<<< ΛΛΛ >>>
[119] Олдос Хаксли в небольшой книжке «Небо и земля» показал роль чистых и сверкающих красок в визионерских и художественных опытах.
Примечания
(к русскому изданию)
1 Ужасная тайна (лат.).
2 Атман (санскр., букв, возвратное местоимение «я, сам») — в брахманистской философии означает личное «Я», индивидуальную душу, и вместе с тем разрабатывается концепция тождества индивидуальной души и Абсолюта-Брахмана.
3 Самхиты, брахманы, упанишады — разряды священных текстов индийцев, созданных в II-I тыс. до н.э.; самхита — собрание гимнов-откровений, брахмана — мифо-ритуальное толкование этих гимнов, упанишада — примыкающий к первым двум разрядам текст, в котором детально разрабатываются отдельные философские проблемы: устройства мироздания, соотношения индивидуальной души и Абсолюта, постижения Абсолюта и проч.
4 Брахман (санскр.) — абсолют, единый принцип творения и существования мира, Мировой Дух.
5 Махаяна (санскр., букв, «большая колесница») — одно из основных ответвлений т.н. северного буддизма, получившего распространение в Тибете, Китае, Японии.
6 Первопричина, первооснова (нем.).
7 Скандха (санскр., букв, «ветвь, часть, компонент») — один из важнейших терминов буддийской психологии; скандхи—это компоненты психической деятельности индивидуума, порождаемые его неведением, в результате чего конструируется ложное понятие о существовании собственного «Я», души и проч., следовательно, буддизм учит устранению скандх, освобождению от них разума. Дхату (санскр.) — букв, «корень, основа»; в буддийской психологии термин используется для обозначения 18 классов элементов, создающих единый поток сознания познающей личности.
8 Татхагата (санскр., букв, «так-пришедший, так-пошедший») — один из самых распространенных эпитетов Будды; в позднем буддизме слово имеет множество трактовок, хотя сам Будда произносил его с той целью, чтобы избегать местоимения «я»; в буддизме махаяны, признающем множественность будд, это слово употребляется не только в качестве эпитета Будды Шакьямуни, но и для обозначения других будд.
9 Чандракирти (VII в.) — видный буддийский мыслитель Индии, комментатор трудов Нагарджуны, настоятель знаменитого монастыря-университета Наланды.
10 Дхарма-дхату (санскр.) — в будцийской психологии существует три классификации моментов-дхарм бытия: 1) по скандхам — элементам эмпирической личности, 2) по «сферам познания» (аятана), 3) по классам элементов — дхату; в третью классификацию попадает класс «дхарма-дхату», букв, «основание закона, морали, высшей реальности».
11 Ваджрадхара (санскр., букв, «держащий алмаз») — один из боцхисаттв в космологии махаяны, особое место занимает в ваджраяне; изображается обычно в угрожающей позе, синего цвета, с ваджрой в поднятой руке.
12 Дигханикая (пали) — Свод Долгих Сутр; состоит из проповедей Будды на языке пали; одна из основных частей буддийского канона южной школы.
13 Пураны (санскр.) — букв, «старины», священные книги индуизма, содержание их настолько разнообразно, что их правдиво называют энциклопедиями жизни древних индийцев.
14 Харивамша — «Род Хари», один из священных текстов индуизма, в котором излагается родословная Кришны.
15 Чакра (санскр.) — букв, диск, колесо; часто один из атрибутов (оружие) Кришны и других божеств.
16 Меру — священная гора индийцев, находящаяся в Гималаях, центр и вершина мира, обитель богов.
17 Нараяна — одно из распространенных имен Вишну-Кришны.
18 Рупалока (санскр.) — мир образного или мир чистых образов, второй из трех миров в буддийской комологии-психологии наряду с миром желаний (кама-лока) и миром без образов (арупа-лока) или сферой чистого сознания.
19 Самадхи (санскр.) — состояние просветления, достигаемое медитацией.
<<< ΛΛΛ >>>
Элиаде М. Мефистофель и андрогин Опыты мистического света психологии 7 происхождения Элиаде М. Мефистофель и андрогин Опыты мистического света психологии 9 психологии Один из важнейших символов буддизма Можно было бы долго распространяться о кажущемся исчезновении религиозного чувства у современного человека
|