах ее соединения с внешним для нее материальным телом и т.п. Не сама по себе душа, но тело благодаря ей учится, размышляет и действует. Первичный уро вень этих отношений представлен в процессах питания («расти тельная душа») как ассимиляция живым телом необходимых для его существования материальных веществ.

Душа обладает различными способностями как ступенями ее развитияГрастительной, чувственной и умственной (присущей только человеку). Рассматривая способности души, Аристотель акцентировал внимание на чувственных впечатлениях, т.е. на способности ощущать, которую он трактовал как особое уподоб ление органа чувств внешнему объекту. Однако здесь в отличие от питания, усваивается не материал, а форма объекта. Рассмат ривая генезис мышления, Аристотель, вопреки своему постулату о нераздельности души и способного к жизни тела, полагал, что разум в его высшем, сущностном выражении есть нечто отличное от тела и не смешиваемое с ним. Иерархия уровней познавательной Деятельности завершалась «верховным разумом» (Нусом), который не смешивается ни с чем телесным и внешним.

Он говорил о том, что анализ внешних впечатлений, данных в ощущениях, может привести к абсолютно новому знанию, ана логов которому нет ни в душе человека, ни во всеобщем разуме – Нусе, являющемся хранилищем всех знаний в разумной части души. После смерти человека разумная часть его души не умирает, но соединяется с Нусом, пополняя его содержание. Разумная часть души, получаемая каждым ребенком при рождении, хра нит в себе те знания, которые имелись во всеобщем разуме на момент его рождения. Однако содержание Нуса не является веч ным и неизменным, как содержание души у Платона, так как открытия, совершенные отдельными людьми, входят во всеобщий разум, обогащая его, а потому каждое новое поколение людей получает новое, обогащенное содержание души. Поэтому интуи тивное мышление, как и у Платона, у Аристотеля сводится к актуализации тех знаний, которые уже имеются в разумной час ти души, а творческое мышление основывается на собственном опыте, переработанном человеком.

Начало познания – это чувственная способность. Она запечатлевает форму вещей, подобно тому, как «воск принимает от тиск печати без железа и золота». В таком процессе уподобления живого тела внешним объектам Аристотель придавал большое значение особому центральному органу, названному «общим чувствилищем». Этим центром познаются общие для всех ощу щений качества – движение, величина, фигура и т.п. Благодаря ему становится возможным также различение субъектом модаль ностей ощущений (цвета, вкуса, запаха и др.).

Внешние впечатления организм запечатлевает в виде обра зов «фантазии» (под этим понимались представления памяти и воображения). Они соединяются по законам ассоциации трех видов – смежности (если два впечатления следовали друг за другом, то впоследствии одно из них вызывает другое), сходства и контраста. Эти открытые Аристотелем законы стали основой направления, которое впоследствии назвали ассоциативной пси хологией.

Данные, полученные при исследовании психического развития, Аристотель использовал и для разработки методов воспита ния и обучения детей. Он считал, что ассоциации связаны с чув ствами удовольствия и неудовольствия, а потому их можно ис пользовать при формировании социально одобряемых форм по ведения. Особое внимание он обращал на развитие интеллекта, подчеркивая, что в этом процессе значительную роль играет не только мышление, но и другие психические процессы, прежде всего восприятие. Поэтому ученый критиковал преимущественно вербальный способ обучения, практиковавшийся в школах Древней Греции (беседы, чтение и заучивание текстов), и доказывал, что надо учить ребенка рассматривать и исследовать окружающий мир, связывать между собой на основе ассоциаций сходное в окружающих предметах и, обобщая собственный опыт, формули ровать понятия.

Важнейшим нововведением Аристотеля было понятие о функ циях души. Он предположил, что душа обладает частями, лока лизованными в разных органах. Аристотель придерживался системного подхода, так как рассматривал живое тело и его фун кции как целесообразно действующую систему. Важным вкла дом в науку стало также утверждение идей развития, так как он учил, что способность высшего уровня возникает на основе предшествующей, более элементарной. Он соотносил развитие отдель ного организма с развитием всего животного мира. При этом в отдельном человеке повторяются при его превращении из мла денца в зрелое существо те ступени, которые прошел за свою историю весь органический мир. В этом обобщении в зачаточной форме была заложена идея, названная впоследствии биогенетическим законом.

К важным частям психологической системы Аристотеля от носится проведенное им разграничение теоретического и практи ческого разума. Принципом такого разграничения послужило раз личие между функциями мышления. Если результатом теоре тического мышления является накопление знаний, то практичес кое мышление направлено на руководство поведением. Изучая развитие теоретического мышления, Аристотель исследовал ге незис образования понятий у детейГОн утверждал, что у них сначала формируются общие понятия, а только затем единичные, например дети сначала говорят «отец» или «мать», подразумевая всех мужчин и женщин, а впоследствии дифференцируют эти понятия.

При этом он подчеркивал, что знание как таковое не делает человека нравственным. Его добродетели зависят не от знания и не от природы, потенциально наделяющей индивида задатками, из которых в дальнейшем могут развиваться его качества. Нравственное поведение формируется в реальных поступках, придаю щих человеку определенную чеканку. Поэтому так важно с ран него детства направлять поведение ребенка, формируя не только его действия, но и отношение к ним. Не менее важны индивиду альный, а не усредненный подход к обучению и воспитанию, учет всего комплекса индивидуальных особенностей ребенка, а не толь ко его предназначения к той или иной общественной роли, как считал Платон.

Аристотель считал, что поступок всегда сопряжен с аффек том, причем каждой ситуации соответствует оптимальная аффек тивная реакция на нее. Когда она является избыточной либо не достаточной, люди поступают дурно. Соотнося мотивацию с нравственной оценкой поступка, Аристотель писал: «Всякий в состоя нии гневаться, и это легко, также и выдавать деньги и тратить их, но не всякий умеет и не легко делать это по отношению к тому, к кому следует и ради чего и как следует». Например, если аф фект (эмоциональное состояние) и действие адекватны ситуации, то расходование денег принято называть щедростью, если не адек ватны (дурные, порочные), то либо расточительством, либо ску постью. Правильный способ реагирования необходимо вырабатывать опытом, изучением других и самого себя, упорным тру дом. Человек есть то, что он сам в себе воспитывает, вырабатыва ет благодаря собственным поступкам.

Аристотель впервые заговорил о природосообразности воспи тания и необходимости соотнесения педагогических методов с уров нем психического развития ребенка. В качестве основы он предло жил периодизацию, основой которой явилась выделенная им струк тура души. Он разделил детство на три периода: до -7 лет от 7 до 14 и от 14 до 21 года. Для каждого из этих периодов должна быть разработана определенная система воспитания, соответству ющая основным закономерностям данного возрастного периода. Таким образом, можно сказать, что он разработал первую в исто рии науки педагогическую периодизацию. Например, говоря о дош кольном возрасте, Аристотель подчеркивал, что в этот период важ нейшее место занимает формирование растительной души, поэто му для маленьких детей большое значение имеет режим дня, правильное питание, гигиена. В то же время для школьников необхо димо развивать и другие свойства души, в частности движения (при помощи гимнастических упражнений), ощущения, память, стремления, причем нравственное воспитание должно основываться на упражнении в нравственных поступках.

Разница в понимании психики, ее функций и структуры при водила Платона и Аристотеля и к разнице во взглядах на психи ческое развитие и воспитание детей.

Говоря о нравственности, Платон подчеркивал, что нравствен но только абсолютно правильное и совершенное поведение, а любые отклонения от правила, даже с самыми лучшими целя ми, уже являются проступком. В то же время Аристотель, ив этом его колоссальная заслуга именно для формирования основ морального развития детей, подчеркивал значение самого стрем ления к нравственному поведению. Таким образом, он не пере черкивал, а поощрял попытки, пусть и неудачные, ребенка «быть хорошим», давал ему дополнительную мотивацию к подобным поступкам.

Большое значение в нравственном, этическом развитии Аристотель придавал упражнению, привычке. При этом не менее важным является, и учет природных данных детей, их наклонностей. Добродетели не даются нам от природы и не возникают помимо природы, но мы от природы имеем возможность приобрести их, путем же привычек приобретаем их в совершенстве. Вообще все, что мы имеем от природы, мы первоначально получаем лишь в виде возможностей и впоследствии преобразуем их в дейст вительность. Такое внимание к привычкам, формирующимся в первые годы жизни, было связано и с тем, что Аристотель, в отличие от Платона, считал привычное поведение таким же во левым, как и сознательно регулируемое, мотивируя подобный подход тем, что привычки, так же как и образцы для подражания, человек сознательно выбирает и потому может отвечать за свое Поведение.

Позиции Платона и Аристотеля не совпадали и по вопросу о роли эмоций в этическом развитии и о месте искусства в учеб ных заведениях.

Платон считал, что в идеальном государстве дети должны воспитываться в общественных учебных заведениях, а не родителями, которые развивают не столько разум, сколько чувства и тем самым портят детей. Аристотель также отмечал необходи мость раннего образования детей, ориентированного на их ра зум, а не на чувства, однако считал, что общественное воспита ние не может в полной мере заменить семейное и должно соче таться с ним.

Огромную роль в этическом развитии человека, с точки зрения Аристотеля, играло и искусство, в то время как Платон, хотя и признавал влияние искусства на эмоциональную сферу чело века, фактически исключал его почти полностью из жизни идеаль ного государства. Он даже считал необходимым провести отбор сказок и мифов, которые рассказывают матери и няни малень ким детям, чтобы неудачными примерами они не портили де тей. Точно так же он отвергал театр, за исключением несколь ких высоко моральных эпических произведений, но ни в коем случае не комедий. Вслед за театральными масками им были отвергнуты и музыкальные инструменты, за исключением лиры и кифары для города и пастушьей свирели для деревни. При этом он исходил из того, что только небольшой круг музыкаль ных произведений пригоден для воспитания юношества и спо собен сформировать социально значимые и одобряемые идеалы. Так, положительную роль играла та музыка, которая придавала словам дополнительный лад, новое значение. Платон писал о том, что детей надо учить соединять поэтические (эпические) строфы с музыкой, так как такие упражнения заставляют души детей свыкаться с правильными чередованиями и ладами, что бы они становились более кроткими, чинными и уравнове шенными.

Если Платон считал чувство злом, то Аристотель, напротив, писал о важности воспитания чувств у детей, подчеркивая не обходимость умеренности и разумного соотнесения чувств с ок ружающим. Большое значение он придавал и аффектам, которые возникают независимо от воли человека и борьба с которыми невозможна. Поэтому он и говорил о роли искусства, прежде всего искусства драматического, которое, вызывая соответствую щие аффекты у зрителей и слушателей, способствует катарсису, т.е. очищению от аффекта, одновременно обучая и детей и взрослых культуре чувств.

Аристотель доказывал, что эмоциональное подкрепление по могает ребенку различать хорошее и плохое, оно является пер вым этапом в формировании понятий добра и зла, которые уже безэмоциональны. Таким образом, чувства и произведе ния искусства, которые их вызывают, по мнению Аристотеля, служат как бы ступеньками в процессе познания, дают воз можность перейти от частного к общему, формируя основу чис того разума. Именно благодаря познавательной составляющей, имеющейся в каждой эмоции, человек и получает удовольст вие от произведений искусства, от созерцания картин и скульп тур, от спектаклей и стихов. При этом не надо бояться показы вать и дурные образцы, считал ученый, так как ребенок дол жен знать и о них, и лучше пережить их в воображении, чем стремиться к ним в реальной жизни, как часто бывает при сокрытии дурного от детей. Поэтому в отличие от Платона, который считал необходимым жестко регламентировать чтение и прослушивание музыки, Аристотель признавал полез ность разнообразных жанров, а не только маршей или гимнов, воодушевляющих людей на работу.

Он также говорил о необходимости совершенствования тех нической стороны искусства, важности обучения с ранних лет живописи и музыке, так как считал, что в произведениях важна не только содержательная сторона, но и 4 способ их выполнения. Именно техническая сторона связана с эмоциями, подчеркивал он, а потому совершенное произведение легче воспринимается и глубже проникает в душу человека.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Я избранные психологические произведения
Платон
вляется осознанное чувство цельности
При этом он обратил внимание на субъективность человеческих зна ний
Вопросы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 nbsp

сайт копирайтеров Евгений