Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В отечественной науке самым распространенным ос тается определение социологии права, данное СВ. Бо- ботовым: это «наука о социальных условиях существо вания, развития и действия права в обществе» 3 . Дру гой исследователь, Э.В. Тадевосян, определяет социо логию права как науку о закономерностях взаимодействия права и общества как социальной системы 4 .

1 Мейхью Л. Социология права //Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М., 1972. С.233-234.

2 Алексеев С. С. Философия права. М., 1998. С. 44.

3 Боботов С. В. Буржуазная социология права. М., 1978. С. 17.

4 Тадевосян Э. В. Социология права и ее место в системе наук о праве. С. 50.

 

По В.А. Глазырину, социология права является отраслью социологии, изучающей социальные закономерности фун кционирования, изменения и механизмы взаимодействия общества и его социальной подсистемы — права 1 .

1 Юридическая социология. М., 2000. С. 10-11.

Как самостоятельная дисциплина социология права неразрывно связана с общей социологией и испытыва ет ее влияние. Социология права в основном использует социологические методы: историко-сравнительный, статистический, опросный, этнографический и др., а так же и понятия («социальный контроль», «девиантное по ведение», «социальные роли», «социализация», «аккуль турация» и т.д.). С другой стороны, изучение правовой реальности может быть полезным для социологии. Э. Дюркгейм советовал социологам внимательно изу чать нормы права, которые рассматривал как соци альные факты. Социологически предпочтительнее говорить о пра вовых феноменах, нежели о праве: «вне» наблюдателя I находится наблюдаемый объект, который воспринима ется как простая видимость. Иными словами, социоло гия отказывается судить об онтологической реальности фундаментальных понятий, которыми оперирует фило софия права (естественное право, правосудие и т.д.). В каком-то смысле социология права деструктивна: она стремится раздробить право на множество разнород ных и нестабильных явлений. Что не мешает ей в даль нейшем распределить явления по категориям.

В частности, социология права проводит дистинкцию между первичными и вторичными юридическими явле ниями. Первые, порождающие вторые, — правовые нор мы (закон, обычай), судебные и административные ре шения и т.д. Они и продуцируют до бесконечности вто ричные юридические явления. Сделав вывод о том, что первичные юридические явления должны быть a priopi чисто юридическими, некоторые ученые предложили очень узкую концепцию социологии права, согласно которой она ограничивается только исходящими от власти решениями, то есть государственным правом.

Исходя из другой точки зрения, было предложено подразделить все правовые феномены на феномены-ин ституты и феномены-казусы. Любой юридический ин ститут предназначен для применения: его применение образует бесконечное множество казусов, в том числе казусы неприменения, неправильного и противополож ного применения. Рассуждая о браке, следует сначала говорить о браке-институте, рассматриваемом в про странстве (российский, английский, мусульманский институт и т.д.) и времени (спартанский, римский, сред невековый, брак и т.д.). Но вокруг каждого из этих бра ков-институтов образуется множество браков-казусов: каждая пара по-своему живет и в браке, а это означает огромное количество способов поведения, отношений, ситуаций, психических состояний, короче, психосоци альных феноменов, каждый из которых уже сам по себе является казусом. Однако не следует выносить сужде ний на основе самобытности и разнообразия казусов. Ибо лишенный деталей, которые привносятся индиви дуальным темпераментом и превратностями судьбы, брак-казус вместе с остальными казусами составляет единое коллективное явление, совокупность явлений- казусов, ту «брачность», осознание которой важно как для социологов права, так и для демографов. Для изу чения институтов особенно подходит сравнительно-ис торический метод, индивидуальные казусы изучаются отдельно, коллективные явления посредством стати стики или опроса.

В структуре социологии права можно выделить мак росоциологичеекий и микросоциологический уровень. Макросоциология права изучает развитие и функцио нирование права в масштабах того или иного общества на протяжении достаточно длительного времени. Пред метом микросоциологии права являются непосредствен ные правоотношения внутри конкретных социальных общностей, между отдельными группами, классами, со циальными слоями. Социология права предстает как совокупность нескольких узкоспециализированных областей и включает в себя социологию конституционного права, социологию гражданского права, социологию уголовного права. По многообразию объектов позна ния исследователи выделяют законодательную социо логию, социологию функционирования правоохранитель ных и судебных органов, социологию правосознания и правового поведения, социологию преступности, юри дическую конфликтологию. Можно разделить социоло гию права также на фундаментальную и прикладную, эмпирическую и теоретическую.

Отрасли социологии права образуются на основе либо правовых категорий, либо чисто социологических. Отсюда вытекает проблема внутренней структуры юридической социологии, чему должен быть отдан при оритет: структуре правовой науки, или структуре со циологии в качестве образца для структурного оформ ления социологии права.

1.2. Социология права, правовые дисциплины, философия права: сходство и различие

Социология права, будучи одной из наук о праве, тесно связана с правоведческими дисциплинами — общей теорией права, философией права, социологи ческой юриспруденцией. Но и различия между социо логией права и правовыми дисциплинами достаточно существенны. Под правовыми дисциплинами в данном контексте мы понимаем систему наук о праве, которая традиционно преподается на юридических факультетах, а также используется в юридической практике. Самое простое различие между социологией права и правовыми дисциплинами состоит в том, что последние изучают нормы права как таковые, а социология права стремится понять как социальные причины, порожда ющие эти нормы, так и социальные последствия этих норм. Разумеется, что и юриспруденция не может замк нуться лишь в текстах законов, оторванных от жизни, от генезиса правовых норм и их применения. Ей всегда приходилось учитывать возможные социальные последствия принятия того или иного закона.

Различие между системой наук о праве и социологи ей права следует искать в разнице ракурсов рассмотрения ими права как объекта. Право, которое юрисп руденция изучает изнутри, социология права рассматривает с внешней стороны. И именно поэтому она ви дит его как социальное явление, не пытаясь проник нуть в его глубинную сущность.

Правовед находится внутри правовой системы своего национального права. Он его практикует, участву ет в развитии доктрины, является авторитетом в праве. Социолог же пребывает вне изучаемой системы и не влияет на ее функционирование. Характерная черта социологии права состоит именно в дистанцировании от изучаемой правовой реальности. Социолог пользует ся эмпирическими методами и его интересуют как внешние явления, так и глубинные связи, возникающие на всех уровнях социального.

Философия права является высшей духовной фор мой познания права, его сущности и смысла, его соци альной и человеческой значимости. Она подвергает осмыслению права и обязанности личности, сущность справедливости, свободы и равенства, естественное право.

Социология права некогда была частью философии права. Но их союз был возможен лишь до тех пор, пока социологи, как и философы, возводили умозрительные конструкции о человеке и обществе на основе своего личного опыта. Когда социология обратилась к эмпири ческим методам исследования: наблюдению, экспери менту, анкетированию и т.п., произошел разрыв. Однако существенные различия в методах и способах позна ния правовых феноменов отнюдь не исключают связей между ними.

Некоторым философам импонирует в социологии пра ва то, что она ищет источник права в глубинах социальной жизни, т.е. утверждает приоритет социальной реальности по отношению к другим видам реальности (биологической, психической и т.д.).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Его пове дение результат давления авторитета родителей ребенка социализации
Касьянов В., Нечипуренко В. Социология права права 12 конфликта
Нормы нравственности в сознании русского человека недостаточно дифференцированы согласно обществе
Социология права должна рас сматривать свой предмет как аутопойетическую подсистему общества ожидания ожиданий
Ролевая система совокупность ролей

сайт копирайтеров Евгений