Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Шкуратов В. Историческая психология

ВВЕДЕНИЕ

Часть первая. Историческая психология как наука

ГЛАВА I. ИСТОРИЯ И ПСИХОЛОГИЯ: ВЕКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Глава II. Три способа конструирования исторического мира

КУЛЬТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ США (ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ШИРОКОМ ПОНИМАНИИ)

Часть вторая. Психологическая история эпох и психических процессов

Глава 1. Психология первобытности

Глава II. Три способа конструирования исторического мира

Психологические основы античности

Психическая жизнь средневековья

Ментальность Нового времени и рационализм

От современности к постсовременности. Психологическое резюме

Глава II. Развитие психики в истории

Культурная история тела

Язык и речь в истории

Письменное сознание и письменная ментальность: понятие и развитие

Психологическая история образов, или восприятие в культуре

Память в истории

Мышление: от сверхчеловеческого к человеческому порядку

Послесловие

Примечания

Уч. пос. изд. 2. М., 1997. 505 с.

К читателю

Психологическое объяснение неизменно сопутствует наукам о человеке и обществе. Тяжкие междоусобицы, войны и беды, писал один из первых античных историков Фукидид, будут потрясать народы, «пока человеческая природа останется тою же» [Фукидид, 1976, с. 216], а люди в своих устремлениях везде одинаковы. Ему вторит из эпохи Возрождения Н. Макьявелли: «Людское честолюбие, неизменное стремление людей к тому, чтобы имена их предков и их собственные не исчезали из памяти потомства» [Макьявелли, 1987, с. 8] приводят и к славе, и к гибели самые могущественные государства. Прошлое состоит из человеческих деяний, движимых разнообразными побуждениями, - это мнение служит опорой рационального, светского понимания истории, которое успешно соперничает с мотивами судьбы, провидения или надчеловеческой закономерности, управляющей людьми.

Предлагаемая книга не о долгом развитии идеи человека в философии истории и в политической мысли. Она об участии так называемой современной (т.е. со второй половины XIX в.) научной психологии в познании прошлого и, в частности, в том направлении взаимодействия исторических (гуманитарных и социальных) и психологических наук, которое называется исторической психологией. Но, разумеется, короткий современный этап трудно понять, ничего не зная о долгой «предыстории».

Предлагаемая книга написана как учебное пособие для вузов. Автор не пытался дать исчерпывающую картину исторической психологии. В современном человекознании науки с таким названием нет, а есть исследования на стыке истории и психологии. Научная литература, разрабатывающая психолого-исторические сюжеты, обширна и пестра, ориентирование в ней представляет для гуманитария немалые трудности, тем более, что далеко не все в этой области написано на русском языке или переведено на него. Поэтому моей главной целью было дать введение в современную историческую психологию.

Однако, рассматривая основные исследовательские направления на стыке истории и психологии, автор обосновывал свой вариант соединения этих наук, как он делал это в двух своих предшествующих монографиях: «Проблемы исторической психологии» (в соавторстве с И.Г. Белявским, изд-во РГУ, 1982) и «Психика. Культура. История» (изд-во РГУ, 1990). В изложение вошло немало проблемного, иногда сложного для понимания материала. В итоге возник гибрид монографии и учебной книги.

Места дискуссионные и повышенной сложности выделены в книге петитом. Начинающий может их пропустить. Читателю с более профессиональным отношением к исторической психологии будет полезно прочесть набранное мелким шрифтом. Объединение учебника и монографии позволяет рекомендовать книгу широкому кругу читателей: от тех, кто просто интересуется психологической стороной истории, до исследователей в этой области.

От рассказа к исследованию

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - РЕЗУЛЬТАТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИСТОРИИ И ПСИХОЛОГИИ; ИЗМЕНЕНИЯ В ХАРАКТЕРЕ ЭТОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. Историческая психология - это область взаимодействия исторической и психологической наук. Естественно, она не могла появиться ранее того, как ее родительские дисциплины оформились в качестве самостоятельных профессиональных областей исследования. Это произошло во второй половине XIX в., и с того времени в литературе фигурирует термин «историческая психология». Появление психолого-исторических исследований означало применение к познанию людей прошлого критерия научной достоверности, во всяком случае, в гораздо большей степени, чем это было принято ранее. История и психология, объединяя свои достижения, обещали представить психологическую картину прошлого без анахронизмов (т.е. не приписывая эпохе несвойственных ей черт), полно (т.е. с опорой на последние знания о психике и личности), обоснованно (в эмпирическом отношении), исторично (принимая во внимание развитие и преемственность психологических феноменов во времени).

49

Следует учитывать достаточно поздний и ограниченный характер психолого-исторической научности, которая как часть исторического сознания находится в окружении мифологических, религиозных, художественных представлений о прошлом и подвержена сильному воздействию с их стороны. Тезис о «вечном возврате» мифохудожественного начала в познание хорошо иллюстрируется положением в человековедении конца XX в. Академическим дисциплинам, наследующим заветы «строгой» классической науки, брошен гуманитарный вызов. Это относится прежде всего к психологии. Яркие примеры гуманитарного подъема наших дней: интерес к оригинальным текстам культуры, возврат символических толкований и повествовательного (нарратив-ного) изложения в статьи и монографии, расцвет «неоар-хаических» (полумагических и полурелигиозных) психоте-рапий - слабо соприкасаются с принципами науки о психике. Эта наука возникла более 100 лет тому назад как точное, лабораторное исследование сознания для преодоления «спекулятивных», недоказуемых положений о человеке и его душе. С тех пор предмет, теории, методы научной психологии менялись и расширялись, но ее единство сохранялось вопреки периодическим прогнозам о распаде на чуждые друг другу направле ия. Конкурирующие течения имели общий объект - живого человека, единый фонд понятий, интересов и тем, сложившийся в классический период научной психологии (примерно между 1860 и 1910 гг.), критерии научности, обязанные естествознанию XIX в. Логика развития психологии состояла в том, что подходы, не усвоившие указанные критерии научности, трактовались как «истоки» или оттеснялись за ее гределы.

Сегодня науке о психике приходится возвращаться к своим якобы преодоленным истока^, чтобы удержаться в гуманитарной струе и при этом в значительной степени ориентироваться на историю, где гуманистическое книжно-письменное начало всегда сохранялось.

Внутри исторической психологии усиливается гуманитарное давление на сциентистское человекознание, но со-

50

храняется и прежняя линия междисциплинарного взаимодействия: восприятие традиционным книжно-письменным толкованием некоторых теоретических и методических положений строгого знания Нового времени. Упрощая, междисциплинарное поле исторической психологии можно изобразить следующей схемой:

Традиционные гуманитарные занятия образы, символы, ценности культур Сциентистское человекознание Нового времени Будет неверным отождествлять историю с гуманитарным полюсом схемы, а психологию - со сциентистским. На самом деле каждая наука обладает полным набором ориентаций. Но несомненно, что стержнем «классической» психологии являются экспериментально-лабораторные методы, а «классической» историографии - текстуальные толкования.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОТО-ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. В конце XX в. теоретики человековедения видят ближайший ориентир развития своей области в объединении книжно-письменной «архаики» и научной «современности» в постсовременный тип знания. Учитывая этот прогноз, следует внимательно отнестись к опыту сотрудничества истории и психологии, включив сюда и период до оформления двух независимых наук. Тогда можно вычленить несколько хронологических этапов-ориентиров в движении психолого-исторических знаний:

I. Мифохудожественные и художественные образы прошлого вместе с религиозными, философскими, истори-офилософскими доктринами природы человека (полное преобладание до появления независимых истории и психологии).

II. Научные реконструкции человеческого прошлого на стыке истории и психологии:

1) общепсихологические и общеисторические изыскания (историческая психология в широком значении слова) - со второй половины XIX в.;

 ΛΛΛ     >>>   

Физически отличается от современного человека очень мало
Словесное искусство тех времен шире сферы современного художественного вымысла
Хотя метафора личность - текст уступает в популярности метафоре личность - роль
Телесная жизнь есть смерть очень популярен в средние века
Доистория противостоит истории как непосредственность человеческих связей - их отделению от человека
Рыжов Б. История психологической мысли психологии

сайт копирайтеров Евгений