Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Он выделил восемь основных этапов в развитии идентичнос ти, в течение которых ребенок переходит от одной стадии осознания себя к другой. Эти стадии представляют собой серию крити ческих периодов, которые должны быть преодолены в течение всей жизни. При этом конкретный этап не только формирует новое, необходимое для социальной жизни качество, но и подго тавливает ребенка к следующему жизненному этапу. Каждая стадия дает возможность формирования противоположных ка честв и черт характера, которые осознает в себе человек и с кото рыми он начинает себя идентифицировать.

Основное внимание Эриксон уделял кризису подростково- юношеского периода, который сопровождается важными биологическими и психологическими изменениями, так как с изменением образа своего тела меняется и образ собственного «Я» под ростка. Кризис идентичности, который происходит в этот период, становится основой личностной и социальной идентичности, ко торая начинает осознаваться с этого времен Доказывая, в противовес ортодоксальному психоанализу, необходимость исследования хорошо социализированных и уверенных в себе подрост- ковТЗриксон подчеркивал, что основой нормального личностного развития как раз и является осознанное чувство цельности, иден тичности.

Первая стадия – до года. В это время развитие детерминируется в основном близкими людьми, родителями, которые фор мируют у ребенка чувство базового доверия или недоверия, т.е. открытости к миру или настороженности, закрытости к ок ружающему.

Вторая стадия – с года до трех лет. В это время у детей развивается чувство автономности или зависимости от окружающих, которое связано с тем, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности. В какой-то степе ни описание этой стадии у Эриксона коррелирует с описанием формирования новообразования «Я-Сам» в отечественной психо логии.

Третья стадия – с трех до шести лет. В это время у детей развивается либо чувство инициативы, либо чувство вины. Раз витие этих чувств связано с тем, насколько благополучно проте кает процесс социализации ребенка, насколько строгие правила поведения ему предлагаются и насколько жестко взрослые конт ролируют их соблюдение. В этот период ребенок учится соотносить свои желания с нормами, принятыми в обществе, реализо- вывать собственную активность в заданных обществом русле и нормах.

Четвертая стадия – с шести до 14 лет, в течение которой у ребенка развивается либо трудолюбие, либо чувство неполно ценности. В этот период школа, учителя и одноклассники играют доминирующую роль в процессе самоидентификации. От того, насколько успешно ребенок начинает учиться, как у него скла дываются отношения с учителями и как они оценивают его успе-. хи в учебе, зависит развитие данных качеств личности.

Пятая стадия – с 14 до 20 лет – связана с формированием у подростка чувства ролевой идентичности или неопределеннос ти. На этой стадии главным фактором являются общение со свер стниками, выбор профессии, способа достижения карьеры, т.е. фактически выбор путей построения своей дальнейшей жизни. Вот почему в это время для человека большое значение имеет адекватное осознание себя, своих способностей и своего пред назначения, в русле которых он и строит свои ролевые отноше ния с окружающими.

Шестая стадия – с 20 до 35 лет связана с развитием близ ких, интимных отношений с окружающими, особенно с людьми противоположного пола. При отсутствии такой связи у человека развивается чувство изоляции, которое отчуждает его от людей.

Седьмая стадия – с 35 до 60-65 лет – одна из важнейших, по мнению Эриксона, так как она связана либо со стремлением человека к постоянному развитию, творчеству, либо со стремле нием к постоянству, покою и стабильности. В этот период боль шое значение имеет работа, тот интерес, который она вызывает у человека, его удовлетворение своим статусным местом, а также его общение со своими детьми, воспитывая которых человек так же может развиваться и сам. Желание стабильности, отвержение и боязнь новрго останавливают процесс саморазвития и гибель ны для личности, считал Эриксон.

Восьмая, последняя, стадия наступает после 60-65 лет, когда человек пересматрива ет свою жизнь, подводя определенные итоги прожитым годам. В это время формируется чувство удовлетворения, осознания идентичности, целостности своей жизни, при нятие ее в качестве своей. В противном случае человеком овла девает чувство отчаяния, жизнь кажется сотканной из отдель ных, не связанных между собой эпизодов и прожитой зря. Есте ственно, что такое чувство является гибельным для личности и ведет к ее невротизации. 1

Это чувство отчаяния может возникнуть и раньше, но оно всегда связано с потерей идентичности, с «отвердением», частич ным или полным, каких-то эпизодов жизни или свойств личнос ти. Поэтому, хотя Эриксон и говорил о важности формирования у человека активной, открытой и творческой позиции, прежде всего он постоянно подчеркивал важность сохранения цельнос ти, непротиворечивости структуры личности, писал о пагубности внутренних конфликтов. Ни один психолог до него не подвергал сомнению необходимость формирования самостоятельности или преодоления чувства неполноценности или вины. Эриксон, хотя и не считал эти качества положительными, тем не менее утверж дал, что для детей с развитым чувством базового недоверия, за висимостью гораздо важнее оставаться в русле уже заданного пути развития, чем изменять его на противоположный, несвой ственный им, так как он может нарушить цельность их личности, их идентичность. Поэтому для таких детей развитие инициативы, активности может оказаться губительным, в то время как неуве ренность в своих силах поможет им найти адекватный для них способ жизни, выработать ролевую идентичность. В принципе эти взгляды Эриксона особенно важны для практической психо логии, для коррекции и формирования у детей свойственного им, индивидуального стиля поведения.

Большое значение придавал Эриксон и внешней стабильнос ти системы, в которой живет человек, так как нарушение этой стабильности, изменение ориентиров, социальных норм и ценнос тей также нарушают идентичность и обесценивают жизнь человека. На основании материалов, полученных в своих исследова ниях, Эриксон пришел к выводу, что структура идентичности включает в себя три части: 1) соматическую идентичность, так как организм стремится сохранить свою целостность при взаимодействии с внешним миром, 2) личностную идентичность, кото рая интегрирует внешний и внутренний опыт человека, и 3) со циальную идентичность, которая заключается в совместном со здании и поддержании людьми определенного порядка, стабильности. Обостренно переживаемый кризис идентичности подтал кивает человека к решению не только своих собственных, но и социально-исторических проблем. Обосновывая положения своей психоистории, Эриксон стремился проанализировать истори ческие события с точки зрения биографии выдающихся людей. Так, в своих книгах о М. Лютере и М. Ганди он соединил их личные проблемы, связанные с переживанием кризиса идентичности, с историческими проблемами и кризисом целого поколе ния. Описывая деятельность выдающихся людей, Эриксон под черкивал, что значение этой деятельности связано с тем, что та новая идентичность, которую они разрабатывали, становилась впо следствии достоянием общества, переходя из области личной в социальную.

Одной из наиболее значимых концепций детской психологии в последние годы стала теория привязанности, разработанная английским психологом и психиатром Джоном Боулби. Окончив Кембриджский университет, он начал работу в школе для малолетних правонарушителей. Общение с этими детьми приве ло его к мысли о том, что основные проблемы, испытываемые ими в процессе социализации, связаны с нарушением общения с родителями, недостатком тепла и заботы в раннем возрасте. Па раллельно с работой в школе Боулби обучался психоаналитичес кой технологии в Лондонском университете и в начале 30-х го дов начал работу в Главной лондонской детской больнице в ка честве детского психоаналитика. Постепенно он отошел от клас сического психоанализа, стремясь соединить в своей концепции различные подходы к детскому развитию (этологический, когни тивный, культурологический). Краеугольным камнем этого соединения было стремление объяснить формирование связи меж ду грудным ребенком и матерью исходя из положений этологии. Однако, исследуя поведение пары ребенок–мать в среде их оби тания, он подчеркивал социальный, культурный аспект этой сре ды, а потому отвергал чисто натуралистические объяснительные принципы, так же как и фрейдистские концепции оральной и анальной стадий. Его идея состояла в том, что в первые месяцы жизни устанавливается тесная эмоциональная связь между ма терью и ребенком, которая не сводима ни к сексуальности, ни к инстинктивному поведению. Резкий разрыв этой связи приводит к серьезным нарушениям в психическом развитии ребенка, прежде всего в структуре его личности. Эти нарушения могут проявиться не сразу (и в этом отличие описываемых Боулби явлений от госпитализма и сходных с ним отклонений), но значительно по зднее, часто лишь в подростковом возрасте. Боулби доказывал, что мать для маленького ребенка является надежной защитой, своеобразной базой, которую он время от времени покидает, стре мясь исследовать окружающий мир. Однако эта исследовательс кая активность стабильна и адекватна в тех случаях, когда ребе нок уверен, что он может в любой момент вернуться под защиту матери. Таким образом, главная цель формирования эмоциональ ной связи между ребенком и матерью – дать ребенку ощущение защищенности и безопасности. Именно тепло и ласка, исходя щие от матери в первые годы жизни, важны для ребенка – подчеркивал он, – а не правильный уход и обучение, осуще ствляемые ею. Его исследования свидетельствовали о том, что дети, имевшие тесный эмоциональный контакт с матерью, пока зали более высокие результаты в уровне познавательной актив ности, чем дети, которые росли в холодных семьях, или дети, потерявшие мать в дошкольном возрасте. Он также доказывал, что у подростков, которые не имели устойчивой эмоциональной связи с матерью, чаще наблюдаются депрессии, формируются из менения в структуре личности. Эти работы Боулби привели в 50-х годах к изменению условий госпитализации маленьких детей, которых не разлучают с матерью. В последние десятилетия в Англии, США и Японии появилось большое количество работ, в которых анализируются как кратковременные, так и долговре менные последствия нарушений эмоциональных контактов между матерью и ребенком, а также проводятся сравнительные ис следования различных стилей общения с детьми в этих странах.

В настоящее время многие положения психоанализа широко применяются в практической детской психологии. Главным обра зом это идеи катарсиса, очищения от агрессивности и «свободно го антиавторитарного» воспитания.

Коррекционные технологии, основанные на идее катарсиса, часто применяются, например, для снижения агрессивности де тей, при этом им в игровой деятельности предлагается направить их агрессивность «к вещам, заменяющим ее причину». В своей книге «Детская агрессивность» Л. Аткин предложил давать ре бенку молоток и гвозди или боксерский тренажер. Такая деятельность, с его точки зрения, дает возможность облегчить агрессивность и проявить агрессивные чувства творчески.

Под влиянием фрейдизма крупный педагог А. С. Нейлл предложил новый тип образования, так называемый антиавторитар ный. Нейлл считал, что агрессивность ребенка возникает внутри личности и готова проявиться как ненависть против жизни, как сексуальное отталкивание (другого), как стремление к драке. По мнению А. Нейлла, проблема появляется тогда, когда взрослые начинают обучать детей, передавая им все отрицательное, что есть у них. Для Нейлла влияние среды всегда отрицательно, и он пришел к выводу, что если в этом мире никак нельзя уничтожить влияние среды, то можно это влияние ограничить, так как «...сво бода излечивает большинство нервных расстройств у детей».

Психоаналитические исследования развития психики оказа ли существенное влияние на формирование детской психологии. Учеными, принадлежавшими к этому направлению, впервые были исследованы и описаны этапы становления личности детей, раскрыты движущие силы и механизмы личностного развития, раз работаны методы диагностики и коррекции эмоционально-личностной сферы ребенка. Несмотря на то что некоторые факты и положения этой школы устарели (это относится прежде всего к ортодоксальным концепциям классического фрейдизма), основные открытия данного направления составляют ядро современной концепции формирования личности.

Основы бихевиористской концепции были заложены американскими психологами Эдвардом Торндайком и Джоном

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Роджерс пришел к выводу о том

Свою типологию личности
чувство инициативы
Планов развития педоло гии как науки

сайт копирайтеров Евгений