Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

326

ригидности, которые иногда имеют что-то общее с действительными творцами утопий, а иногда - нет [см. Progoff, 1964].

Утопия производит двойственное впечатление. Скрупулезные исчисления меридианов, площадей, сроков, хозяйственных оборотов, пункты административных регламентов и конституций, чертежи городов, жилищ, мастерских, сводки, параграфы соглашений производят впечатление путевого дневника, научного исследования, бухгалтерской сметы, пока мы не вспомним, что всего исчисленного и описанного нет на свете. Это литература особого рода. Новоевропейский рассудок, возникнув, разделился надвое: на практический интеллект и рассуждающую фантазию.

Предварительные попытки отделить утопические построения от прочих разновидностей общественно-политической мысли приводят к выводу, что среди утопий есть политические программы, философско-социологические доктрины будущего, футурологические прогнозы в собственном значении слова и есть документы, просто использующие указанные формы в художественных или иных целях.

Проекты первого типа можно назвать утопией по судьбе. Их авторы, как правило, моралисты, воздействующие на современников примерами несуществующего совершенства и обличающие порчу нравов. Их негодование вызывают дурные законы, предрассудки, невежество, угнетение людей, и за их обостренным чувством социальной справедливости угадывается желание преобразовать человека. Тщательные описания механизмов, административных регламентов и уставов жизни - не столько политическое прожектерство и научно-техническая фантастика, сколько обрамление проекта личности". Воспитательная доктрина классической утопии вполне рационалистична: устранение чрезмерных страстей, дисциплинированность, трудолюбие и другие гражданские добродетели. Изюминка утопии в сравнении с религиозным или экономическим

327

рационализмом состоит в том, что человеческие качества планируются для эпох и народов. Большая часть человеческой натуры отбрасывается как ненужная для общественного блага.

Историческая загадка XX в. состоит в том, как мог появиться мрачный государственный утопизм, принимающий грезы за государственные планы. В официальной коммунистической доктрине сплавились элементы рационализма, революционного авангардизма и национальной традиции. Не следует забывать, что в классической стране государственной утопии - России - плановая индустриализация соединялась со столь же плановым преобразованием письменного сознания.

УТОПИЯ, ПИСЬМЕННОСТЬ, ИНДУСТРИАЛИЗМ. Утопическое сознание по истокам литературно. Оно предлагает рационалистическую схему преобразования человека не в какой-то области жизни и деятельности, а в целом. Для того, чтобы утопические рецепты были приняты, нужно особое состояние общественной психологии. Столкновение дописьменной крестьянской цивилизации и письменной городской было главнейшим конфликтом позднего средневековья и начала Нового времени. В Западной Европе грамотность распространялась эволюционно, на протяжении веков, в России - скачкообразно, от почти полной неграмотности в начале XIX в. до практически полной грамотности перед второй мировой войной. Очевидно, что при скачкообразном распространении навыков письменной культуры отношение большей части населения к печатному слову остается дописьменным, архаическим. Это затрудняет профессиональное использование письменности, характерное для умственного труда, способствует ее бюрократическому и сакрально-идеологичес-кому употреблению.

Выявление этой культурной коллизии оказывается весьма перспективным при анализе советской общественно-

328

политической системы, как показывает, например, концепция советской логократии А. Безансона.

СССР предстает как тупиковый вариант письменной цивилизации. Отталкиваясь от формулы Н. Бердяева «Советский коммунизм есть идеократия, власть идеи», французский советолог строит модель общества, погруженного в создание псевдореальности. «Перед приобретением власти партия обрела устойчивость посредством идей. Поэтому, очутившись у власти, она спланировала идеократию. Но по мере того как «реальная» реальность все больше и больше отличалась от воображаемой реальности, идеи становились пустыми и сохраняли только словесную оболочку. Режим эволюционировал в логократию. Логократия предполагает даже еще более явную и гибкую согласованность, чем идеократия. Обходясь без внешних обязательств, она формирует систему действия, поведения, отношения, которая может не тревожиться ни о том, что вне ее (благодаря политике), ни о том, что внутри - из-за отчлененности индивидуальной субъективности. За исключением власть предержащих, обязанных говорить языком партячейки и дома, каждый индивид, имея собственное нерасщепленное «Я», отделял свою частную жизнь от системы» [Besanson, 1978, р. 20-21].

Следовательно, по несколько упрощенному представлению А. Безансона, устойчивость режима зависит от неслиянности идеологических объяснений мира и бытовых установок индивида, которые составляют сферу его личной жизни. Различия сакрального и профанного, индивидуального и нормативного, реификация (овеществление) идей и слов имеются также в мифе, религии, искусстве, литературе. Но идеологическая «как бы реальность» логок-ратии, во-первых, подкреплена всей мощью государственного принуждения и, во-вторых, исключает какие-либо коррекции со стороны других объяснений. Ни одна из картин мира не обладает столь тотальным господством в сфере объяснения, как победившая утопия. Она исключает поправки на сезонный характер применения (как миф), на представительство только потустороннего бытия (как религия), на игровую природу измышляемой реальности (как искусство, литература).

Пустая оболочка официальных слов действует отдельно от жизни и реальной политики. Но она покрывает сферу теоретического объяснения. Частные интересы людей развиваются сами по себе, экономика отчасти подвержена требованиям технического развития. Последнее обстоятельство позволило западным теоретикам (Р. Арон, И. Белл, У. Ростоу, А. Турен) выдвинуть теорию единого индустриального общества и рассматривать СССР как его разновидность. В коммунистических устройствах преобладают задачи форсированной индустриализации, а в марксизме можно видеть одну из идеологий ранней фазы промышленного развития. Однако гипертрофированный индустриализм сочетается здесь с идеократией, и поэтому коммунистическая государственность приобретает налет индустриальной деспотии XX в.

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО. Перспективу для человечества научно-футурологическая мысль видит в неизбежном конце сверхиндустриализации и переходе цивилизации в постиндустриальную эру. Человеку предстоит симбиоз с новым классом искусственных изделий - с электронными устройствами. Общением с ними преимущественно охвачены процессы психики, до сих пор слабо «технизированные», - интеллект в фазе решения и воображение.

В контуре постиндустриальной цивилизации вырисовываются два ядра: интеллектуальные центры решений и электронная индустрия досуга.

В этом обществе теоретическое знание получает превосходство над прикладным, университет и научно-исследовательский институт - над предприятием, труд коллективов ученых - над счастливыми находками «жестяноч-

330

ников» (изобретателей-самоучек прошлого века, которые изобрели телефон, электрическую лампочку, граммофон, кино почти в полном неведении научной литературы). Капиталисты заменяются правящей высокообразованной элитой, классовые разделения - профессиональными. Строго говоря, общественно-полезный труд здесь не обязателен, оформляются группы полной, частичной занятости и незанятости. Полностью посвящают себя науке и управлению интеллектуалы, составляющие правящий слой. Другие могут работать время от времени, чтобы повысить свой жизненный уровень. Третьи - жить на пособие, которого хватает для скромного существования. Идеологам постиндустриального общества приходится отбиваться от обвинений в том, что они создают технократические утопии с весьма прозрачным разделением людей на касты, но их обобщения имеют основания в изменениях человека и его психики под влиянием информационных устройств, в зарождении своего рода информационной ментальности.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В передаче сходства с обобщенной человеческой моралью
человека и

человек начинает сознавать свою культурную самость

сайт копирайтеров Евгений