Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Социология права в своей теоретической части обла дает достаточно мощным эвристическим потенциалом и может сегодня способствовать концептуальному обога щению философии права. Теоретическая социология права в лице своих классиков — М. Вебера, Е. Эрлиха, Т. Гейгера, Ж- Гурвича, Т. Парсонса, П. Сорокина — еще долгое время будет неисчерпаемым источником идей и вдохновения для современных философов права.

Современные дискуссии. Польские исследователи А. Подгурецкий и Я. Квашневский утверждают, что социология права вытесняет теорию права или в луч шем случае они являются двумя неразрывными частя ми одной общей науки. С.С. Алексеев говорит о том, что социология права вместе с философией права и общей теорией права входит в состав правоведения. Особое место занимает отношение социологии права и философии права. По мнению некоторых исследовате лей, философия права тождественна социологии права. Другие ученые подчеркивают различие между этими двумя дисциплинами. Д.А. Керимов определяет фило софию права как теорию, разрабатывающую проблемы теоретико-мировоззренческого подхода к познанию го сударства и права, тогда как социология права дает научную картину государственно-правовой реальности 1 .

1 Керимов Д. А. Основы философии права. М., 1992.

1.3. Социология права и другие общественные науки

Социология права связана почти со всеми отрасля ми социологической науки, которые в той или иной мере затрагивают правовые аспекты социальной жизни. Здесь необходимо отметить взаимосвязь социологии права с социологией религии и политики, а также с экономической социологией.

Религия, как и право, представляет собой норма тивную систему, которая в историческом прошлом была важнейшим источником многих правовых норм, сред ством социального контроля и регуляции поведения. Поэтому контакт социологии права и социологии рели гии — вполне естественное явление.

Религиозные нормы не только содержат в себе тре бования, относящиеся к сфере духовного («того, что не от мира сего»), но и несут чисто социальные императи вы. Религия обладает удивительной адаптационной пла стичностью, мощным легитимационным авторитетом. Она может сакрализовать любой вид норм, трансфор мировать обычаи в освященные стереотипы поведения.

Существуют религиозные правовые системы и лега листские религии (шариат, иудаизм). Близость религии и права, особенно в исламских странах, показывает большое сходство в их социальном функционировании.

Социология религии изучает религию как социальный институт во взаимодействии с другими социальными институтами в обществе, проблемы религиозности, секуляризации и психологии верующих.

Политика и право — это два способа деятельности двух видов власти. В праве законодательная власть выражает себя, устанавливая нормы, за неуклонным соблюдением которых она постоянно следит. Правовые нормы, законы обладают определенным автономным су ществованием. В политике же исполнительная власть выражает себя текущими решениями, которые она принимает под влиянием динамики социально-полити ческой ситуации.

Политическая наука занимается вопросами полити ки и управления государством. Она изучает то, как люди управляют своим обществом, различные формы правления, их структуру и отношение к другим обще ственным институтам. Особый интерес для политологов представляют способы достижения людьми власти в обществе, то, каким образом они сохраняют за собой властные позиции, взаимоотношение властвующих с подвластными, политические организации, институты, движения и поведение избирателей.

Политическая социология изучает политику как со циальный институт, функционирование и распределе ние власти в обществе, взаимоотношение политической сферы с другими сферами общественной жизни; взаи моотношение политических институтов с другими соци альными институтами.

Что касается разграничения социологии права и по литической социологии, то здесь можно испытать боль шие трудности, особенно тогда, когда каждая из них занимается одним и тем же объектом. Например, соци ология конституционного права оказывается весьма похожей на политическую социологию. У них общий объект исследования — группы давления, партии, бюрократия, революции, общественное мнение.

Политическая социология может помочь социологии права в поисках объяснения какого-либо правового ин ститута, указывая на то, что следует обращаться не только к социологическим факторам, но не забывать и политическую власть, которая и создает право.

Экономическая наука также концентрируется на изу чении одного социального института. Экономисты зани маются исследованием проблем производства, распреде ления, обмена и потребления товаров и услуг в конкрет ном обществе. С позиций экономической науки право рассматривается как своеобразный фактор, оказываю щий влияние на экономические отношения, на функционирование и защиту определенных форм собственности, производства, товарно-денежных связей, хозяйствования.

Экономическая социология — система научных зна ний о поведении людей в различных сферах экономи ческой жизни общества (производстве, обмене, распре делении и потреблении). Она изучает многообразные формы экономического поведения и выражения эконо мических интересов людей, а также структуру и меха низмы воздействия на людей экономических институ тов {собственности, разделения труда, рынка товаров и труда, денежных институтов и т.п.).

Социология права и экономическая социология могут в ходе научных исследований опираться друг на друга. Возросшее воздействие права на экономику, а также раз витие юридической социологии расширяет сферу междисциплинарных исследований.

С социологией права близко связаны несколько дис циплин: юридическая этнология, юридическая антро пология и юридическая психология.

Юридическая этнология. От социологии права юри дическая этнология отличается тем, что она обращена к примитивному, или архаическому, праву. Архаическое право представляет собой определенную стадию правовой эволюции, которую наше общество уже дав но миновало. Однако такое право еще и сегодня является действующим в некоторых примитивных обще ствах, а также этнических группах на нашей планете. Здесь речь идет о доиндустриальных правовых системах неевропейских обществ, за исключением, разуме ется, таких, как, например, мусульманское право или китайское право императорского периода.

Юридическая этнология занимается изучением уст ных обычаев, традиций, ритуалов примитивных обществ. Их анализ дает надежду пролить свет на происхожде ние права. Юридическая этнология также помогает понять сложный и противоречивый процесс правовой ак культурации, когда обычное право развивающихся стран сталкивается с импортированными моделями ев ропейского права.

Юридическая антропология — это наука о homo juridicus , т.е. человеке как юридическом явлении. Че ловек — это действительно homo juridicus , ибо только он среди всех других живых существ способен созда вать нормы и соблюдать их, обуздывать свои инстинк ты и агрессию, т.е. действовать сознательно. Только человек является творцом юридической реальности (правовых норм, законов, императивов), которую он сам создает и сам же ей подчиняется. Именно эта прису щая человеку способность, поддерживающий ее твор ческий ментальный механизм и являются предметом юридической антропологии. Понимаемая таким обра зом, она может обогатить социологию права, объясняя происхождение и эволюцию юридических явлений.

Юридическая психология изучает проявление и ис пользование психических закономерностей, психологичес ких знаний в сфере правового регулирования и юриди ческой деятельности. Юридическая психология исследу ет проблемы повышения эффективности правотворчества, правоприменительной и пенитенциарной деятельности на основе учета психологических факторов 1 .

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Поскольку по новому высвечивает первичную социализацию
Детальное изучение личности преступника помогает следствию в раскры тии преступления
Иногда в качестве критерия эффективности той
Согласно парсонсу
Девиантное поведение приобретается на основе

сайт копирайтеров Евгений