Пиши и продавай! |
226 Данные проекты являли собой диаметрально противоположные подходы к проблеме решения аграрного вопроса, при этом разрабатывались они одновременно, с согласия Николая II и в рамках одного правительства. Такая непоследовательность верховной власти лишала правительство целеустремленности и политической воли в принятии решений. Поэтому неудивительно, что в свое время ни тот, ни другой проект так и не осуществился. Итак, если подвести итог рассмотрению проблемы консервативного реформизма в Германии и в России, то следует отметить, что охранители обеих стран в принципе не отрицали возможности перемен, однако категорически отвергали революционные переломы в развитии, порожденные, с их точки зрения, жаждой изменений во имя самих изменений. Будучи сторонниками историзма, немецкие и российские консерваторы, полемизируя с либеральной идеей прогресса, требовали сохранения преемственности между старым и новым, если изменения либо уже совершились, либо представлялись неизбежными. То есть консерватизм, идя на вынужденные (и только на вынужденные) перемены, пытался использовать их ради 227 сохранения основы существующего порядка. Хотя нужно отметить, что российские охранители относились к переменам более болезненно, так как бурные изменения времен Петра I «запрограммировали» импульсивный характер развития России, когда необходимые перемены долго откладывались и их осуществление носило достаточно резкий характер. 228 предоставив правительству все заботы по проведению необходимых преобразований. Именно высшая бюрократия в Германии и России была основным источником и носителем идей консервативного реформизма, так как, даже используя либеральные рецепты, чиновники делали это ради упрочения существующего государственного строя. Однако в разработке и осуществлении своих преобразовательских проектов правительственный аппарат обеих стран был оторван от широких слоев общества, самоуверенно опираясь не на общественное мнение, а на собственное понимание общественного и государственного блага. Это ослабляло позитивное воздействие предлагаемых реформ, так как население считало их чисто правительственным делом и не желало брать на себя ответственность за их осуществление. 229 совсем успешной, что стало особенно заметно в условиях Первой мировой войны, которую государственный организм Российской империи (так же, как и Германской) не смог выдержать. Если подвести краткие итоги, можно отметить, что зарождение и развитие консервативных тенденций в общественно-политической жизни Германии и России, тесно переплетаясь с историей этих стран и имея поэтому неповторимые особенности, все же обнаруживает достаточно сходные черты. При этом необходимо напомнить, что консерватизм рассматривался нами как конкретно-историческое явление, ставшее, по мнению Карла Манхейма, реакцией на Просвещение и Великую французскую революцию. Однако если эта отправная точка характерна как для западной Европы вообще, так и для Германии в частности, то в России основным «раздражителем», способствовавшим формированию охранительных взглядов, стали преобразования Петра I. Хотя осмысленная консервативная реакция на эти события последовала только в начале XIX века в лице Карамзина, выступившего с развернутой критикой преобразовательских устремлений молодого императора Александра I и его сподвижников. Подобное «запаздывание» консервативной реакции на переломную Петровскую эпоху в некоторой степени определялось неразвитостью гражданского общества в России и неготовностью (а точнее — невозможностью) тех или иных противников реформ (которых было достаточно) противостоять деспотической власти самодержавия. 231 Тем не менее, несмотря на эти различия, в немецком и российском консерватизме можно выявить сходные черты в процессе формирования и развития специфического консервативного" мышления. Основои этого мышления в обеих странах была ярко выраженная антирационалистическая критика теорий Просвещения. Консерваторы Германии и России обвинили просвещенческий рационализм в создании культа человеческого Разума, живущего по своим собственным законам, оторванного от реальной действительности и самоуверенно пытающегося эту действительность систематизировать. Но несмотря на сходные приемы, использованные русскими критиками рационализма, у них, по сравнению с немецкими консерваторами, имелось существенное отличие. Немецкие охранители доказывали ошибочность рационально-систематизирующего способа мышления, охватившего Европу в целом и Германию в частности, российские же консерваторы пытались доказать принципиальную чуждость западного рационализма России, отделяя ее от Европы. Склонность к отождествлению негативных и нежелательных — с точки зрения русских охранителей — явлений с Западом стала одной из характерных черт российского консерватизма. 232 Подобные тенденции сообщали консервативной мысли в России и Германии значительную долю иллюзорности, что было для охранительного мышления особенно опасно, так как оно возникло как претензия на адекватную и лишенную иллюзий оценку действительности. Это наложило свой отпечаток на конкретные проявления консервативного мировоззрения в обеих странах. 233 Поэтому в условиях быстро меняющейся общественно-политической и экономической ситуации немецким и российским консерваторам не удалось сохранить баланса между старым и новым, хотя попытки такие предпринимались. Часть охранителей обеих стран не была принципиально против попытки умеренного реформизма. Категорически отрицались только кардинальные революционные преобразования или изменения, инициированные не реальной жизнью, а новомодными политическими теориями. То есть, борясь с изменениями ради самих изменений, наиболее дальновидные консерваторы обеих стран были согласны идти на изменения во имя сохранения, воспринимая вынужденные (обязательно вынужденные реформы) как неизбежное и наименьшее зло. При этом главным считалось сохранение институциональной преемственности с дореформенными порядками. 234 различались по типу политического действия (реального или декларируемого). С нашей точки зрения, здесь можно выделить три направления: легитимисты (реставраторы), реакционеры и институционалисты. Для легитимистов главным было сохранение или (если возможно) восстановление Богом данных и исторически сложившихся порядков, основанных на сословно-корпоративном общественном строе и принципе личной преданности монарху. Поэтому легитимисты достаточно часто были недовольны реакционерами, которые во имя сохранения существующего status quo готовы были идти на самые резкие меры, затрагивающие в том числе и легитимные принципы монархизма. Наиболее восприимчивы к переменам были представители институционалистского направления. В их действиях главным мотивом было сохранение институциональной преемственности при вынужденной трансформации исторически сложившегося порядка. Типы политического действия
Питали энтузиазма к деятельности правительства из-за его традиционного стремления исходить из |
|
|
|