Пиши и продавай! |
41 война 1812 г. — Г. М.) трогала меня гораздо меньше, чем Дон Кихот в оригинале» (43, S. 42). Однако нельзя отрицать, что вклад немецкого романтизма в формирование мировоззренческого фундамента консерватизма Германии был едва ли не решающим. Антирационалистическая направленность, заданная романтизмом, стала одним из главных отправных пунктов германского консерватизма. Так, Фридрих Юлиус Шталь, завершивший в общих чертах формирование консервативной доктрины в Пруссии, утверждал, что «так называемый научный метод... исходил только из себя самого и в себе самом оставался» (69, S. XV). Небезынтересно, что Шталь, высоко оценивая заслуги Гегеля в борьбе с «политической реальностью», все же осуждал его за панлогизм выведенного им абсолютного Духа (69, S. X). 42 повествовательной и эмоциональной книги Щербатова «О повреждении нравов в России») последовала только с началом XIX века в лице Карамзина. Его работа «О древней и новой России», ставшая во многом отправным пунктом российского консерватизма, была инициирована широким недовольством дворянства активной реформаторской деятельностью Сперанского. При этом противоречия между Карамзиным и Сперанским во многом объяснялись именно различиями в способе мышления, так как вряд ли можно было упрекнуть Сперанского в желании ослабить российский престол. На наш взгляд, два этих деятеля русской истории слишком по-разному смотрели на мир, поэтому даже верность царизм у не смогла их примирить. 43 вает реальной жизни собственные искусственные понятия, в результате «мнимые друзья человечества... в порядке вешей видят один только деспотизм, в спокойствии одно только рабство, в отпрысках испорченной натуры человеческой следы тиранства» (8, с. 45). 44 господствует над формой» (63, S. 182). Однако, как уже отмечалось, главное отличие славянофильства от немецкого романтизма в том, что русские ревнители традиций считали либерально-революционное мировоззрение только западноевропейским явлением, которое органически чуждо России. Поэтому главным мотивом их полемики было не столько стремление показать искусственность и априорность рационально-критического мышления, сколько доказать его чуждость русской действительности. Киреевский, как и все славянофилы, увидел причину рационалистического перерождения западного мировоззрения в том, что западное христианство изначально было порождено «торжеством рационализма над преданием, внешней разумности над внутренним духовным разумом ...В этом торжестве формального разума... проницательный ум мог уже наперед видеть в зародыше всю теперешнюю судьбу Европы... и индивидуализм как пружину общественной жизни, и филантропию, основанную на рассчитанном своекорыстии,... и Гёте — венец новой поэзии, литературного Талейрана... и героя Нового времени — идеал бездушного расчета, и материальное большинство— плод рациональной политики» (13, с. 119-120). Такой подход к действительности, по мнению Киреевского, не давал никаких жизнеспособных всходов, несмотря на все, зачастую небесталанные, ухищрения. В качестве примера приводится Декарт, который, «несмотря на все свое гениальное разумение формальных законов разума, был так странно слеп к живым истинам» (13, с. 217). Поэтому славянофилы не склонны были, подобно европейскому консерватизму, взваливать главную вину на Просвещение, так как обрушившиеся на Европу потрясения «не есть изобретение энциклопедистов, но действитель- 45 ный идеал, к которому стремились без сознания, а теперь стремятся с сознанием все западные общества под влиянием рационального элемента» (13,с.123). 46 (30, с. 323). Позднее то же издание, уже «переходя на личности», писало, что «Добролюбов никогда не выглядывал на свет Божий из своей редакции и черпал свои знания в нескольких запрещенных книжках» (6, с. 795-796). Победоносцев в сходном духе сетовал на «расположение мнимой интеллигенции, воображающей себя знающей, но лишенной того, к чему должно вести всякое знание — то есть умения взяться за дело» (18, с. 120). Таким образом, славянофилы, так же как немецкие романтики, противопоставляли жизнь разуму, лишая последний права и способности на самодостаточную преобразующую деятельность, так как, по мнению Хомякова, рассудочное начало «само по себе ничего создать не может, но мало-помалу приводит в порядок... живое начало», и «беда..., когда умозрительное вздумает создавать. Эта работа постоянного умничания идет у нас со времен Петра» (27, с. 161). Данное утверждение Хомякова является еще одним подтверждением мнения К. Манхейма о склонности консерватизма к динамическому мышлению. Как видим, к нему были предрасположены не только немецкие, но и российские консерваторы. Об этом свидетельствует сходное с мнением Хомякова высказывание Константина Победоносцева, которого вряд ли можно отнести к поклонникам собственно славянофильства. Последний, характеризуя особенности уже своего времени, пишет о том, что «умы... утратив способность учиться, то есть покоряться законам жизни, разом поднялись на мнимую высоту, с которой каждый считает себя судьей жизни и вселенной» (18, с. 72). 47 стические настроения Западу в целом, и если различали европейских либералов и охранителей, то не отводили последним решающего значения. Если посмотреть, какие ценности Погодин считал западными, а какие исконно русскими, то получалось, что ценности, защищаемые консерватизмом всей Европы, оказывались только принадлежностью России: «Там (на Западе. — Г. М.) все подчиняется форме, и форма преобладает, а мы терпеть не можем никакой формы. Всякое движение хотят там... заковать в правило, а у нас открыт всегда свободный путь изменению по обстоятельствам» (20, с. 253). 48 остальных европейских народов» (60, S. 48). Консервативное представление об универсальном предназначении Германии в Европе пережило множество метаморфоз — от идеального романтического образа до претенциозных идей пангерманизма; оно нашло себе место и в современной Германии, которая, по мнению современного консервативного историка Э. Нольте, не только служит составным элементом европейского единства, но и «является парадигматической модификацией европейской истории» (170, S. 58). Религиозные взгляды немецких консерваторов изначально тесно были переплетены с антирациональностью консервативного мышления. Так. Франц фон Баадер, кстати, очень популярный в России времен Александра I, протестуя против картезианского мышления, «которое размышление о Творении ставит впереди до-мыслимого Бога», утверждает, что «человек знает только то, что ему дано знать свыше. Его знания не приходят к нему, как полагают рационалисты, от него самого, но через приобщение, способность к которому заложено a priori, к совершенному и готовому знанию» (цит. по: 132, S. 144). 49 Накануне создания единой германской империи |
|
|
|